Конечно, двух дней недостаточно для того, чтобы полностью восстановиться, в особенности после перелетов, поэтому мы будем применять ротацию состава для того, чтобы как можно больше игроков получали игровую практику.
Незадолго до игры Сергей Семак в интервью официальному сайту клуба говорило о возможной ротации. Тренер свое слово сдержал и изменил стартовый состав почти на 100%. Единственным игроком, оставшимся на поле, по сравнению с игрой в Екатеринбурге, был Дуглас Сантос. Да и у того позиция сменилась.
Стоит заметить, изменения коснулись не только фамилий и не стали рокировками 1 к 1 в угоду легенде о двух равнозначных составах. "Зенит" подготовил к "Факелу" новые инструкции, скорректировав роли игроков. "Зенит" полностью перестроился, использовал гибридные роли, почти не допуская при этом опасности у своих ворот, хотя без сложностей и не обошлось.
На поле изменения изменения отлично прослеживались во время первой фазы атаки. "Зенит" ловко переходил от пятерки сзади к 3 защитникам - Алип, Чистяков, Адамов - с ассиметричными флангами, поднятым наверх Ерохиным и гибридной ролью Сутормина.
Выглядело это все примерно так, как отображено ниже на скриншоте.
Сутормин, как важный элемент конструкции в первой фазе атаки.
Сутормин стал третьим в команде по количеству передач. Его роль была гибридной, при обороне он становился пятым защитником, при атаке уходил в центр, становясь дополнительным адресатом для выхода вперед через короткий пас.
Алексей и до этого нередко уходил в центр, играя правым защитником, но такого ярко-выраженного крена ранее не было. В послематчевом интервью Семак прокомментировал позицию Сутормина, отметив, что такая роль должна была помочь с выходом из обороны.
Действительно, он смещался в центр поля. Против пятерки удобнее было атаковать в четверке. Ерохин выдвигался в четверке, чтобы помогать в организации, так было проще выходить из обороны
В действительности, у такой системы есть явные минусы. Адамов, Алип, Чистяков предпочитают на мяче не рисковать и играть с ближним. Более того, Арсен Адамов почти не насыщал зону, освобожденную Суторминым, по ходу игры. Соответственно, "Зенит" сильно терял в разнообразии атак - один из флангов был сильно пассивнее другого.
Для понимания, ниже карта с конечными точками (точка, куда шла передача) Адамова.
При этом "Факел" предпочитал не идти в прессинг в первом тайме. Всего лишь 1 раз воронежцы организовали командное высокое давление - в самом начале игры. Все остальное время, до второго пропущенного мяча, позволяли зенитовцам в умеренном темпе перекатывать мяч, разыскивая адресат.
В широкой позиции находился Бакаев. Зелимхан отметился тремя передачами под удар (первая из них обязана была заканчиваться голом Мантуана), забитым мячом (с помощью Кассьерры) и активным дриблингом, который ставил в ступор защитников "Факела".
Впрочем, даже так переход мяча в атаку не был идеален. За игру хозяева провели 71 позиционную атаку, лишь 8 закончились ударам (11%), хуже было только с "Химками" и "Крыльями (6% и 8% соответственно), но тогда "Зенит" и атаковал меньше! 71 атака это второй результат по сезону. 3 удара произошли во втором тайме уже на фоне удобного счета и перестановок. Также было 14 контратак, 3 с ударами (2 во втором тайме). Наконец, шок-контент, 39 атак прошли через правый фланг, но только 2 закончились ударами. Обе - Малком в самом конце матча. Один из ударов скорее был подачей.
Конечно, позиция Сутормина в том числе помогала уводить дополнительного игрока соперника и освобождать Ерохина для давления впереди, но и слева продвижение мяча страдало.
Мантуану требовались дополнительные инструкции. Слева не хватало адресатов.
О проблемах справа поговорили, а что же слева? Слева располагались Круговой и Мантуан. Первый старался играть вперед и искать партнеров между линий, второй открываться. Возникали проблемы.
