Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Лучший агент Uber – это Макрон

Оглавление

За последние 10 лет мы периодических узнавали о забастовках таксистов во Франции. Оказывается всё это время глава государства последовательно продвигал интересы американской международной компании и её антисоциальной модели. Процесс уже тогда осуществлялся при активной деятельности лоббистов. А сейчас на министерские должности назначаются люди, связанные с компанией Uber. История успеха цифрового гиганта на основании обнародованных документов Uber Files.

В конце марта Парижский уголовный суд обвинил компанию Deliveroo в использовании нелегальных работников. Озадаченное руководство онлайн-платформы по доставке еды заявило тогда председателю суда, что за процессом внимательно следил сам президент Республики и министр труда Элизабет Борн. И для такого заявления действительно были основания. Дело в том, что, прежде чем начать продвигать интересы онлайн-платформ из Елисейского дворца, Эммануэль Макрон в качестве министра экономики уже защищал Uber в те времена, когда президентом был Франсуа Олланд. Вечером 10 июля были обнародованы 124 000 документов под названием Uber Files. Они попали в руки Международного консорциума журналистов-расследователей.

Оказывается, будущий президент «стартап-нации» имел всё, чтобы найти общий язык с промоутерами этой новой модели эксплуатации, возвращающих в моду сдельную работу с помощью цифровых инструментов. В 2008 г комиссия Аттали, выступающая за «свободный экономический рост Франции», заместителем и главным докладчиком который был Эммануэль Макрон, уже предлагала внести изменения в трудовое право. Теперь «основные социальные решения должны приниматься в результате переговоров». В результате отпала бы необходимость лицензировать некоторые виды деятельности. Прежде всего, речь шла о перевозке пассажиров (такси). Данный способ должен «подготовить молодёжь к принятию риска».

Конфликт интересов? Не слышали.

Судьбоносная встреча состоялась 1 октября 2014 г. Работавший тогда в Министерстве экономики Эммануэль Макрон, встретился в тот день с владельцем компании Uber Трэвисом Калаником, а также с руководителями французского отделения и лоббистами компании. В опубликованных журналистами газеты Le Monde документах говорится, что именно тогда Макрон пообещал позаботиться о том, чтобы инспекторы Главного управления по вопросам конкуренции, потребительского рынка и борьбы с уклонением от налогов (DGCCRF) были бы «не слишком консервативными».

Борьба с нарушениями закона тогда велась в отношении UberPop. Это мобильное приложение позволявшего всем желающим стать водителем такси, используя в качестве транспортного средства для перевозки пассажиров свою собственную машину и не подчиняясь обычному регламенту. С тех пор эта цифровая платформа была признана незаконной не только во Франции, но и во всей Европе.

Также в 2015 г префект департамента Буш-дю-Рон опубликовал постановление, фактически запрещающее водителям Uber работать в Марселе. Тогда главный лоббист американской международной компании в панике отправил SMS министру экономики Макрону. И тот ответил ему, что «лично изучит этот вопрос». Через три дня это постановление смягчили.

Отмена лицензий

Такое покровительство – всего лишь мелкая услуга. В Министерстве финансов, а потом и в Елисейском дворце Эммануэль Макрон проявлял немалое усердие по принятию решений в пользу руководства Uber. Главным образом он способствовал отмене лицензий. В 2014 г шла работа над законом Тевену (Thévenoud). Он должен был упорядочить деятельность VTC («операторы транспортных средств с водителем»). Таким образом возмущение водителей такси должно было снизиться. Как можно узнать из документов Uber Files, министр экономики решительно шёл в обход своих коллег из Министерства транспорта и пытался смягчить ограничения. Именно тогда 250 часов подготовки для получения лицензии водителя сократили до … 7 часов.

Макрон хотел «сделать так, чтобы Франция работала на Uber для того, чтобы Uber смог работать во Франции и на Францию». Это его собственные слова. В начале 2016 г министр Макрон сделал то, что должен был сделать со своей стороны ради заключения соглашения. UberPop проиграл в борьбе с правосудием. Зато онлайн-платформа могла теперь законно использоваться во Франции в области VTC.

Статус работников

Проблемы с лицензированием были решены, но появились другие подводные камни. На этот раз с правосудием. Суд внимательно изучил условия работы так называемых «независимых доставщиков». В результате он пригрозил, что водителям и доставщикам с обязательным статусом самозанятых будет присвоен статус постоянных работников онлайн-платформ. Логично, ведь онлайн-платформы могут контролировать и наказывать их, управлять ими, и держать их в экономической зависимости.

Став президентом, которого поддерживало большинство избирателей, Эммануэль Макрон получил возможность принимать законы быстрее. На радостях онлайн-платформы составили так называемую «хартию хорошего поведения», которую владельцы сочиняли сами. В ней фигурировала частная страховая компания (Uber подписала соглашение с Axa) и присутствовала видимость социального диалога. Затем онлайн-плаптформы решили, что суды больше не смогут ничем им угрожать. Руководство Uber почувствовало удовлетворение. Оно надеялось на разработку специального статуса для своих доставщиков в Трудовом кодексе. В нём должна была соблюстись видимость защиты их прав и независимости. Зато без их преимуществ (как, например, свобода устанавливать свои цены) и без социального обеспечения.

В 2018 г бывшая тогда министром труда Мюриэль Пенико внесла этот специальный статус в свой закон «за свободу выбора своего профессионального будущего». Первая неудача – Конституционный совет отверг эту поправку. Дело в том, что она не имела ничего общего с этим законопроектом, направленным на профессиональное образование. В 2019 г предприняли новую попытку. На этот раз в виде закона об ориентации мобильности (LOM). Его выдвинула министр транспорта Элизабет Борн. Вторая неудача – Конституционный совет снова не утвердил этот законопроект.

Правительство берёт реванш

Воспользовавшись введением в 2020 г чрезвычайного положения в связи с санитарной обстановкой, правительство взяло реванш. Элизабет Борн, которую перевели в Министерство труда, распорядилась о принятии постановления. В нем шла речь о социальном псевдодиалоге с помощью выборов с участием представителей курьеров и водителей онлайн-платформ. А кто может лучше составить такой документ, если это не Брюно Меттлинг, бывший эксперт-консультант по компании Uber? Ведь с тех пор он встал во главе органа, организующего эти выборы (ARPE). Выборы прошли весной и завершились провалом. Неявка курьеров составила более 98 % .

Похоже, что на новом сроке президент сохранит связи с компанией Uber. Ставшая премьер-министром Элизабет Борн назначила Жан-Ноэля Барро министром-делегатом по вопросам цифровых технологий. Дело в том, что он одновременно является братом директора по связям с общественностью в европейском подразделении Uber.

На европейском уровне президент также делал всё, что только было ему по силам. В декабре 2021 г Еврокомиссия предложила принять важнейшее постановление, касающееся статуса работников онлайн-платформ типа Uber. Документ плохо защищает их права. Однако в случае судебных споров предлагает работодателям взять на себя значительную часть ответственности. А это большой шаг вперёд для 28 миллионов работников онлайн-платформ в Европе.

И вот в январе 2022 г ротационное председательство в Европейском союзе перешло к Франции. Тогда Эммануэль Макрон вернулся к этому постановлению. Теперь основанием для парламентских дискуссий в рамках деятельности Комиссии по трудовым вопросам и социальным делам должен служить черновой вариант доклада. Правда, даты обсуждения ещё не определены.  Но неслучайно Uber продвигает именно идею «французской модели» на уровне Европейского сообщества.

L’Humanité, опубликовано 12/07/2022