Сегодня говорим о Китае и его музыке. Некоторые статьи "азиатского" цикла, а также другие интересные "полотна" нашего канала, будут внизу - читайте и поддерживайте нас. А сейчас начнём!
___________________________________________________________________
➡️И по традиции я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
___________________________________________________________________
От неоромантизма через «культурную революцию» к Тан Дуну
Также, как и в Японии, в Китае академическая композиторская традиция начала зарождаться с 40-х годов XIX века. Но лишь в начале XX века композитор Сянь Синхай, написав две симфонии, Китайскую рапсодию и кантату «Жёлтая река», стал основоположником китайской композиторской школы, то есть, его роль аналогична роли М. И. Глинки для русской музыки. Учился Сянь Синхай в Парижской консерватории у Поля Дюка, так что неудивительно, что основой его творчества стал неоромантизм.
____________________________________________________________________
Сянь Синхай. Кантата «Жёлтая река»
____________________________________________________________________
Сянь Синхай в Париже познакомился с Ма Сыцуном, скрипачом и композитором, который «китаизировал» традиционные симфонические и камерные европейские жанры, вводя в них народные китайские мелодии. Фигура Ма Сыцуна очень важна для китайской культуры. Именно этот человек стал основателем Южнокитайской консерватории в Гонконге (тогда этот город назывался Сянган). Позднее Ма Сыцун возглавил Центральную Пекинскую консерваторию.
____________________________________________________________________
Ма Сыцун. Симфония № 2
____________________________________________________________________
С 50-х годов до 1966 года в Китае был расцвет развития симфонической музыки. Но Культурная Революция 1966 года сокрушила все начинания. Попав под лозунг «создать новое, разрушив старое», культура и наука потерпели крах. Так, Ма Цысун, подвергшись преследованиям, был вынужден с семьёй уехать в США.
Но ничто не вечно. Период «культурной революции» окончился в 1976 году, со смертью Мао Цзэдуна. Естественно, это послужило толчком к возрождению симфонической музыки Китая. Композиторы продолжают бережно относиться к народной традиции и активно используют народные инструменты в оркестрах европейского образца, пишут концерты для традиционных инструментов и сольные сочинения. Концерты для пипы (китайская лютня) можно найти в творчестве Тан Дуна и У Цучана.
____________________________________________________________________
Тан Дун. Концерт для пипы.
____________________________________________________________________
Ли Хуаньчжи написал поэму «Зелёная долина» для моринхура (монгольский смычковый инструмент).
Также композиторы активно обрабатывают народные мелодии, делая переложения для фортепиано или оркестра. Существуют даже такие переложения музыки Пекинской оперы*, в русле которых особенно выделяется композитор Ин Чандзун, который старался оркестровыми средствами передать аутентичное звучание оригинала.
Самым известным на Западе китайским композитором является Тан Дун (или Тань Дунь), ныне живущий и здравствующий выпускник Пекинской консерватории. Китайская идеология и политическая обстановка не позволяла раскрыться таланту композитора в полной мере, так что композитор продолжил обучение в Колумбийском университете в США.
Так как в молодости Тан Дун играл в оркестре Пекинской оперы, неудивительно, что на нём сказалось влияние национального театра. В творчестве композитора довольно много сочинений в жанре инструментального театра*, или произведения, в которых Тан Дун соединяет традиции Пекинской оперы и японских театров Кабуки* и Но* с инструментальной музыкой. В 90-х годах – это «Оркестровый театр IV» из серии «Врата» для певцов Кабуки, Пекинской оперы и западных оперных певцов, оркестра и видео, которое придаёт сочинению ещё и черты мультимедиа.
Особое отношение у Тан Дуна к воде. Звуки воды он использует как инструментальную краску. Таковы «Водные Страсти по Матфею», в которых причудливо сочетается пение Пекинское оперы и монгольское горловое пение с хоралами и речитативами в стиле И. С. Баха.
Да что уж говорить: Тан Дун написал целый концерт для воды!
Свою любовь к звукам воды Тан Дун объяснил так:
«Я нахожу в высшей мере интересным, что так много культур воспринимают воду как важную метафору; она символ крещения, они связана с рождением, творением и возрождением. Естественный круговорот воды является символом Воскрешения, которое, в свою очередь, есть метафора надежды, рождения нового мира для лучшей жизни.»
___________________________________________________________________
Сноски и уточнения:
*Пекинская опера – национальный театральный жанр Китая, в котором сочетается вокал, музыка, танцы, пантомима, акробатика. Возникла в XVIII веке и существует до сих пор. Важное значение имеет определённый грим актёров для разных амплуа.
*Театр Кабуки – национальный театральный жанр Японии, сложившийся в конце XVII века на основе народных песен и танцев. Сочетает в себе музыку, пение, танец и драматическую игру. Обязателен грим и сложные костюмы.
*Театр Но – японский театральный жанр, сложившийся к середине XIV века. На сцене располагается оркестр, там же происходит действие. На всех актёрах вместо грима – маски.
*Инструментальный театр – один из важнейших жанров современного искусства.
___________________________________________________________________
Смотрите также:
___________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