Найти тему
Наука и фантастика

Как это будет по-таукитянски

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Возвращаюсь к теме космопсихологов и к образу улиткообразной таукитянки Эун-Ма-Дюй-Чи из "Тетради с Энцелада" (потом она появится еще и в "Оке космоса").

Работа канадского скульптора Дебры Бернье. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Работа канадского скульптора Дебры Бернье. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Почему вдруг таукитянка и с какой стати она улиткообразная, я объясняла в предыдущей статье ("Улитка в космосе").

Рассказ был прерван на самом интересном месте: на каком языке моя героиня, Юлия-Юла, объясняется с Эун-Ма-Дюй-Чи.

Естественно, начинают они общаться на космолингве. А поскольку Юлия - прирожденный космолингвист и полиглот, она интересуется таукитянским. И выясняет, что у этого языка есть две формы.

Одна - относительно обычная, вербальная, и язык чем-то похож по звучанию на китайский (мандаринский вариант разговорного китайского девочка уже освоила). Имена - четырехкомпонентные: Эун-Ма-Дюй-Чи.

Я уж не стала придумывать фразы на таукитянском. Но в итоге Юлия встретила в Колледже космолингвистики еще одного таукитянина:

"Имя студента-таукитянина — Воу-Во-Кей-Сю, я уже мысленно перекрестила его в «Вову», хотя мы едва знакомы, и он страшно удивился тому, что я говорю на его языке. Надеюсь, мы будем часто встречаться и болтать на таукитянском".

У хорошей хозяйки-фантаста лишних деталей не бывает. Мельком упоминаемый "Вова" не играет в сюжете никакой роли, однако разговорная практика на таукитянском оказывается важной в "Оке космоса". Знание таукитянского помогает Юлии, к тому времени магистру, получить доступ к закрытым переговорам по поводу создания Тиатарского университета... в качестве личного переводчика Эун-Ма-Дюй-Чи, прилетевшей на Тиатару как эксперт. Конечно, они обе слегка слукавили, таукитянка вполне могла обойтись лингвочипом, но она заявила, что там содержатся ошибки, и ей нужен живой переводчик - им могла быть лишь Юлия ("Вова" уже покинул Тиатару).

Скульптура Дебры Бернье. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Скульптура Дебры Бернье. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Но, помимо обычной вербальной формы, у таукитян имеется пиктографическая форма записи их языка. И вот это - самое интересное.

Узоры, которыми покрыты завитки панциря Эун-Ма-Дюй-Чи, отнюдь не просто красивые орнаментальные завитушки, как на земных раковинах.

Раковины. Изображение из открытых источников.
Раковины. Изображение из открытых источников.

У таукитян это своего рода и "паспорт", в котором содержатся сведения об их мире, и летопись главных событий в жизни индивида. Панцирь можно читать как книгу, которую каждый пишет сам про себя с помощью мыслей, чувств и конкретизированных образов.

Примерно как на картинке, только тут грубее - эти узоры явно не заключают в себе четкого смысла и носят внешний характер. НУ, и краски кричащие.

Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Идея возникла не на пустом месте.

Если приглядеться к панцирям настоящих улиток, хоть садовых, хоть ахатин, можно убедиться в том, что они все немного разные. И по цветам, и по характеру линий. Конечно, живые улитки не пишут текстов. Они строят панцирь в зависимости от условий, благоприятных или не очень.

То же самое - кольца деревьев. На спиле видно их количество и прослеживаются "хорошие" и "плохие" периоды (активный рост и его замедление).

Спил дерева. Фото моё.
Спил дерева. Фото моё.

Если немного додумать эту тему, то можно дойти и до пиктографической формы таукитянского языка.

Процитирую слова Юлии из "Тетради с Энцелада":

"Она объяснила мне смысл узоров на своем замечательном панцире. Оказалось, это не просто орнаменты. Это и код, и язык, и летопись, и история жизни. В них содержится информация о вселенной Тау Кита, о конкретной планете, о точной дате рождения каждого индивидуума, об имени, дарованиях и достижениях. По мере развития личности панцирь растет, узор усложняется, разветвляется и пополняется. Судя по красоте и изысканности узора, Эун-Ма-Дюй-Чи считалась выдающимся представителем таукитянской культуры. Вот тебе и «улитка»…

Она показала мне, как отразилось на узоре ее пребывание на Энцеладе: возник новый виток с орнаментом, напоминающим внешний облик Сатурна, а на соседних витках — изображения всех 82 спутников и отдельно — вид Энцелада со станции.

А ещё я однаружила зарождающийся, пока еще очень тонкий и бледный, рисунок с изображением человечьей фигурки. Обмануться было нельзя: на панцире проступал хоровод гуманоидов, но, если приглядеться, все они выглядели вариантами одного персонажа, как в раскадровке.

«Кто это?» — удивилась я.

«Разве не видишь сама? Это ты».

Картина Джозефины Уолл. Из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Картина Джозефины Уолл. Из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!