Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
12 сентября - день рождения моего любимого писателя-фантаста Станислава Лема (1921-2006).
Поэтому начну-ка я тут новую рубрику и новую подборку ("Откуда дровишки") - о прочитанных мною когда-то фантастических (и научно-фантастических) книгах, просмотренных фильмах и увиденных картинах на фантастические темы.
Первым в ряду должно стоять имя Лема. Его я читаю и перечитываю с детства.
Когда-то у нас дома был всего один сборник Лема - "Охота на сэтавра", выпущенный в 1965 году. Ну, прочитала я его чуть попозже, где-то в начале 70-х. Именно в этом издании:
Туда вошли рассказы о пилоте Пирксе и "Сказки роботов" в прекрасном переводе Ариадны Громовой. Тексты запоминались намертво - до сих пор могу цитировать какие-то фразы и строки.
Потом я прочитала, тоже еще в нежном возрасте, такие контрастные вещи, как "Солярис" (сильнейшее впечатление, еще до фильма и помимо фильма Тарковского) и "Звездные дневники Ийона Тихого" (обожаю до сих пор).
Тягу к романтике подпитывал утопический роман "Магелланово облако" с полетом будущих людей коммунистического общества в другую галактику. Сейчас этот роман кажется наивным и очень многословным, в отличие от "Соляриса" или рассказов про Пиркса и Ийона Тихого.
Ну, а дальше - если попадалось на глаза имя "Лем", брала и доставала его книги правдами и неправдами. Купить их в СССР было не очень просто (хорошую литературу печатали огромными, по нашим меркам, тиражами, но моментально сметали с прилавков). Что-то бралось у знакомых, что-то находилось в библиотеках - интернета еще не существовало.
Поэтому полное собрание сочинений Лема на русском языке появилось уже в перестроечное время, я покупала на каких-то развалах отдельные тома, и целиком его у меня нет.
Тем не менее, всегда восхищало невероятное разнообразие идей Лема и яркость его образов. Ему удавалось всё: жуткая трагедия ("Непобедимый", "Фиаско"), страшная притча ("Маска"), психологический триллер ("Солярис"), сатира и юмор ("Кибериада", "Сказки роботов"), антиутопия ("Эдем", "Возвращение со звезд"), интеллектуальные игры ("Футурологический конгресс", "Сумма технологии", и другие работы).
Лем - из тех писателей, которые не эксплуатируют однажды найденный прием и не штампуют сериалы как гамбургеры, а постоянно придумывают что-то новое и неожиданное.
Заметно, что умонастроение Лема менялось с годами. Он становился жёстче и пессимистичнее. Каким-то образом это сочеталось у него с нарастанием религиозных мотивов (и отчаянием от сознания несовместимости светлой веры и непостижимо страшного, зачастую жестокого и абсурдного Бытия).
Хотя я могу судить о стиле Лема только по переводам (приноровиться читать по-польски - невелика премудрость, однако стилистические тонкости остаются за кадром), мне кажется, что он не только блестящий писатель с неистощимой фантазией, но и, в первую очередь, мыслитель и философ. А такое среди беллетристов встречается очень редко.
Фантастика здесь - материал для постановки и решения сугубо философских и психологических задач: дано нечто (допустим, условия существования таковы); герою требуется сделать то-то и то-то при таких-то ограничениях - что получится?..
Далее писатель следит за поведением персонажей как ученый, не попадая в ловушку определенной литературной парадигмы (супермен всегда должен всех побеждать и получать в награду супердевушку).
А ещё мне нравится, что он, прекрасно помнивший, что такое война, холокост и репрессии, совершенно не увлекался "звездными войнами".
Конечно, я в "Хранительнице" нередко использую явные и скрытые отсылки к Лему - почему бы и нет?.. Я люблю творчество Лема, восхищаюсь им, часто вспоминаю его образы - признаваться в этом ничуть не зазорно.
Ведь каждая книга, как известно, является суммой (или произведением) прочитанных автором книг.
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!