1-е сентября… Я всегда вспоминаю в этот день свою школьную жизнь…
Мой папа был военным человеком, и наша семья обитала везде по принципу: «сегодня - здесь, завтра – там». Когда я окончила школу, 18-ю по счету (отца часто переводили по службе), мама этому удивилась: «Неужели 10 лет прошло?» А вот я с нетерпением ждала той минуты, когда стану самостоятельной и независимой, и уеду из дома. Потому что была уверена, что всё умею, правильно понимаю, и нигде не пропаду.
Отец (он рано потерял родителей, в 10 лет попал на войну, став сыном полка, а потом на долгие годы его семьёй, по сути, стала армия) воспитывал меня, как умел, строго, по-спартански: подъем в 7 утра в любое время года, обязательная зарядка, много обязанностей, невозможность опозданий. И две главные (серьёзные!) «установки», от которых он сам никогда не отступал, и мне их передал: 1.«сначала думай о людях, о Родине, а потом о себе» и 2.«надейся в жизни только на себя».
… В первый класс я пошла в 1965-м, в Белоруссии, в г.Заслонов Витебской области. Все детали этого события, увы, стёрлись из памяти, фотографий не осталось. А через 4 месяца мы снова переехали.
…В ГДР, куда перевели служить отца, русская школа-4-х-летка называлась «малокомплектная».В одном помещении - два класса и одна учительница. В такой обстановке концентрироваться было непросто, но училась я хорошо. Родители ни в чём не помогали, но всегда строго спрашивали, и с удовольствием посещали родительские собрания, где меня обычно хвалили. У меня были близкие подружки–одноклассницы Наташа и Неля, которые всё время «делили» меня между собой. Но нам было весело, мы играли, представляя себя то мамами, то принцессами, выискивая в шкафах нарядные платья, туфли на шпильках, модные капроновые шарфики.
Были у меня и подружки, постарше. Они с удовольствием принимали меня в свою компанию, потому что я много читала, интересно рассказывала, даже давала какие-то «мудрые» советы, умела успокоить, ободрить. Поэтому меня в детстве (да и позже) называли «скорой помощью»…Я писала им сочинения, делала упражнения по русскому языку, поскольку книжек читала много, и задолго до заданного по программе, а «чувство грамотности», - как говорила мама, - у меня было врождённое. Мы жили весело, интересно, узнавали себя, делились девичьими тайнами, секретами, которые возникали буквально из ничего.
Мою вторую учительницу звали Зинаида Григорьевна. Добрая, скромная, с тихим голосом, в очках. Даже улыбка у неё была какая-то виноватая. Её любили и старались не сердить. Но была ещё Генриетта Александровна, которая нравилась нам больше. Красивая, всегда модно одетая, с длинными волосами, которые она укладывала их локонами. Все девчонки мечтали быть на неё похожими!
В 5-м классе в школу мне пришлось ездить на военном автобусе за 60 км. Подъем в 5 утра, выезд ровно в 6, нельзя опоздать ни на минуту! Помню недетскую усталость, которая наваливалась вечером, по возвращению домой. Как же нам хотелось погулять, ведь мы были совсем еще дети, 11-12 лет! Уроки, в основном, приходилось делать… в автобусе. Именно оттуда у меня – испорченное зрение, забытый каллиграфический почерк, а еще – нелюбовь к математике. Из-за злой учительницы. Все «двойки» она радостно выводила красными чернилами в дневнике. Их приходилось «отрабатывать» на дополнительных занятиях, на которые совсем не было времени – нас ждал военный автобус. Опоздать было невозможно, поскольку рейсовые автобусы в наш военный городок просто не ходили.
…Сначала мне нравилось переезжать: новые места, новые люди. Главное – суметь найти друзей. Но с годами это становилось сложнее, трудно было привыкать к новому классу, новым учителям. Все гуманитарные предметы давались легко, мои сочинения зачитывались перед классом, я выигрывала конкурсы и олимпиады. А вот, математика… До сих пор во сне вздрагиваю, пытаясь решить задачки на движение. “Из пункта А в пункт Б… ”Это заставляло проявлять характер, иногда даже тайно плакать от бессилия. Но папина суровая «школа» ни тогда, ни после сбоев никогда не давала… Это позволило в 17 лет осуществить мечту - уехать в почти незнакомый город Минск (я там родилась, но никогда до этого не жила), поступить в университет. И с тех пор и до сего дня, морально, материально и душевно надеяться только на себя…