Уже по ходу первого тайма Семак несколько раз подзывал Вильяма Оливейру, чтобы донести мысли до новичка. "Ручное управление" включалось во время своих позиционных атак, не при обороне. Более того, отчетливо прослеживалось движение Мантуана - резкие шаг-два от мяча, чтобы посадить ниже соперника, а затем рывок к мячу. На нечто похожее показывал бразильский тренер "Зенита", обращаясь к игроку. Но если в начале тайма Густаво осуществлял движение вхолостую, где-то в финальной трети, без особых шансов получить мяч, а также сваливался на фланг, перекрывая движение для Кругового, то после многочисленных инструкций стал спускаться сильно ниже, буквально на линию с Суторминым и Сантосом, чтобы отыграться. В финальной трети стал чаще оказываться в центре.
Дословно, разумеется, инструкции для бразильца может озвучить только тренерский штаб, правда, едва ли захочет. Но и без них видно, что Мантуан и Сутормин поучаствовали в забитом мяче команды ровно в центральной части поля.
Все это, вкупе с отсутствием сыгранности - в одной точке могли пересекаться с нападающими или на одной небольшой части поля на фланге с Круговом, давало свои плоды. Мантуан стал лидером команды по количеству потерь мяча. 9 раз, при этом некоторые потери даже не попали в обсчёт. К примеру, передача от Кассьерры немного назад поймала Густаво на противоходе во время забегания в зону самого Матео. Технически, это потеря колумбийца, но без толики недопонимания не обошлось.
С другой стороны, слева важнейшая роль легла на плечи Кругового. От него требовалось находить партнеров передачами в первой фазе атаки.
Отсутствия прессинга со стороны "Факела" немного облегчило задачу, хотя и при давлении Круговой был хорош, ошибался относительно не часто, отметился 3 кроссами, 1 ударом и 1 передачей под удар.
План со сдваиванием в центре имел смысл. Эффективность страдала.
В том самом отрывке из интервью Сергей Семак говорит о том, что атаковать четверкой против пятерки легче и именно поэтому Ерохин поднимался в пару к Кассьерре. Действительно, "Зенит" насыщал линию атаки, но с точки зрения конвертации переходов в атаку к входам в штрафную площадь ситуация была не самой идеальной. Хуже в процентном соотношении было только против "Химок" и ЦСКА.
Ерохин и Кассьерра старались комбинировать и взаимодействовать, боролись: Ерохин поучаствовал в 8 верховых единоборствах и 5 из них выиграл. Не хватало инструментов по доведению мяча до нападающих. Притом интересная деталь, большая часть "черновой работы досталась Ерохину, Кассьерра в стыки почти не шел.
И отличился дважды. Один из которых условно можно поделить пополам с Бакаевым.
О втором мяче следует упомянуть отдельно. "Зенит" подал 9 угловых. Были короткие розыгрыши и угловые с браков в подаче, но также была и явная домашняя заготовка: Алексей Сутормин на ближней штанге, его задача выманить игрока и не дать ему сыграть. За спину Сутормину забегают сразу два зенитовца - Алип (выпрыгивает первый) и Кассьерра. Второй забегающий - бьющий. Сам Кассьерра дважды наносил удар после такого розыгрыша, один из которых оказался успешным.
При подобном угловом Мантуан приходил под короткий розыгрыш. Итогом - "Зенит" 45% своих угловых отправил в центр штрафной близ вратарской.
***
"Зенит" еще в первом тайме сделал заявку на уверенную победу, тренерский штаб, во-первых, попробовал в деле игроков, имевших немного игровой практики, во-вторых, очевидно видоизменял розыгрыш мяча под конкретный состав и его возможности. Без проблем не обошлось, но эти проблемы идут скорее в плюс - они случились без потери очков.
Впереди игра со "Спартаком".
Данные: inStat