Найти тему

Циркулярный дизайн

"Масштаб деятельности дизайнеров переместился с продуктов на компании и экономические системы, а целевая аудитория расширилась от одиночного пользователя до тесно связанной сети людей, охватывающей весь земной шар. Современный мир стал результатом миллионов человеческих решений о том, что и как проектировать.

Дизайн-мышление (design-thinking) выступает стратегическим инструментом развития циркулярной экономики стран Евросоюза, которые продвигают принципы циркулярного дизайна в рамках стратегий устойчивого развития: Design for Planet (Великобритания), Design in Nordic Nature (Исландия), Planet Centric Design (Швеция).

Пять принципов циркулярного дизайна:

1. Использование местных и/или легкодоступных ресурсов, что позволит минимизировать потребление энергии, связанное с процессами производства, а также уменьшить количество отходов.

2. Долговечность продукта, ремонтопригодность или возможности вторичной переработки.

Уже недостаточно заменить материалы на более пригодные для повторного применения - дизайнеры обязаны думать о полном жизненном цикле изделия, получая информацию от всех участников процесса (collective intelligence), чтобы вывести на рынок действительно циркулярный продукт.

Поскольку в ближайшем будущем всю продукцию придется возвращать производителю для переработки, будет развиваться реверсивная логистика.

3. Безотходное проектирование.

Отходы, которые не могут быть повторно использованы в конце жизненного цикла продукта, сегодня рассматриваются как недостаток дизайна и требуют его переосмысления. Дизайнеры должны стремиться к биоразлагаемости или регенерации экосистем, позволяя продукту вернуться в экосистему в конце его службы.

4. Эволюция дизайна и биомимикрия: материалы, использование продукта или поведение пользователей могут меняться в зависимости от трендов и новых потребительских ценностей.

Если раньше дизайнер проектировал "готовый продукт", то теперь он должен думать обо всем, как если бы он разрабатывал программное обеспечение — к продукту должны прилагаться инфраструктура и услуги (systemic design).

Дизайнеру следует больше наблюдать за живыми системами природы и учиться у них, чтобы разработать уникальные решения, вдохновленных природой.

5. Циркулярная коммуникация.

Циркулярный дизайн создает новые отношения между потребителями, продуктами и компаниями. Даже если продукты связаны через интернет вещей, коммуникация с клиентами и сервис-дизайн будут иметь высокий приоритет в экономике замкнутого цикла.

Циркулярный дизайн по существу предлагает улучшения в выборе материалов и дизайна продукта, который может иметь несколько жизненных циклов с минимальной потерей энергии, качества и ценности".