Малоизвестный британский художник Уильям Утермолен на собственном, довольно жестоком примере показал, как болезнь убивает сознание.
Уильяма можно было назвать заядлым реалистом. В своих картинах он добивался достоверности, преданно следуя традициям мастеров прошлого, таких как Альбрехт Дюрер.
Весть о болезни почти убила художника, не расстающегося с кисточкой. Настал период затяжной депрессии, а потом, миновав все описанные экспертами стадии, Утермолен достиг чего-то вроде принятия.
Поначалу было сложно представить, что болезнь настолько его изменит. В 1993 году художник принимается за серию автопортретов, уверенный, что такая практика отсрочит болезнь и поможет ему удержать в памяти хотя бы собственное лицо.
В последствии серия картин, которые художник создавал на протяжении нескольких лет, стали этаким пособием, иллюстрирующим, чему подвергается сознание человека, пораженное страшным недугом раннего слабоумия.
На протяжении пяти лет Утермолен рисовал себя и изображения становились все более размытыми, абстрактными, словно художник не мог уловить самого главного и знакомого – собственных черт лица.
Его жена писала об этом следующее: «Билл, всегда противившийся современному искусству, стремящийся к дюреровской точности рисунка, из-за болезни стал типичным абстракционистом. Хорошо, что сам Билл об этом уже не узнает».
Последний набросок относится к 2001 году, а скончался художник в 2007. Учитывая, на каком уровне к моменту последней работы оказались его коммуникативные навыки, страшно представить, в каком состоянии он доживал последние шесть лет своей жизни.
Как бы странно это не звучало, именно из-за болезни и своего неординарного решения делать ежегодные зарисовки, Уильям Утермолен стар известен широкой общественности. Его работы интересны и с точки зрения медицины, и с позиции искусствоведческой, в частности, размышлений о влиянии личности на авторское искусство.