Так уж случилось, что наука долгое время идентифицировалась с физическим знанием. Но не только потому, что наибольшие достижения науки связаны с физикой. Физическая наука, как правило, воспринималась как эталон научности, и другие науки пытались следовать парадигмам физического знания.
Такое время безвозвратно ушло, но осталось во многом нечто большее, что сформировалось в лоне физического знания. Физическое исследование возможно лишь тогда, когда мы вводим допущение непрерывности, однородности пространства и времени, а также обратимости.
Из этих метафизических допущений следовал кумулятивный образ развития науки и кумулятивная эпистемология. Кумулятивная методология, сохранившаяся до конца XIX века, а во многих науках и по сей день, может быть охарактеризована следующим образом.
1. История науки при таком подходе предстает как история твердо доказанных истин.
2. Главной проблемой кумулятивной методологии была проблема обоснования рационального и эмпирического.
3. С позиций данной эпистемологии любое заблуждение и ненаучные формы знания должны быть элиминированы. Мир классической науки представляет собой некое замкнутое образование (в физике Ньютона предполагается независимая от физики геометрия и пространство, тем самым превращаясь в самодовлеющую сущность, некий «ящик Пандоры»), в котором выделяются некие простые элементы и устанавливаются законы «поведения» этих элементов, эмпирически проверяемые.
С открытием второго начала термодинамики стало проблематичным сведение природы к простым образованиям. Акцент исследований перемещается на отношение, связь, время. В синергетике (науке о познании и объяснении сложного) процессы хаотизации и упрощения, вытекающие из второго начала термодинамики, рассматриваются как момент эволюции сложного (здесь в основе лежит уже неравновесная термодинамика).
Обратимые процессы воспринимаются скорее как исключение и лабораторная идеализация (хотя необратимость не обосновывается в современной науке). — Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991. С. 31.
Синергетика как раз изучает процессы усложнения и морфогенеза. — Князева E.H., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 62.
«Модели, изучавшиеся классической физикой, реализуются лишь в таких ограниченных ситуациях, какие можно создать искусственно, заключив материю в ягцик и подождав, пока она не достигнет равновесия. Искусственное может быть детерминистским и обратимым — породное не обходится без элемента случайности и необратимости». — Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 23.
Вселенная приобретает направленность, время обладает направленностью. По выражению Эддингтона, существует стрела времени. Время утрачивает обратимостьи становится необратимым.
Квантовая механика послужила основой для описа ния нескончаемых превращений одних частиц в другие. Общая теория относительности стала фундаментом представлений тепловой истории Вселенной на ее ранних стадиях.
«Ныне мы видим, сколь важную роль играют повсюду необратимые процессы и флуктуации». — Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 35.
Складывается образ неклассической и постнеклассической науки (для настоящего исследования различение науки нанеклассическую и постнеклассическую несущественно.
Далее в тексте эти термины будут использоваться как синонимы), связанный с парадигмой нелинейного (синергетического), холистического (целостного), многомерного мышления.
Современная ситуация в культуре характеризуется целым веером, полифоническим разбросом мышления (классическое, естественнонаучное, гуманитарное, религиозное, эзотерическое, методологическое, философское и др.)
Причем ни одно из них не является ведущим и эталонным, хотя разработанность и оснащенность всех этих видов мышления разная.
Наиболее нормированным, организованным и осмысленным, несомненно, является рациональное мышление и его способы получения знания. Активно самоопределяется синергетика и постнеклассическое мышление. Мир постнеклассической науки — это мир многомерный, полифундаментальный, дополнительный.
При этом наличие альтернативного миропорядка — предмет всей классической науки — не отрицается, но сфера его распространения ограничивается.
Нелинейное, многомерное (холистическое) мышление постнеклассической науки трудно уживается со схемами последовательной и постепенной кумулятивности в развитии знания.
Мир пульсирующий (по выражению Э. Ласло, «мир бифуркаций»), мир, имеющий свои «ритмы жизни», подверженный периодическим колебаниям — вот мир новой парадигмы.
В этом мире даже хаос может выступать механизмом самоорганизации, самодостраивания структур, удаления лишнего, механизмом выхода на относительно простые структуры-аттракторы эволюции (структуры-аттракторы - способы организации в открытых нелинейных средах разной природы, к которым приходят в результате затухания, исчезновения промежуточных явлений). Можно сформулировать основные принципы многомерной методологии.
1. Принцип полифундаментализма. Любая теория, сколь бы глубока она не была, целиком не охватывает исследуемую реальность, хотя и является целостным образованием. Эта неустранимая множественность точек зрения, как представляется, вовсе не исключает единого понимания, как раз и проясняемого во множестве интерпретаций.
Иногда дело даже доходит до утверждений, что «пора недвусмысленно признать, что истинностная парадигма науки уже превратилась в анахронизм, оставить соответствующий понятийный аппарат служителям культов и ориентировать работу в области логики, гносеологии и аксиологии на функциональные (прагматические) категории. Задача научных исследований не поиск истины, а построение эффективных моделей мира». — Назаретян А. Истина как категория мифологического мышления // Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 108.
Все же, по видимому, такая позиция слишком категорична. Множественность не исключает истинность, просто теперь она относится к множеству интерпретаций, которые могут быть одновременно истинными.
