Отлично помню как я впервые услышал этот альбом. Ко мне домой пришёл один хороший знакомый с предложением заценить классную группу. Это был конец 1991-го года.
А принёс он с собой не компакт-кассету, которые были тогда в ходу, а виниловую пластинку. Бог знает где он её откопал, но пласт был фирменный.
Мы прослушали весь альбом целиком. И это было круто. Это была какая-то совсем другая музыка... ничего подобного я и слыхать не слыхивал...
И название-то какое у группы! Нирвана!
Я остался под огромным впечатлением от услышанного. А самое странное было то, что я в те времена начал подсаживаться на иглу под названием Depeche Mode, да и вообще начал слушать больше электронной музыки. А тут рок... Да какой там рок?! Гранж!
Но уже скоро, гранж, как и в своё время панк, весьма быстро сойдёт на нет. И вряд ли смерть Курта Кобейна в 1994-м была тому виной. Это случилось бы и так...
А вообще, я считаю, что гранж в лице Нирваны- это последний вздох рок-н-ролла! Того самого рок-н-ролла, который является состоянием души! Что было такого же мощного после? Да ничего уже и не было... так, кое-какие всплески в начале 00-х в виде The Libertines.
Но как бы там ни было, любовь к альбому "Nevermind" с годами у меня не угасла! А тот факт, что мой тринадцатилетний отпрыск слушает его чаще меня, говорит о том, что эта любовь передалась ему вместе с моей ДНК.
Существует несколько вариантов этого релиза - оригиналы, ремастеры... Давайте послушаем и решим, что звучит интереснее? Но выбирать будем из цифры, винил оставим для других каналов.
Альбом был выпущен 24-го сентября 1991-го года и имел огромный успех, в том числе и коммерческий. Релиз разошёлся по всему миру тиражом более 30 миллионов копий. Не хило однако...
Первый ремастер был сделан в 1996-м на студии Mobile Fidelity Sound Lab. Много позже, к двадцатилетию альбома, появился ремастер от Боба Людвига. А в прошлом году вышло ещё одно издание, уже приуроченное к тридцатилетию.
Ок. Давайте рассмотрим следующие варианты: Оригинальное европейское издание 1991-го года от Geffen Records (GED 24425), издание от MFSL, ремастер 2011-го года из Японии от Universal Music (UICY-75124) и прошлогодний релиз.
Сам я долгое время слушал этот альбом с кассеты, которую мне ещё в 1994-м записали на студии звукозаписи с оригинального компакт-диска. Это была хромовая Sony UX. Звучала первоклассно. Но в начале 00-х от записи кассет я перешёл к записи CD-R. Тогда-то я и стал слушать "Nevermind" в цифре. Копия была сделана с оригинального CD.
И уже в поздние годы стали доступны и другие варианты CD-дисков с этим альбомом и я выбрал для себя релиз от MFSL и слушал уже его на постоянной основе. А позже появился и Hi-Res ремастера от Боба Людвига. Ну и год назад появился Hi-Res 24/192 с новым мастерингом. О них я тоже скажу пару слов...
Но начнём с оригинального европейского издания, сделанного в Германии. Замер динамического диапазона DR на первой песне "Smells Like Teen Spirit" равен 11. Всё звучит в принципе неплохо, но мне всегда не хватало высоких на громких моментах песен, не хватало прозрачности. Но я тогда полагал, что это такая задумка, ну, типа, lo-fi этакий в саунде...
Но после прослушивания издания этого альбома с мастерингом от MFSL, это оказалось не совсем так. Этот релиз звучит даже чуть тише чем оригинальный. У этой конторы всегда был свой подход к звуку. По большей части мне их работы нравятся и эта в их числе. Для примера послушаем песню "Lithium". Когда начинается шустрый припев (е-е-е-е), в отличие от оригинальной записи, на записи от MFSL в припеве сохраняются тарелочки и звучит это более прозрачнее. Мне нравится именно такая интерпретация...
Кстати, недавний скандал, который был связан с Mobile Fidelity, говорит о том, что они тоже не ангелы, и ради денег готовы и надурить покупателей в лице аудиофилов. Напомню, что компанию MFSL уличили в том, что далеко не все их виниловые пластинки делаются полностью в аналоговом виде. Но дурить аудиофилов начали давно и нового тут ничего нет, хотя последние, конечно же, так не считают.
Но вернёмся к Нирване...
Спустя двадцать лет с момента выхода альбома, Боб Людвиг сделал ремастер. И, увы, а вернее, как обычно, получилось так себе. На первой песне DR равен уже 6-ти. По звуку хорошенько прошлись компрессором, от души это сделали. И, конечно же, этим самым всё испортили. Зачем, для чего? Мне не понятно... Посмотрите ниже на скриншоты из аудиоредактора. Где какое издание, думаю понятно всем...
Чуть позже выведший Hi-Res 24/96, ситуацию никак не спасает. Мне оно не зашло совсем. Полная лажа, слушать это совсем не хочется...
И прошлогодний ремастер тоже не супер, увы. Он стал ещё чуть громче. Боже мой, да куда уж больше-то??? Ниже один и тот же фрагмент песни "Lithium" от 2021-го и от 2011-го годов.
Но при всём при этом, последний вариант мастеринга мне понравился чуть больше, чем вариант от Боба Людвига. По крайней мере, Hi-Res 24/192 точно интереснее звучит.
И не будем забывать, друзья мои, что "Nevermind" был записан аналоговым способом на студии Sound City. Этой студии, увы, больше нет. Кстати, Дэйв Грол снял классный документальный фильм о ней. Очень душевно получилось... посмотрите, не пожалеете...
Ну, а я, в свою очередь, всё-таки выбираю для себя старые добрые 16 бит и 44100 герц компакт-диска от Mobile Fidelity. Как-то моему сердцу они роднее и милее...