Найти тему
ДЦП Ангел

Движения с нуля

Физиолог Николай Александрович Бернштейн изучал эволюцию животного мира. Исследовал прогрессию живых организмов от простейших до человека. Он выделил уровни построения движений в соответствии с локализацией в головном мозге.

 Каждый уровень движений характерен собственной локализацией, ведущим отделом управления, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией. 

   Наиболее древний в филогенезе и созревающий раньше остальных руброспинальный уровень регуляции движений (А - по классификации Н. А. Бернштейна). Он обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции. Деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, стучание зубами, вздрагивание). 

Движения этого уровня фоновые. Руброспинальный уровень регуляции движений начинает функционировать рано, с первых недель жизни ребенка. Так, когда новорожденный зажимает в руке вложенный предмет, можно говорить о деятельности руброспинального уровня организации движений. При патологии в деятельности руброспинального уровня регуляции движений наблюдаются дистонии, гиперкинетические и гипотонические формы расстройства. 

В случае гипертонуса отмечается однообразие поз с очевидным напряжением конечностей. Отсутствуют поочередные движения левой и правой сторон.

Возможно проявление тремора - мелкоамплитудное, но с высокой частотой движение, дрожание. 

 Гипотония характерна низким мышечным тонусом, нарушением чувствительности и координации. Низкий мышечный тонус, как правило проявляется сниженной эластичностью мышц и гипермобильностью суставов.

Данный уровень соответствует пирамидному пути. У человека представлен клетками Беца в коре головного мозга и спускается вниз через ствол мозга к передним рогам спинного мозга.

 После пирамидной системы у человека формируется таламопаллидарный уровень синергий и штампов - В. С 4—5 месяцев жизни, когда ребенок пытается схватить увиденный предмет, возникает масса лишних, нецелесообразных движений — синкинезий, сопутствующих схватыванию («гиперкинетическая буря»). 

Во втором полугодии синкинезии меняются на синергии, обеспечивающие вспомогательные движения для бесчисленных навыков. Суть коррекций этого уровня заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей. 

Ведущая афферентация уровня В — суставно-угловая проприорецепция собственного тела. Деятельность таламопаллидарного уровня охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику. Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, «машинальны» и не могут точно измеряться. Как писал Н. А. Бернштейн, попытка измерить точность улыбки вызовет лишь улыбку.)) Улыбнитесь сейчас.

   Поражение уровня В приводит к рассинхронизации движений, гиперкинезам и гипотоническим расстройствам. Гиперкинезы - непроизвольные или насильственные движения, лишенные физиологического значения. При гипотонии отмечается скудность, бедность движений или их отсутствие. 

Отмечается отсутствие выразительности и амплитуды движений, мимики, пластичности, может обедняться интонация голоса.

   Второе полугодие жизни ребенка характеризуется избыточными, неточными, излишними движениями, которые уступают место однократным, целевым движениям. Вступает в действие пирамидно-стриальный уровень пространственного поля С. Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Происходит калибровка движений.

Движения целевого характера имеют начало и конец. Они своевременны, точны и могут быть измерены.

Контингент их обширен: локомоции и спортивно-гимнастические силовые и точные движения. Нижний подуровень пространственного поля С1 осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения. Верхний подуровень С2 обеспечивает максимальную целевую точность. Поражение этого уровня организации движений ведет к параличам и парезам, нарушениям координации (дистонии и атаксии).

   Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, теменно-премоторного, кортикального уровня организации движений D. Проприорецепция на этом уровне играет подчиненную роль. Ведущая афферентация не связана с рецепторными образованиями, а опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле, в котором организуются движения, приобретает новые топологические, качественные категории (верх, низ, между, под, над, прежде, потом). 

В организации движений этого уровня целевая точность ничего не прибавляет. Смысловая логика действий с предметами часто не соответствует логике геометрического пространства (открывание через отвинчивание). Контингент движений и действий этого уровня крайне велик: самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры, детская игра. 

Движения, строящиеся на уровне D, связаны с четким осознанием правой и левой сторон тела. При поражении или недоразвитии этого уровня нарушается не координация движений, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия). 

Ребёнок при передвижении может задевать углы мебели, не вписываться в дверные проемы, плохо ориентироваться в своём теле и пространстве, испытывать трудности в воспроизведение и повторение движений, которые мы ему показываем, плохо рисовать, раскрашивать и говорить.

Страдают высшие корковые автоматизмы. Каждая деталь в движении требует повышенного внимания. Утрачивается возможность выработки новых навыков. Требуется вербальная или визуальная поддержка или инструкция при выполнении действий.

 Понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей связаны с деятельностью уровня Е. Действия этого уровня основываются на образном мышлении (музыкальное, хореографическое исполнение). На примере письма можно представить совместную деятельность церебральных уровней. Задача «изложить определенную мысль» есть деятельность высшего символического уровня Е, психологической организации движений. 

Чтобы решить эту задачу, надо знать, какие определенные слова, состоящие из таких-то букв, надо написать. Этот акт обеспечивается деятельностью предметного уровня D. Уровень С пространственной организации движений определяет движение руки и пера в пространстве (письмо по линейке). 

Уровень синергий В обеспечивает работу мышечных синергий, за счет чего почерк приобретает специфический облик, округлость, скорость. Уровень А регулирует мышечную возбудимость и тонус.

   Таким образом, двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).

Понимаю, что на тексте это выглядит слишком трудно, нужен более простой язык и практика. Нам – специалистам и родителям важно разбираться в этом, чтобы помогать детям осваивать двигательные умения.

Предлагаю разбираться в теме построения движений в рамках очных встреч. Один раз в месяц – полтора можно будет встречаться для обмена опытом.

Ближайшая встреча состоится 4 сентября в 12:00 в центре «Анатомия» на Кутузовском. Модуль под названием «Движение с нуля». Рассмотрим базовую эволюцию движений в живой природе и познакомимся.

Для подтверждения своего участия на встрече ставьте «+» в комментариях.

Если хотите онлайн трансляцию, ставьте «+++». Если наберётся 30 желающих, проведём трансляцию «ВКонтакте»

 #реабилитация #лфк #здоровье #спорт #лечение #зож #неврология #дцпнеприговор