Найти в Дзене
"Экзамен" по истории.

Украинство во второй половине XIX века. Кулиш и "кулишовка".

Новый всплеск украинства в Российской империи относится к периоду 1860-1870-х годов. Либерализация общественной жизни в Российской империи в середине XIX века, ставшая предвестником будущих реформ, одновременно способствовала и оживлению националистических движений на окраинах империи. Украинство в этот период рассматривалось русскими властями как течение «искусственное и изменническое». По мнению властей его опасность заключалась в нацеленности «на разрушение единства русской нации и государства, и на то, чтобы отделить от России часть территории вместе с Киевом – «матерью городов русских». Вернувшись в конце 1858 года из ссылки, лидеры Кирилло-Мефодиевского братства поселились в Санкт-Петербурге. Находясь под негласным контролем полиции, они «чистосердечно» раскаялись и отказались от идей национализма. Все эти люди, кроме Т. Шевченко получили "теплые" места в российской государственной системе..

Новый всплеск украинства в Российской империи относится к периоду 1860-1870-х годов.

Либерализация общественной жизни в Российской империи в середине XIX века, ставшая предвестником будущих реформ, одновременно способствовала и оживлению националистических движений на окраинах империи.

Украинство в этот период рассматривалось русскими властями как течение «искусственное и изменническое». По мнению властей его опасность заключалась в нацеленности «на разрушение единства русской нации и государства, и на то, чтобы отделить от России часть территории вместе с Киевом – «матерью городов русских».

Вернувшись в конце 1858 года из ссылки, лидеры Кирилло-Мефодиевского братства поселились в Санкт-Петербурге. Находясь под негласным контролем полиции, они «чистосердечно» раскаялись и отказались от идей национализма. Все эти люди, кроме Т. Шевченко получили "теплые" места в российской государственной системе..
В
1859 году Н. Костомаров В. Белозерский и П. Кулиш создали в Петербурге украинскую общину «Громада» - культурно-образовательную организацию, которая поставила цель способствовать развитию народного образования, развитию литературного слова, распространению национальной идеи и формированию национального сознания украинцев.

Именно на этих идеях базировался созданный в 1861 году первый в России украинский журнал «Основа», который задумали уже известные нам деятели украинского национального движения.

Вернувшись из ссылки, Пантелеймон Александрович Кулиш написал сборник фольклорно- этнографических материалов «Записки о Южной Руси», опубликованный в Петербурге в 1856—1857 гг. Сборник был написан «кулишовкой» - разработанным П. Кулишом украинским фонетическим алфавитом.
В 1857 году П. Кулиш издал книгу для чтения «
Граматку»- своеобразный букварь разработанного им языка.
В 1860 году на кулешовке издали поэму Т. Шевченко «
Кобзарь».
От русского алфавита «кулишовка» отличалась незначительно: была убрана буква «
ы», она заменялась буквой «и». В роли разделительного знака в середине и в конце слов после согласных использовалась буква ъ (пъять, розвъязавъ). Вместо буквы ф употреблялось сочетание хв (хвараон). Вместо кириллической буквы ѣ (ять) использовалась буква і (літо, сіно).

Кулишовка (с некоторыми изменениями) употреблялась в печатных изданиях до её запрещения «Эмским указом» 1876 года. Но в Галиции она продолжала использоваться вплоть до 1893 года, когда там стала применяться более современная "желеховка" (системе правописания украинского языка, разработанная Е. Желеховским в «Малорусско -немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году). В 1893 году "желеховка" была объявленная официальной системой правописания для украинского языка в Австро-Венгрии. На основе желеховки в 1900-е годы было создано нынешнее украинское правописание,

П. Кулиш, как и многие талантливые люди, был полон противоречий. Из пылкого революционера он постепенно превратился в монархиста, а из сторонника украинской независимости в консерватора и защитника прав дома Романовых на так называемую Малороссию.

Поддерживая идею национальное возрождения, активную деятельность начинает проявлять и украинская интеллигенция. Идеологически опираясь на журнал «Основа», возникают украинские национальные общины в Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе.

Уже в 60- е годы XIX века в украинском национальном движении наметился раскол между сторонниками украинской (выступавших за отделение Украины от России) и малороссийской (выступавших против отделения от России) идентичности (ориентации).

Желая остановить рост украинства, в 1863 году секретным циркуляром министра внутренних дел П.А. Валуева были введены серьёзные ограничения на употребление в печати украинского языка. Дозволялись к печати только произведения на украинском языке, принадлежащие к области изящной литературы. А печатание учебных и публицистических книг временно приостанавливалось. Затем, в 1876 году, этот запрет был подтвержден в Эмским указе» Александра II. Эти ошибочные указы только усилили противостояние.
С согласия австрийских властей, желавших ослабления России, издание украинской литературы переместилось из России в Австро-Венгрию, во Львов, превратившийся в убежище для украинских литераторов, сторонников украинской ориентации.
Таким образом, из-за ошибки российских властей, центр украинского национализма, вышел из под контроля российских "спецслужб", что значительно осложнило борьбу с ним.

Однако даже среди сторонников «украинства» вплоть до конца XIX века за немедленное отделение Украины от Российской империи выступали очень немногие. Большинство из них выступало с позиции федерализма.

М.П. Драгоманов
М.П. Драгоманов

Очередной всплеск украинства связывается с идеями Михаила Петровича Драгоманова. По своим социально-политическим взглядам Драгоманов был ярким представителем украинской интеллигенции 1870-х гг.

В области национального вопроса он соединял федералистские стремления революционно настроенных представителей украинской интеллигенции с централистскими идеями сохранения единства русского и украинского народа.

М.П. Драгоманов, находясь под влиянием марксизма, утверждал, что украинская нация должна вернуться в семью культурных западноевропейских народов, в которую она входила до конца XVII века». Но с другой стороны он был сторонником сохранения единства русского и украинского народа народов.

Драгоманов выдвинул программу постепенного развития украинского народа и борьбы за права украинцев. В написанной им в 1872 году работе «Литература русская, великорусская, украинская и галицкая» он определил великорусскую и украинскую литературы как подвиды одной общерусской литературы, распределяя их по темам текстов и типам изображаемых персонажей, и чётко разделил украинскую и галицкую. Судьба украинской литературы мыслилась им неразделимо с русской и Драгоманов настаивал на особом внимании, которое должны уделять украинские авторы русской литературе. Он разработал план литературных трудов, которые могли бы вывести украинскую литературу в России из маргинального состояния, а галицкую – в ранг самостоятельной литературы.

В то же время Драгоманов заявлял, что московский царизм – это национальная святыня украинцев, ибо ей с чистым сердцем служила в XVII-XIX веках вся украинская элита, а народ всегда имел значительный пиетет к батюшке-царю.

Продолжение следует.

Я стараюсь писать не отдельные статьи, а цикл статей, посвященных одной теме.

Дальше, будет интереснее.

Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь. А еще лучше если вы посоветуете подписаться вашим друзьям и знакомым.

Если есть пожелания по новым темам, пишите в комментариях.