Найти тему
Душа на колесах

Подлодка К-3 "Ленинский комсомол". Как послевоенный СССР обошел Америку.

Оглавление

Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» стала первой атомной подлодкой СССР. Спроектированная с нуля она сразу же обошла американский Nautilus по скорости хода, показав на испытаниях результат 28 узлов (против 23 у «Наутилуса»). И это был далеко не предел.

Лодка заложена 24 сентября 1955 года в городе Северодвинске и уже 9 августа 1957 года спущена на воду.

Кроме того, что новая АПЛ работала на атомной энергии, она могла погружаться на невероятную по тем временам глубину в 300 метров. К примеру, тот же USS Nautilus мог опуститься максимум на 200 м.

Длина лодки К-3 составила 107,4 м, ширина – 7,96 м, осадка – 5,6 м. Экипаж включал 104 человека. На вооружении стояли восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Подлодка могла находиться в автономном плавании до 60 суток.

Секретная разработка СССР

Все работы над проектом велись в режиме строжайшей секретности. Детали, сделанные на других предприятиях, перевозили к месту сборки только по ночам. Нельзя было допустить, чтоб кто-то, даже случайно, сфотографировал хотя бы малейшую часть будущей подлодки.

Строительство подлодки 1957 г. Фото пресс-службы "ПО "Севмаш"
Строительство подлодки 1957 г. Фото пресс-службы "ПО "Севмаш"

И уж тем более подозрительную деятельность не должны были засечь из космоса. Даже на самих предприятиях толком не знали, что строят – официально все детали шли на нужды торгового флота. Ничего не знал и будущий экипаж.

Нелегкая служба первого атомохода

В 1961 году подлодка вышла на первое боевое дежурство в Атлантику. А самым знаменитым ее рейсом стал проход подо льдами Северного Ледовитого океана с 11 по 21 июля 1962 года. Тогда АПЛ дважды пересекла точку Северного полюса, а 17 июля и вовсе всплыла неподалеку от него, удачно обнаружив подходящую полынью. Моряки торжественно сошли на лед и установили там Государственный флаг СССР.

Экипаж подлодки Фото АО "ПО "Севмаш"
Экипаж подлодки Фото АО "ПО "Севмаш"

Мало кто знает, но второпях спроектированная и построенная лодка постоянно требовала ремонта и доработок. К полюсу она тоже пришла в аварийном состоянии. Например, исправными оказались всего 2/3 парогенераторов. Остальные пришлось заглушить из-за трещин и утечки радиоактивной воды. Главная энергетическая установка тоже работала только на 60%. На обратном пути такие же трещины появились и в оставшихся парогенераторах, из-за чего экипаж получил высокую дозу облучения.

Фото АО "ПО "Севмаш"
Фото АО "ПО "Севмаш"

И все же дома их встретили как героев. Моряков наградили орденами и медалями. Руководитель похода контр-адмирал Александр Петелин, командир подлодки Лев Жильцов и инженер-капитан Рюрик Тимофеев получили звания Героев Советского Союза.

Но результаты этого подледного похода оказались намного больше, чем просто демонстрация всему миру военной мощи послевоенного СССР. С помощью эхолокации экипаж АПЛ сумел обнаружить ранее неизвестный подводный хребет. Впоследствии его назвали в честь океанографа Якова Яковлевича Гаккеля – известного советского исследователя и создателя первой батиметрической карты (карты подводного рельефа) Арктики.

Модернизация подлодки

С 1963 по 1965 годы К-3 простояла на ремонте. В результате лодка получила новый реакторный отсек, системы управления, а главное – только что опробованный навигационный комплекс «Сигма». Кстати, это штурманское вооружение оказалось настолько удачным, что потом еще долго использовалось на различных проектах АПЛ.

Почтовая марка с изображением К-3
Почтовая марка с изображением К-3

За годы службы подлодка К-3 провела в походах 14115 часов и прошла в общей сложности 128 443 мили. Из боевого состава ее вывели только в 1988 году. Однако не все было так радужно. К-3 «Ленинский комсомол» прославилась не только триумфальным походом к Северному полюсу, но и страшной трагедией в Норвежском море.

К счастью, финал истории легендарной подлодки оказался счастливым. Она не сгнила на морском дне и не пошла на металлолом. А вместо этого вот-вот займет почетное место в кронштадтском музее Военно-морской славы в Санкт-Петербурге.

Продолжение: Подлодка К-3: от врагов до героев

#техникассср #подлодка #севмаш #апл