С Днём знаний, дорогие книгочеи! А ещё 1 сентября родился писатель Эдгар Райс Берроуз (1875-1950 гг.), обессмертивший своё имя невероятными приключенческими историями. Берроуз был настоящей творческой личностью с мятущейся душой. Нигде надолго он не приживался. Служил в кавалерии, пас коров в Айдахо, искал золото в Орегоне, работал продавцом, клерком, бухгалтером, коммивояжером, был даже полицейским в Солт-Лейк-Сити... С таким-то жизненным опытом и не стать писателем – это было бы преступлением.
Книги Эдгар начал писать в уже зрелом возрасте и, похоже, не особо рассчитывал на успех. Но госпожа удача наконец его заприметила. Первые фантастические романы Берроуза были далеки от лигатурного совершенства и больше походили на школьные сочинения, но читатель принял их с восторгом. Автор создавал такие невероятные миры и закручивал столь лихие сюжеты, что люди только охали и простили ещё. О фантастических приключениях Джона Картера на Марсе я уже рассказывал, сегодня же предлагаю подойти поближе к Тарзану. Обезьяний приёмыш вроде бы не кусается, но с рук лучше не кормить.
Тарзан – сирота. Если не изменяет память, его родители оказались одни в Африке после кораблекрушения, и негостеприимная земля вскоре убила их. Малыша подобрали живущие по соседству «мангани» - большие и свирепые человекоподобные обезьяны. Самка Кала, только что потерявшая своего собственного детёныша, стала его приёмной матерью.
Считать «мангани» гориллами – ошибка. В романах Берроуза для горилл существует другое слово – «болгани». Кто такие «мангани» – официальной науке неизвестно (вероятно, их видело лишь воображение писателя и его читателей). Отмечу лишь, что они могут ходить прямо, есть мясо и охотиться на зверей. У них даже речь своя имеется! «Тар» на языке этих приматов – белый, а «зан» - кожа. Таким образом, «Тарзан» – белокожий.
Не зря говорят, что с кем поведёшься, от того и наберёшься. «Едва ли нужно удивляться тому, что белый человек оказался ближе к зверям, чем чернокожий дикарь. Мы все рабы привычек, усвоенных воспитанием с детского возраста, и, когда отпадают внешние обстоятельства, заставляющие преодолевать их, мы легко возвращаемся вновь к тому, с чем сроднились и связаны неразрывными узами» (Э. Берроуз, «Тарзан и его звери»). Однако как ни старались обезьяны соскрести с приёмыша последний налёт цивилизованности (по возможности, вместе с противной белой кожей), им это не удалось. А может, благородная кровь подала голос. Тарзан ведь не какой-то там простолюдин, а Джон Клейтон, лорд Грейсток! В один прекрасный момент, разыскивая особо вкусных личинок и гусениц, мальчик наткнулся на домик своих родителей. Подобрал нож и... азбуку. А дальше произошло самое невероятное во всех 26 фантастических романах Берроуза о Тарзане: мальчик самостоятельно выучился читать и писать!
Ежу понятно, что вскоре на горизонте должны появиться люди, и Тарзан, ещё вчера мечтавший о волосатых ляжках самой очаровательной «мангани» в стае, влюбится в первую же встреченную им белокожую девушку. Девушка, что любопытно и, вероятно, непонятно современным красоткам (ну что за кавалер, когда из имущества – лист лопуха?!), ответила парню взаимностью. Джейн сразу смекнула, что на голого дикаря всегда можно положиться: «Его странная жизнь не сделала его ни угрюмым, ни кровожадным. То обстоятельство, что он убивал с радостным смехом, — вовсе не доказывало его прирожденной жестокости. Чаще всего он убивал, чтобы добыть пищу. Правда, будучи человеком, он убивал иногда и для своего удовольствия, чего не делает никакое другое животное. Ведь из всех созданий в мире одному лишь человеку дано убивать бессмысленно, с наслаждением, только ради удовольствия причинить страдания и смерть» (Э. Берроуз, «Приёмыш обезьян»).
За годы скаканий и лазаний по ветвям Тарзан накачал нехилые мускулы. Жилистый и худой, он стал представлять опасность даже для крупного зверя. А когда взял в руки нож, то приёмыша зауважали даже «мангани». С подачи Берроуза Тарзан овладел боксом и борьбой, причём (как в случае с азбукой) до некоторых приёмов он дошёл своим умом: «В следующее мгновение, когда оба противника катались клубком по земле, Тарзан должен был несколько ослабить свою хватку, пока, наконец, случайное обстоятельство в этой быстрой смене постоянно меняющихся эволюций позволило ему сделать новое нападение правой рукой, после которого, как он тотчас понял, его позиция стала совершенно неприступной. Его рука оказалась пропущенной сзади под рукой Теркоза, а предплечье и кисть легли кругом его шеи. Это был полу-Нельсон, современный прием борьбы, на который случайно натолкнулся несведущий обезьяна-человек. Но божественный разум мгновенно подсказал ему, насколько ценно сделанное им открытие» (Э. Берроуз, «Приёмыш обезьяны»).
После такого можно было лепить всё что хочешь, и писатель не стал стесняться. На руку играло то обстоятельство, что Африку до конца ещё не исследовали, белых пятен на Чёрном континенте оставалось предостаточно, а значит, можно было выкручивать фантазию на полную мощность. И Берроуз не подкачал! Он придумал новые расы, народы, цивилизации, человекоподобных существ и страшных монстров. Создал сказочное государство Опар и населил его прекрасными женщинами и звероподобными мужчинами. Спрятал в глубинах континента остатки Атлантиды и Римской Империи. Подводные города и нацисты, крестоносцы и религиозные фанатики, люди-муравьи и люди-леопарды... Чего и кого только не встретишь на станицах книг! Тарзан же погружается во все эти приключения с хладнокровием и спокойствием настоящего английского лорда. Лишь в минуты опасности в нём просыпается звериная натура, и тогда никому несдобровать.
Антон АГЕЕВ.
Иллюстрации из открытых источников и архива автора.
#книгочей
#тарзан
#эдгар берроуз
#фантастика
#африка
#обезьяны
#лучшие книги
#выживание
#приключения
#джунгли