Главы МИДов стран ЕС договорились приостановить соглашение об упрощенном визовом режиме с Россией. Такое решение — пока политическое — приняли министры иностранных дел стран ЕС по итогам двухдневной встречи в Праге.
«Регионы Росси» размышляют о том, что кроется за идеей ряда европейских стран закрыть въезд для россиян.
Главы МИДов стран ЕС договорились приостановить соглашение об упрощенном визовом режиме с Россией. Такое решение — пока политическое — приняли министры иностранных дел стран ЕС по итогам двухдневной встречи в Праге.
«Регионы Росси» размышляют о том, что кроется за идеей ряда европейских стран закрыть въезд для россиян.
ИСТОРИЯ НЕ НОВА
На недавней встрече министров иностранных дел ЕС в Праге в центре внимания вновь оказался вопрос выдачи виз гражданам России. Он активно обсуждается с начала августа, когда президент Украины Владимир Зеленский в интервью газете «Вашингтон пост» заявил, что западные страны должны запретить всем россиянам въезд на свою территорию.
Эта идея нашла поддержку у ряда стран Европы, в том числе Чехии и государств Балтии. При этом большая часть южных и западных стран ЕС выступают против такой инициативы. В частности, Германия и Франция считают, что такая мера может стать подтверждением того, что санкции Евросоюза направлены не против руководства России, а против всей страны и ее народа. Канцлер ФРГ Олаф Шольц подчеркивает, что с трудом может представить прекращение выдачи шенгенских виз россиянам. По его словам, ответственность за ситуацию на Украине несет руководство РФ, а не простые граждане.
К заявлениям о том, что пребывание в ЕС — не право, а привилегия, присоединились в США. На неофициальном уровне там пошли дальше и предложили ввести специальный налог для россиян за выдачу виз «для поездки в свободную страну» и подчеркивают, что «ни один русский не имеет права отдыхать в свободном мире». При этом официальный Вашингтон предпочитает указывать, что США не вводят никаких ограничений на выдачу виз россиянам.
Масштабное ограничение выдачи виз — не изобретение украинского президента, в истории имеются похожие примеры. Например, к подобным мерам прибегал экс-президент США Дональд Трамп — в 2017-м он подписал указ о запрете на въезд в США граждан Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии, Йемена, Чада, Северной Кореи, Венесуэлы, а также о запрете выдачи определенных категорий виз для жителей Эритреи, Киргизии, Мьянмы, Нигерии и Танзании. В качестве причины этих мер была названа угроза терроризма, которая, как полагали в США, исходила от всех без исключения граждан этих стран. Это вызвало волну сильнейшей критики. Придя к власти Джо Байден, первым делом отменил эти ограничения.
Сегодня юридически процесс массовой приостановки выдачи туристических виз для россиян запустить сложно, но увеличить бюрократическую волокиту путем увеличения сроков рассмотрения заявок, снижения скорости их обработки и прочего можно.
Именно этот вопрос всерьез обсуждался на недавней встрече министров иностранных дел ЕС в Праге, однако в поисках его решения не наблюдается полного согласия. Бельгия, Дания, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Словакия и Чехия выступают за запрет. Эти страны уже ограничили количество выдаваемых «шенгенов».
В Германии и Франции считают, что такая мера может стать подтверждением того, что санкции Евросоюза направлены не против руководства России, а против всей страны и ее народа.
МЕЖДУ ЦЕННОСТЯМИ И ХАЙПОМ
Тем не менее в общественном мнении этих стран ощущается глухая поддержка откровенно дискриминационной идеи о запрете на въезд. Хотя любые попытки притеснения по национальным признакам вызывают как правило в Европе шквал критики.
То есть налицо противоречие между агрессивными заявлениями и базовыми ценностными установками.
Можно предположить, что, во-первых, это свидетельствует об исчерпании политико-экономического санкционного потенциала. Во-вторых, в стремлении к бесконечному демонстративному ужесточению ограничений многие европейские политики оказываются заложниками искусственно созданного вокруг проблемы ажиотажа. Делая жесткие заявления ради политического рейтинга, кажется, что они не заботятся о долгосрочных последствиях своих шагов.
Возникает вопрос: если въезд в ЕС — это признак привилегированности, значит, все остальные, находящиеся за его пределами, — второй сорт? Если это выражение адресовано только русским — это неприкрытая дискриминация по национальному признаку. Или же это касается всех, кто находится вне Европы или Запада? В целом разделение мира на «свободный» и «несвободный», «правильную» и «неправильную» стороны истории еще раз демонстрирует тотальную европоцентричность западного сознания.
При этом вполне вероятно, что такого рода заявления рассматриваются в Европе как ситуативная мера. И, видимо, когда эти меры дадут необходимый эффект, они будут отменены. Но невозможно на время отказываться от собственных ценностей, полагая, что это не пошатнет цивилизационных основ западного общества.