Начните с реактивных снарядов и продвигайтесь вверх. В ноябре 2012 года ВМФ получил почти революционный корабль и первый носитель новейших крылатых ракет - истребитель "Дагестан" проекта 11611К. Он несет восемь ячеек Калибра, ровно столько, сколько стандартно на малых ракетных кораблях нашего флота.
Всего шесть месяцев спустя ВМС получили еще один крупный эсминец проекта 21631 с тем же количеством ракетных шахт и в целом мало чем отличающийся. Но если в рамках проекта 11611K было построено только одно устройство, то 21631 рассчитывает на большую серию. Давайте сразу уточним, что мы считаем только те корабли, которые уже находятся в составе флота или на тестовых испытаниях (т.е. фактически завершены).
Так, 9 уже построены, и еще один будет введен в эксплуатацию в ближайшее время. Мы добавляем 22 800 "Каракурта" к судам дальнего плавания в проекте, из которых 3 уже построены, а еще 3 находятся на швартовных испытаниях (поэтому мы их не считаем, но всего планируется 18 судов дальнего плавания). Они будут иметь по 8 пусковых установок соответственно, что дает нам 112 ракет, размещенных исключительно на малых ракетных кораблях. Разве этого недостаточно? Продолжайте.
Давайте возьмем более крупные корабли и начнем с корветов, а именно с проекта 20385. На данный момент в составе флота есть только головной корабль, но уже ведется серия из шести единиц, а один из них почти закончен и плавает в воде. Он, как и МРК, имеет восемь пусковых установок для "Калибра", как и следующий представитель - фрегат "Буревестник" проекта 11356Р, и в составе флота их три. На этом мы не будем останавливаться, а сразу перейдем к более крупным надводным судам. Я имею в виду, конечно, проект 22350, который имеет 16 пусковых труб в каждом представителе.
Сейчас на флоте два, и один почти закончен, но там есть свои нюансы. Во-первых, только 4 корабля проекта получат по 16 пусковых установок - остальные уже получили по 32 пусковые установки. Во-вторых, в 2023 году будет спущен на воду первый фрегат проекта 22350М, который на самом деле является полномасштабным эсминцем с 48 ячейками, но это будущее, а пока считаем. Кстати, год назад Талнахский флот сосредоточения получил модернизированный фрегат/МСП проекта 1155 "Маршал Шапошников" с аналогичным количеством 16 ячеек. Большие надводные аппараты нашего флота имеют в общей сложности 80 камер.
А теперь мы переходим к более многочисленной категории кораблей противоракетной обороны, а именно к подводным лодкам. Давайте начнем с ПЛАРБ. Наиболее широко развернутая подводная лодка обозначена как проект 636.3, девять из которых находятся в эксплуатации, а 13 - в контракте.
Каждая подводная лодка будет нести максимум 18 "Калибров", но это максимальная нагрузка без торпед и другого вооружения, поэтому "оперативный" максимум составляет 10 ракет, как неоднократно заявляло МО. Такая же ситуация и с проектом 677 - пока в составе флота только одна подводная лодка, а две другие почти достроены и находятся в опытной эксплуатации.
Я также хотел бы добавить проект 877 Palatus, который также перевозит Calibros, которых во флоте 11. В настоящее время завершается обширная программа модернизации, в ходе которой все они получат новое вооружение (последней в списке стоит уникальная "Алроса", но о ней лучше поговорить отдельно). Всего у нас на вооружении находится до 210 ракет.
Как мы видим, большинство сил, несущих "Калибру", - это подводные лодки, хотя мы рассматривали только ПЛАРБ, и это легко объяснить - с какой стороны ни посмотри, когда вы противостоите флоту США, подводный флот намного мощнее, поэтому основное внимание уделялось именно ему.