Знаете, бывает такое - пишешь статью для одного цикла, и вдруг в середине понимаешь, что нет, не всё так просто, как показалось поначалу. И вот уже то, что ещё недавно было для тебя очевидным, превращается в вопрос без ответа. Такое случается даже в отношении событий битком набитого мемуарами позапрошлого века. Что уж говорить о людях, которых отделяет от нас тысячелетие.
Вся огромная и разнообразная мировая история в школьные учебники, конечно, не вмещается. Но борьба за инвеституру там есть. Не помните? Ну а хождение в Каноссу? Да, да, это когда могущественный император Священной Римской империи Генрих IV в рубище униженно вымаливал на коленях прощение у римского папы Григория VII.
Пожалуй, один из главных недостатков школьных учебников - они не дают цельного исторического полотна, растянутого на всю планету. И мы с вами даже не догадываемся, что в то время, когда Генрих унижался у ворот Каносского замка, в двух тысячах километров от него с благословления всего того же Григория VII у ворот Киева объявился князь-скиталец Изяслав Ярославич и потребовал от своего брата Всеволода вернуть ему киевский престол. Как связаны эти два события? Пока никак. Но через 12 лет император Генрих IV станет зятем князя Всеволода Ярославича.
Пятнадцатилетней девчонкой выдал Всеволод свою дочь Евпраксию замуж за саксонского маркграфа Генриха Длинного. Киевская Русь продолжала обрастать политическими связями в Европе. Как при отце его, Ярославе Мудром, как при дедушке, Владимире Святом. Евпраксия уезжала на чужбину. Интересно, знал бы отец, чем всё это кончится, что дочь его станет заложницей политики, в которую он не сможет вмешаться, не передумал бы? Не побоялся бы отдать кровиночку свою в те края, где не сможет её защитить войско единокровного братца Владимира Мономаха? Впрочем, это всё лирика...
Вскоре Евпраксия овдовела, но во вдовах не засиделась. Кто-то принца всю жизнь ждёт, а к кому-то на те, пожалуйста, сам государь-ампиратор сватается. Сама ли Евпраксия дала согласие, или кто надоумил, мы не знаем. А только отзвенели в Кёльнском соборе свадебные колокола, и стала киевская княжна императрицей Священной Римской империи. Кстати, звали её теперь, после принятия католичества, Адельгейда.
Да вот беда, счастливая супружеская жизнь кончилась, не успев толком начаться. Да ладно бы просто кончилась, нет, жизнь Евпраксии превратилась в кромешный ад. То ли разница в возрасте сказалась - Генриху IV тогда стукнуло без году сорок, то ли у него на какой другой почве крыша поехала, но... произойди такое в наше время, точно бы сел.
Например, как-то поручил Генрих одному из баронов приударить за своей женой. Евпраксия долго держалась, но, наконец, уступила, назначила свидание. Обрадованный император явился на это свидание лично, дабы изобличить изменницу. Однако на месте рандеву встретила его не неверная супруга, а верные слуги, которые, не признав господина, отделали так, что любо-дорого, и на прощанье пообещали последнее оторвать. Другой бы обрадовался, что жена соблазнителю не поддалась, но Генрих рассвирепел ещё больше и голой вытолкал Евпраксию на глаза подданных, которым также приказал раздеться. Этакий принудительный нудизм посреди чопорного Средневековья.
В общем, крыша у императора текла капитально, причём исключительно на сексуальной почве. Для Евпраксии началась череда изнасилований. Муж держал её взаперти, время от времени посылая к ней то одного, то другого аристократа развлечься. Периодически императрицу насиловали публично на групповых оргиях. Впрочем, нашёлся человек, который отказался от такого сомнительного развлечения. Принц Конрад - родной сын Генриха от первого брака. Возмущённый смелостью сына, император заявил, что не дитя он ему, и вообще похож на одного из его герцогов.
Мучения Евпраксии могли продолжаться ещё долго, если бы не политика. Кто надоумил императрицу искать защиты от заскоков мужа у папы (не у своего конечно - далековато до Киева, у римского), опять же неизвестно. Вероятнее всего всё тот же Конрад, который явно сочувствовал мачехе.
Побег прошёл как по маслу. Едва Евпраксия выбралась за стены Вероны, где держал её муж, как оказалась окружена рыцарями Вельфа Толстого, лично прибывшего за императрицей и доставившего её в Каноссу к Матильде Тосканской - одному из главных врагов императора. На церковном соборе в Констанце Евпраксия рассказала о своей жизни с Генрихом всё, публично обвинив мужа в сатанизме. Конрад подтвердил её слова. Папа Урбан II предал императора анафеме, а его несчастной супруге отпустил грехи.
На этом моя статья должна была закончиться, но... Скажите, а вот вам ничего не показалось странным? Ну, например, как же Евпраксии так легко удалось сбежать от тирана-мужа? И почему она не попыталась сделать это раньше, а терпеливо сносила регулярные издевательства? По идее такой маньяк должен был тщательно стеречь свою жертву. Тем не менее, императрица каким-то образом узнаёт, что её будет ожидать группа встречающих во главе с Вельфов Толстым. Причём, обратите внимание, никаких сведений о том, что за ней была погоня, исторические хроники для нас не сохранили. А ведь Генрих не мог не понимать, какие проблемы приобретал в случае, если такой опасный свидетель его разврата и сатанизма окажется в стане врагов. Да Вельфу пришлось бы прорываться с боем, оставив под Вероной минимум половину своего отряда.
Когда Евпраксия свидетельствовала против императора, её окружали папа Урбан II, ближайшая соратница покойного папы Григория могущественная маркграфиня Матильда Тосканская, юный муж Матильды Вельф Толстый, предавший отца принц Конрад. Так кем же была в тот момент киевская княжна? Несчастной жертвой под охраной сочувствующих ей защитников? Или верной союзницей непримиримых врагов своего супруга? Обвиняла ли она Генриха в реальных преступлениях или клеветала на него в надежде избавиться от опостылевшего брака с человеком вдвое старше её?
Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. В данной истории есть две правды - правда императора и правда папы. Но на чьей стороне истина? Или она снова где-то там? Император Генрих IV скончался через 12 лет после собора в Констанце так и не сумев одержать победу над своими многочисленными врагами. Евпраксия, в конце концов, вернулась в Киев и после смерти мужа постриглась в монахини, пережив его всего на 3 года.
Читайте в этом цикле: