Найти тему
Институт ИПО

«Я уже не маленький!»: разбираемся в возрастных особенностях младших школьников

Оглавление

Детский кризис семи лет, который характеризуется снижением самооценки, неприятием к учебному процессу. Чем может помочь взрослый, разберем ниже.

Младшим школьным возрастом считается 7-10 лет ребенка. Малыши переходят из детского сада в школьное учреждение, а их мамы и папы сталкиваются с разными проблемами.

Разберем в нашей статье:

  • Что является кризисом семи лет, зачем его опасаться;
  • Какие нововведения возможны в поведении детей, их проявления;
  • Как решать мотивационные проблемы ребенка.

Что является кризисом семи лет

Младший учебный возраст совпадает с психологическими трудностями ребенка. Вообще, кризисные моменты появляются, когда умения и способности ребенка повышаются, но близкие люди бывают к ним не готовы, относясь к ребенку, как в младенчестве. Возможно и, наоборот – к ребенку предъявляются иные требования, а малыш оказывается к ним не готов. Яркий пример – при ранней отдаче ребенка в школу начинается дезадаптация.

Как характеризуется кризис? У ребенка ухудшается поведение, однако он не является виновным в изменениях. Ребенок часто сам не понимает, как управиться с возникающими способностями. Малыш нуждается в поддержке близких родственников, которым необходимо проявить чуткость, терпение, предоставить ребенку право на ошибку, пробовать новое, спокойно отнестись к кривляниям и лжи. Как и все кризисы, он не относится к конкретному возрасту, может наступить раньше или позже указанного срока.

Признаки наступившего кризиса:

  • Потеря интереса к занятиям, игрушкам, которые ранее привлекали;
  • Демонстрация показа взросления с фразой «Я большой»;
  • Двойственность в поведении – хитрость, манерность, бунт и ложь.

Изменения в ребенке могут озадачить его родителей. Но в реальности они показывают, что ребенок готовится перейти на иную стадию своего развития. Пробы стать самостоятельным, открытие иных способностей в мыслительных процессах. В возрастной психологии это называется формированием новообразований.

Новые возможности у младшешкольников

Новообразованиями в психологии называются иные психические, поведенческие реакции, которые нарабатывает ребенок.

Какие новые навыки появляются у детей 7-10 лет:

•Новый виток мышления. У ребенка семи лет преобразуются мыслительные процессы, которые подчиняют действия, общее восприятие малыша. Процесс восприятия становится избранным – ребенок вправе сам решить, на что сконцентрировать свое внимание, перестает подчиняться указаниям мамы «посмотри в эту сторону, гляди на это». Речь становится более связной, преобладают смысловые предложения, появляются истории пережитого. Ребенок учится ставить себя на место другого ребенка, додумывать истории, уточнять нюансы. Начинает преобладать смысловая память, ребенок учится запоминать, заучивать выбранную им информацию. Все процессы связаны между собой, приходят постепенно. Когда у ребенка сложности в чем-то, например, в речи, ее можно исправить с помощью развитой памяти и внимательности;

  • Анализирование – ребенок начинает прогнозировать и проводить умозаключения. Тренируя приобретенные умения в классе на разных уроках, он сможет решать сложные задачи в обычной жизни;
  • Рефлексия – понимание себя, обоснование своих действий, умений. Различают рефлексию формальную (как сделать) и содержательную (зачем сделать). Содержательная актуализируется ближе к подростковому возрасту, формальная же образуется именно в младшем школьном возрасте. Когда ребенок затрудняется с ответом – как это сделать, родителям стоит задуматься.
  • Планирование – тесно связано с анализированием и рефлексией (если сделаю это, последует то. Что скажет мама). Основательно планирование развивается в подростковом возрасте, однако пошаговое проявляется уже в младших классах. Чрезвычайно важно, чтобы родители поддержали и оценили ребенка по достоинству.
  • Самооценка – она, конечно, проявляется ранее, но способность к дифференциации возникает именно в младшем школьном возрасте ребенка. Ребенок может не просто оценить, но и дать себе оценку по ряду различных навыков и достоинств. Близким может показаться, что самооценка ребенка снизилась. На самом же деле просто скорректировалась в нормальную сторону. У малышей самооценка всегда немного выше, зависит от любящего его окружения. В школе она не снижается, а формируется в адекватную сторону. Такие изменения делают ребенка более эмоционально стойким и стабильным, он знает, на что способен, в чем сильные стороны.

Развитие мотивации к учебе

Взрослые начинают переживать, что дети применяют навыки, приобретенные не совсем правильно, занимаясь другими делами, кроме учебы. Такой диссонанс возникает из-за отсутствия мотивационного интереса ребенка и направленности родителей.

Мотивацией называется побудительные действия, отвечающие на вопрос «Почему мне необходимо это делать?».

Мотивацию различают двух типов:

  • Внутреннюю – человек любого возраста находит ответ в себе, нравится то или иное действие;
  • Внешнюю – мотив зависит от внешних факторов – учить уроки надо, иначе получу двойку.

Мотивация познавательная, характеризующаяся любопытством к новым навыкам, и учебная (желание обучаться) формируется в дошкольном возрасте. К окончанию раннего возраста у ребенка возрастает количество мотивов, возникает некая иерархия, ребенок начинает разделять важные и не очень мотивы – что-то совершает в первую очередь. Умение является критичным для детей младшего школьного возраста, позволяя ребенку акцентировать внимание, сосредотачиваться на учебном процессе, получать положительный результат.

Развитие у ребенка самостоятельности, рефлексии приводит ко многим задачам – зачем он должен делать конкретно это, а не то, зачем учиться и делать уроки.

Немногие понимают, что научить мотивации невозможно. Все воспитательные беседы взрослых, педагогов бесполезны. Мотивация показывается исключительно собственным примером и на своем опыте.

Что можно сделать родителям для мотивирования ребенка:

•Учесть интересы ребенка и развивать его в этом направлении;

•Определить сильные стороны малыша;

•Поддерживать ребенка, отмечать успехи, не замалчивая их;

•Перестать акцентировать неудачи ребенка, ругать;

•Поддерживать доверительную систему в семье.

Итоги

Младшим школьным возрастом считается 7-10 лет ребенка. В этом возрасте появляются новообразовательные процессы, тесно связанные с приобретением самостоятельности, выбора, возрастающим интеллектом.

Возникают способности к анализированию, планированию, развиваются рефлексия и самооценка. Ребенок может потерять мотивацию к учебному процессу. Для поддержки ребенка родителям необходимо проявить заботу и внимание к интересам малыша, переместить фокус с проблем на успехи. Помнить, что доверительная обстановка в семье очень важна для ребенка в любом возрасте.