Тем самым я ввел различение того, что понимается, и того, как это понимаемое выражается (интерпретируется). Необходимо понимать, что это разные инерпретации одного, которое как бы не ухватывается любой интерпретацией.
Пока будем понимать это интерпретируемое одно как объективное содержание интерпретаций. В этом смысле даже у одного автора, мыслителя мы различаем то, что выражено, от того, что не зависит от самого автора и может быть выражено и понято иначе.
Например, М. Клайн в работе «Математика. Утрата определенности» констатирует, что существует много математик, отличающихся друг от друга составом основных понятий, способами рассуждений о них, вычислительными процедурами, и маловероятно, «а скорее, невозможно (а если даже и возможно, то ненужно) объединить их в единую теоретическую конструкцию». — Медведев Ф.А. Нестандартный анализ и история классического анализа //Закономерности развития современной математики. М., 1987. С.76.
2. Принцип дополнительности теорий. Специалист по социальной философии М. С. Федорова как-то заметила, что мир, в котором истина одна, а заблуждений много, прекратил свое существование.
Связь между альтернативными описаниями, относящимися к одному и тому же многомерному объекту, признается как дополнительная, когда «нельзя с помощью одного языка описать любое достаточно сложное явление. Необходимо иметь множество интерпретаций». — Моисеев H.H. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С.66.
А попытки вывести одну систему понятий и создать общий язык неэффективны и неправомерны.
В современной неклассической (постнеклассической) науке фактически переоткрыт антропный принцип (в философии онсуществовал давно и наиболее четко был сформулирован Р. Декартом) и тем самым закрепляется неустранимость наблюдателя и сознания в исследуемой реальности.
Существуют слабая и сильная версии антропного принципа. Наиболее фундаментальная — слабая, которую можно сформулировать следующим образом: «Человеческое тело является измерительным прибором, чьи самоотбирающие свойства должны быть приняты во внимание точно так же, как астроном должен принимать во внимание самоотбирающие свойства оптического телескопа.
Такой телескоп говорит нам о радиации в видимой полосе электромагнитного спектра. И только когда мы осознаем, что телескоп имеет свойство самоотбора, именно тогда возможно допущение о существовании невидимой радиации.
Аналогичным образом оказывается весьма существенным осознать наличие самоотбора, который вытекает из факта нашего существования в качестве хомо сапиенс, когда мы пытаемся сделать выводы, касающиеся природы Вселенной». — Лршинов В.И., Свирский Я.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 61.
История становления антропного принципа изложена в капитальном труде Ваггои J.P., Tipler F.J. The antropic cosmological principles. Oxford Univ-Press, 1986.
Даже утверждается, что доминантой современного познания становится не познание, а взаимопонимание. Подобное смещение доминанты мыслительной активности совсем не единичный факт, так для эллина понять вовсе не означает познать сущность.
Понять здесь — умным, эйдетическим зрением определить хаос в космосе, породить реальность, в которой возможен порядок и гармония. Именно это и удалось сделать с помощью возникающей науки и философии.
В средние века любой предмет рассматривался в пространстве причащения к всеобщему абсолюту. И не только в теологии. Т
ак здесь понимается и орудие, и навыки работника, и все особенности цеховых ремесел. В Новое время понимание и мышление отождествляются с познанием. Помыслить сущность вещей — означает познать, как они действуют, каким образом и почему.
В современных условиях (ситуации эпохи постмодерна) подобное отождествление уже невозможно, ведь рационально, логически оформленной мышление является лишь одним из возможных мышлений. В настоящее время восточный спектр ценностей сосуществует с западной культурой; средневековый, христианский, нововременной, просвещенческий, возрожденческий смыслы бытия не уходят в прошлое, не распределяются по гегелевской «лестнице снятия» и восхождения.
На смену конфронтационной логике противоречия приходит логика сосуществования (коэволюции) различных сознаний и мышлений.
Принципы нелинейного мышления^ неклассической науки фактически восстанавливают космологическое измерение человеческого сознания.
Нелинейная (многомерная, или синергетическая) методология (и нелинейное мышление) является междисциплинарным образованием, которая применяется для объяснений сложных нелинейных систем (макрообъектов) на основе исследования нелинейных микрообъектов. — Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. 1997. С. 49.
Сложная структура (макроскопические паттерны) устойчива, если в ней соблюден баланс нелинейности и диссипации (рассеивания), а изучением фазовых переходов в сложных нелинейных диссипативных системах занимается синергетика.
Английский астрофизик Артур Стенли Эддингтон отмечает: «Мы возвращаем сознание на главное место, вместо представления о нем как о несущественном усложнении, случайно найденном в среде неорганической природы на последней стадии эволюционного развития». — Eddington А. The Nature of Phisical World. Cambrige, 1928. P. 332.
Обозначив контуры новой, неклассической методологии, присмотримся к некоторым неклассическим теориям, которые возникают в начале XX века (квантовая механика и психоанализ).
Нас будет интересовать тенденция вызревания новой онтологии ума в этих неклассических теориях, или теориях «индивидных явлений».
Спасибо, что дочитали. Возвращайтесь.