"Тот прав, кто громче и с большей убедительностью крикнет на другого"
Лев Николаевич Толстой
Приветствую Вас уважаемые читатели, с вами вновь бывший аспирант и младший научный сотрудник ВНИВИПа. Я продолжаю свою серию статей о учёных которые оставили свой след в науке. Историю которую я хочу здесь изложить периодически поднимается в научных и общественных кругах. Я отойду от обычного моего повествования об одном человеке и постараюсь рассказать сразу о двоих, но в нескольких частях.
Судьба прочно связала этих двух людей, их творческие пути были диаметрально противоположны, а подходы к решению проблем абсолютно различны. Но жизнь их заставила встретиться, в результате этой встречи оба прославились. Правда один из них получил геростратову славу, а второй почти официальное звание мученика от науки. Скорее всего вы уже догадались, что речь пойдёт о Трофиме Денисовиче Лысенко и Николае Ивановиче Вавилове. О этой истории написано многое и снято много неплохих фильмов (я дам в конце третей статьи ссылки). Я же постараюсь написать, на сколько смогу не предвзято, о их поступках и мыслях.
А читателю хочу напомнить, что суд потомков всегда несправедлив, так как мы не находимся в том времени и не имеем всей полноты информации о обстановке царившей в тот момент.
Между этими людьми была одиннадцатилетняя разница в возрасте. С одной стороны вроде много, но с другой стороны они жили в одно время, пережили одни события. И тот и другой сделали многое и были оппонентами друг друга. Их несовместимость выражалось как в науке, так и вне её, способами приличными и весьма грязными методами борьбы.
Вавилов и Лысенко были разного социального происхождения. Николай Иванович родился в семье купца, Трофим Денисович был сыном крестьянина. В семье Вавиловых было семеро детей, но трое умерло в детстве. Из оставшихся четверых двое посвятили себя науке Николай стал известным биологом, а его старший брат Сергей стал физиком. Оба достаточно прославились на выбранном ими поприще.
В 1906 году Николай оканчивает московское коммерческое училище и поступает в московский сельскохозяйственный институт (ныне Тимерязевская академия). В институте он проявляет интерес к исследовательской работе, выступал с докладами о теории дарвинизма, написал дипломную работу о голых слизнях повреждающие поля. После окончания института в 1911 году он начинает непосредственные работы по применению генетики в сельском хозяйстве.
Стоит так же упомянуть тот факт, что в этот момент как раз начинает заражаться такая дисциплина как генетика. Относительно недавно появляются публикации Грегора Мендаля, активно ведутся работы Томоса Моргана. Николай Вавилов активно их изучает, он безусловно не в состоянии пройти мимо таких исследований.
Но давайте поговорим о детстве Трофима Лысенко. Родился он в сентябре 1898 года в семье крестьянина, село Карловка Константиноградского уезда Полтавской губернии. У отца Трофима Денисовича было довольно крепкое хозяйство, которое он периодически увеличивал. Это был довольно трудолюбивый человек, сплотивший неплохое для крестьянина состояние. В последующем семья вступила в колхоз, где отец Трофима продолжил свою карьеру.
Трофим начал свое образование с Уманской школы садоводства, которую окончил в 1921 году. После её окончания, в 1925 гуду он поступает Киевский сельскохозяйственный институт. Параллельно с институтом он ведет рабочею деятельность, работая заведующим отдела селекции бобовых культур опытной станции в г. Гянджа. Уже после окончания института он работает старшим специалистом отдела физиологии Всесоюзного научно-генетического института в Одессе.
Оба этих человека занимались вопросами селекции, но вот подход к этой проблеме, у них был разный.
Поговорим для начала о работе Трофима Денисовича. Этот человек был последователем Мичурина. На основе своих собственных наблюдений, а также работ этого учёного он создает положения мичуринской биологии. Вот положения этой теории предложенной Лысенко.
1) Условия жизни растений и животных, влияют на их наследственность.
2) Определённые изменения условий жизни могут вызывать определённые изменения наследственности.
3) Путём сознательного изменения условий жизни (Лысенко это называл воспитанием) растений и животных можно получить направленные изменения их наследуемых признаков.
4) Некоторые приобретённые признаки наследуются.
5) Возможно вне хромосомная передача наследственных признаков.
Разберём пожалуй поподробнее эти постулаты (благо Лысенко сумел их выявить только пять).
Первое и второе утверждение, есть всего лишь наблюдения исследователя за фенотипом. Напомню, что фенотип это индивидуальное развитие любого организма, определяемое его генотипом и внешней средой обитания. Иными словами Лысенко пытался доказать, что густой подшерсток будет наследоваться, только в том случае, если кошку постоянно содержать в холодильнике. Но к его чести нужно сказать, что на тот момент, когда он отстаивал эту точку зрения, ещё толком не сформировались понимания о генетике.
Воспитание признаков. Тут всё просто, если природа своими условиями может воздействовать на наследуемые признаки, то и человек может сделать нечто подобное. К примеру если постоянно из поколения в поколение придавать растению нужную форму, со временем эта форма будет закреплена наследственно. Но вот толь сколько не гни рябину, а такую оригинальную крону, как на картинке ниже, она по наследству не передаст.
Правда конечно четвертый пункт нам говорит, что лишь некоторые признаки могут передаваться по наследству. Но если генетика нам в состоянии обосновать почему происходит то или иное наследование признака, то мичуринцы этим не парились. Объяснений и академических закономерностей они не давали.
Пятый пункт, возможно вне хромосомная передача наследственных признаков. Это положение Лысенко выявил когда делал прививки деревьям. Действительно привитое растение приобретает некоторые признаки того на которое привито. И на тот момент небольшие изменения формы и вкуса плода, толком объяснить не как не умели, не хватало знаний биохимии растений. Это сейчас объясняется, тем что очень много веществ от подвоя поступает к привитому черенку или почке, из-за чего и происходят те или иные фенотипические изменения.
Но вот сейчас мичуринцы были бы довольны, так как выяснилось, что пластиды (в которых содержится собственная нуклеиновая кислота) могут обмениваться между привоем и подвоем. Это значит, что часть генетической информации, но только не ядерная, все таки может передаться, правда на незначительном отрезке, там где идёт непосредственное соприкосновение растений.
Все эти выводы демонстрируют нам Лысенко как практика, который умеет наблюдать и делать на основе этого свои выводы, но не показывают нам в нём учёного склонного к академическому объяснению явлений.
Он умело пользуется наглядностью своих выводов, умеет доступно их объяснять. Более того у него получается демонстрировать наглядные примеры внедрения новых аграрных технологий. К примеру, посев по стерне или выращивание озимых культур. В годы войны он предлагает сеять не весь клубень картофеля, а только его часть, остальное идёт на продовольствие. Конечно подобные инициативы очень поднимают его в глазах руководства страны, на чём он и делает свою карьеру.
О Вавилове и сложившемся конфликте я хочу написать в следующей статье, что бы не перегружать читателя информацией.
И напоследок, если статья вам понравилась, то ставьте лайки, оставляйте комментарии. Я буду благодарен за обратную связь.