Найти в Дзене
История живописи

Морские пейзажи Ван Гога из его поездки в Сент-Мари

В феврале 1888 года Винсент ван Гог решает уехать из французской столицы, где публика холодно отнеслась к его творчеству (непризнание вообще будет преследовать его всю жизнь) в южный город Арль. Там он напишет по его же собственным словам, в "ярости работы" множество картин с видами цветущих садов и деревьев южной Франции. Но сам Арль не был городом на побережье, и Ван Гог, решая все-таки увидеть Средиземное море, отправляется в небольшой рыбацкий поселок Сент-Мари-де-ла-Мер в начале июня 1888 года. Об этом он напишет своему брату Тео (письма Винсента своему брату вообще являются замечательным источником о его жизни и творчестве): Завтра рано утром я отправляюсь в Сент-Мари на Средиземное море. Я останусь там до вечера субботы. Я беру с собой три холста, но немного опасаюсь, что будет слишком ветрено для рисования. Я беру с собой всё необходимое для рисования. То море, что увидел Винсент, больше всего и поразило нидерландского художника - ведь до этого он видел только Северное море у с

В феврале 1888 года Винсент ван Гог решает уехать из французской столицы, где публика холодно отнеслась к его творчеству (непризнание вообще будет преследовать его всю жизнь) в южный город Арль. Там он напишет по его же собственным словам, в "ярости работы" множество картин с видами цветущих садов и деревьев южной Франции.

Но сам Арль не был городом на побережье, и Ван Гог, решая все-таки увидеть Средиземное море, отправляется в небольшой рыбацкий поселок Сент-Мари-де-ла-Мер в начале июня 1888 года. Об этом он напишет своему брату Тео (письма Винсента своему брату вообще являются замечательным источником о его жизни и творчестве):

Завтра рано утром я отправляюсь в Сент-Мари на Средиземное море. Я останусь там до вечера субботы. Я беру с собой три холста, но немного опасаюсь, что будет слишком ветрено для рисования. Я беру с собой всё необходимое для рисования.

То море, что увидел Винсент, больше всего и поразило нидерландского художника - ведь до этого он видел только Северное море у себя на родине, в Нидерландах:

"Вид на море у Схевенингена", Ван Гог, 1882. Музей Ван Гога, Амстердам. Таким Ван Гог изобразил Северное море в самом начале своего творческого пути. Море в тот день, по его воспоминаниям, было весьма неспокойным, ветер был такой силы, что песок попал даже на холст этой картины.
"Вид на море у Схевенингена", Ван Гог, 1882. Музей Ван Гога, Амстердам. Таким Ван Гог изобразил Северное море в самом начале своего творческого пути. Море в тот день, по его воспоминаниям, было весьма неспокойным, ветер был такой силы, что песок попал даже на холст этой картины.

Художник так и напишет об этом своему брату Тео: "Средиземное море по цвету похоже на макрель. Такое же переменчивое. Невозможно назвать его зеленым или фиолетовым. Нельзя даже сказать, что оно синее, потому что в следующий момент свет изменится – и оно приобретет серый или розовый оттенок".

"Море в Сент-Мари", Ван Гог, 1888. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва. Одна из немногочисленных работ художника, экспонирующихся в России.
"Море в Сент-Мари", Ван Гог, 1888. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва. Одна из немногочисленных работ художника, экспонирующихся в России.

Рассказывая другому художнику, французскому неоимпрессионисту Эмилю Бернару о своей работе над своими морскими видами, Ван Гог сравнивал маленькие разноцветные лодки с цветами. А о создании картины с лодками на берегу он напишет брату следующее:

Я сделал рисунок лодок, когда уходил очень рано утром, и сейчас работаю над картиной на его основе, холст 30-го размера с морем и небом справа. Это было до того, как лодки поспешили уплыть; я наблюдал за ними каждое утро, но поскольку они уплывают очень рано, у меня не было времени их нарисовать.
"Рыбацкие лодки на берегу в Сент-Мари", Ван Гог, 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.
"Рыбацкие лодки на берегу в Сент-Мари", Ван Гог, 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.

Любопытно, что и в краске картины "Морской пейзаж в Сен-Мари" были найдены крупицы песка, что позволило экспертам лучше понять как именно работал художник: он наносил слой краски, ее обдувало песком, а затем он наносил следующий слой до того, как первый успевал высохнуть, таким образом песчинки оказались на всей поверхности холста.

Подписал эту картину художник не совсем характерно для себя - крупно и размашисто красным написав "Vincent" в нижнем левом углу полотна. Сделал он это (как он сам и объяснял) не просто так, а для того, чтобы создать контраст к зеленому цвету поднимающейся волны.

"Морской пейзаж у Сент-Мари-де-ла-Мер", Ван Гог, 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.
"Морской пейзаж у Сент-Мари-де-ла-Мер", Ван Гог, 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.

Так же специалисты из музея Ван Гога выяснили, что он дорабатывал свои работы уже вернувшись в Арль, ведь в рыбацком поселке он пробыл всего лишь пять дней. В этой поездке к Средиземному морю нидерландский мастер обретет душевный покой, пусть даже и только на некоторое время. Об этом можно судить снова из лучшего источника о Ван Гоге - его письмах брату Тео:

Однажды ночью я гулял у моря по пустынному пляжу. Мне не было радостно, но и грустно не было. Было… прекрасно. Темно-синее небо испещрено облаками. Одни из них были насыщенного кобальтового цвета, другие – голубовато-белыми, как Млечный путь. В синей глубине мерцали звезды: зеленоватые, желтые, белые, розовые… Бриллианты, изумруды, лазуриты, рубины, сапфиры. Море было глубокого ультрамаринового цвета, а берег – фиолетовым и местами рыжеватым.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#живопись #искусство #история #картины #вангог #культура #мировоеискусство #искусствоведение #художники