"Медведь" - довоенная экранизация чеховской пьесы, дипломная работа режиссера Аннеского.
Сценарий Анненский написал сам, бережно сохранил чеховский текст, добавив остроты и динамичности небольшими новыми сценами. Например, главный герой в запале стреляет по фарфору, отнимает у слуги еду, предназначенную хозяйке.
Блистательный дуэт Жарова и Андровской не дает оторваться от экрана в течение всего фильма.
Режиссеру стоило немалых трудов уговорить актеров на съемки. Писал сценарий он именно для них. К отказавшемуся Жарову он приехал домой и прочитал ему сценарий, после чего получил согласие. Андровскую ездил уговаривать в Москву. Молодой режиссер проявил недюжинное чутье в плане выбора актеров. Фильм его числится самым удачным дебютом советского кинематографа.
Несмотря на то, что сюжет незамысловат, каждая минута наполнена действием, фильм источник множества крылатых фраз. У персонажей удачные характерные сольные номера с песнями. У Андровской романс на стихи Пушкина "мой голос для тебя, и ласковый, и томный", у Медведя "Мой папаша пил, как бочка".
Вдова Попова, запершая себя в четырех стенах после смерти мужа, не желает снимать траур. Но при этом не забывает припудриться. И объясняет портрету покойного мужа, что он недостоин такой жертвы. Найденные любовные письма тому доказательство.
К ней приезжает сосед, кредитор мужа, которому до зарезу нужны деньги немедленно. Отдавать проценты банку.
Попова признает долг. Но предлагает подождать два дня приказчика, который решает денежные вопросы. Разъяренный помещик принципиально остается в доме помещицы ждать деньги.
Крушит вокруг себя обстановку и специально, и непреднамеренно.
"Черт возьми, какая у вас ломкая мебель!"
Вдовица, сначала увещевавшая незваного гостя не нарушать ее покоя, постепенно раскаляется, и перепалка доводит парочку до дуэли.
Помещица приносит дуэльные пистолеты мужа, а кредитора внезапно осеняет - вот она, женщина его мечты.
Начинаются темпераментные выяснения отношений, похожие на следующий виток перепалки. Заканчивается все пылким длительным поцелуем и немой сценой у Луки, который прибежал спасать барыню с топором наперевес.
Фильм смешной, добрый и наивный.
Из тех, которые можно пересматривать бесконечно.