Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Возвращаюсь к теме космопсихологов и к образу улиткообразной таукитянки Эун-Ма-Дюй-Чи из "Тетради с Энцелада" (потом она появится еще и в "Оке космоса").
Почему вдруг таукитянка и с какой стати она улиткообразная, я объясняла в предыдущей статье ("Улитка в космосе").
Рассказ был прерван на самом интересном месте: на каком языке моя героиня, Юлия-Юла, объясняется с Эун-Ма-Дюй-Чи.
Естественно, начинают они общаться на космолингве. А поскольку Юлия - прирожденный космолингвист и полиглот, она интересуется таукитянским. И выясняет, что у этого языка есть две формы.
Одна - относительно обычная, вербальная, и язык чем-то похож по звучанию на китайский (мандаринский вариант разговорного китайского девочка уже освоила). Имена - четырехкомпонентные: Эун-Ма-Дюй-Чи.
Я уж не стала придумывать фразы на таукитянском. Но в итоге Юлия встретила в Колледже космолингвистики еще одного таукитянина:
"Имя студента-таукитянина — Воу-Во-Кей-Сю, я уже мысленно перекрестила его в «Вову», хотя мы едва знакомы, и он страшно удивился тому, что я говорю на его языке. Надеюсь, мы будем часто встречаться и болтать на таукитянском".
У хорошей хозяйки-фантаста лишних деталей не бывает. Мельком упоминаемый "Вова" не играет в сюжете никакой роли, однако разговорная практика на таукитянском оказывается важной в "Оке космоса". Знание таукитянского помогает Юлии, к тому времени магистру, получить доступ к закрытым переговорам по поводу создания Тиатарского университета... в качестве личного переводчика Эун-Ма-Дюй-Чи, прилетевшей на Тиатару как эксперт. Конечно, они обе слегка слукавили, таукитянка вполне могла обойтись лингвочипом, но она заявила, что там содержатся ошибки, и ей нужен живой переводчик - им могла быть лишь Юлия ("Вова" уже покинул Тиатару).
Но, помимо обычной вербальной формы, у таукитян имеется пиктографическая форма записи их языка. И вот это - самое интересное.
Узоры, которыми покрыты завитки панциря Эун-Ма-Дюй-Чи, отнюдь не просто красивые орнаментальные завитушки, как на земных раковинах.
У таукитян это своего рода и "паспорт", в котором содержатся сведения об их мире, и летопись главных событий в жизни индивида. Панцирь можно читать как книгу, которую каждый пишет сам про себя с помощью мыслей, чувств и конкретизированных образов.
Примерно как на картинке, только тут грубее - эти узоры явно не заключают в себе четкого смысла и носят внешний характер. НУ, и краски кричащие.
Идея возникла не на пустом месте.
Если приглядеться к панцирям настоящих улиток, хоть садовых, хоть ахатин, можно убедиться в том, что они все немного разные. И по цветам, и по характеру линий. Конечно, живые улитки не пишут текстов. Они строят панцирь в зависимости от условий, благоприятных или не очень.
То же самое - кольца деревьев. На спиле видно их количество и прослеживаются "хорошие" и "плохие" периоды (активный рост и его замедление).
Если немного додумать эту тему, то можно дойти и до пиктографической формы таукитянского языка.
Процитирую слова Юлии из "Тетради с Энцелада":
"Она объяснила мне смысл узоров на своем замечательном панцире. Оказалось, это не просто орнаменты. Это и код, и язык, и летопись, и история жизни. В них содержится информация о вселенной Тау Кита, о конкретной планете, о точной дате рождения каждого индивидуума, об имени, дарованиях и достижениях. По мере развития личности панцирь растет, узор усложняется, разветвляется и пополняется. Судя по красоте и изысканности узора, Эун-Ма-Дюй-Чи считалась выдающимся представителем таукитянской культуры. Вот тебе и «улитка»…
Она показала мне, как отразилось на узоре ее пребывание на Энцеладе: возник новый виток с орнаментом, напоминающим внешний облик Сатурна, а на соседних витках — изображения всех 82 спутников и отдельно — вид Энцелада со станции.
А ещё я однаружила зарождающийся, пока еще очень тонкий и бледный, рисунок с изображением человечьей фигурки. Обмануться было нельзя: на панцире проступал хоровод гуманоидов, но, если приглядеться, все они выглядели вариантами одного персонажа, как в раскадровке.
«Кто это?» — удивилась я.
«Разве не видишь сама? Это ты».
Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!