Удивительные пейзажи и созерцательные человеческие фигуры, благоговеющие перед матерью-природой – именно так описываются самые именитые произведения этого известного немецкого живописца. Каспар-Давид Фридрих (годы жизни 1774-1840) родился в городе Грайфсвальде, что на территории современной Германии. Правда, в те времена он был частью Шведской Померании. Он учился искусству в престижной Художественной Академии Копенгагена – столицы Дании, а в 1798 году переехал в немецкий город Дрезден, где и обосновался на всю оставшуюся жизнь.
При этом он частенько возвращался в свой родной город и вдохновлялся окружающим пейзажем родного региона, который всячески помогал ему в создании множества романтических картин. Именно в тот временной отрезок зародилась эпоха романтизма, к слову сказать, зачастую Фридриха называют одним из самых влиятельных художников-романтиков своего поколения. Давайте же более подробно рассмотрим некоторые из самых известных картин Каспара-Давида Фридриха, таким образом мы постараемся узнать абсолютно всё об этом интригующем живописце.
1 место. «Странник над Морем Тумана»
- Дата создания: 1818 год
- Размеры: 94,8 х 74,8 сантиметра
«Странник над Морем Тумана» – это картина, определяющая творчество Каспара-Давида Фридриха. На полотне изображается человек, стоящий на вершине скального образования спиной к зрителю и любующийся величественным туманным пейзажем. Это самая символичная романтическая картина из когда-либо созданных человеком.
Для фигуры, которую зритель видит со спины, однажды был придуман термин. Подобных персонажей именуют «Фигурами, Обращёнными Спиной», данный элемент художниками используется довольно часто. Мужчина, стоящий буквально на краю пропасти, одет в традиционную немецкую одежду, которая в 1819 году была запрещена Германской Конфедерацией. Произошло это ровно через год после того, как художник закончил работу над данной картиной.
2 место. «Монах у Моря»
- Дата создания: 1808-1810 годы
- Размеры: 110 х 171,5 сантиметр
«Монах у Моря» – это довольно интригующее произведение Фридриха, в котором доминирует морской пейзаж в сочетании с чрезвычайно хмурым небом. Мы можем различить фигуру на переднем плане, которая похожа на монаха, если судить по одежде в пол, которую он носит.
Данную картину можно охарактеризовать как аллегорию необъятности природы, что подчёркивается ещё и тем фактом, что монах едва различим на этом холсте. Хотя она и подверглась резкой критике со стороны широких масс, разбирающихся в художественном искусстве, это одна из первых крупных работ Фридриха, которая привлекла к нему всеобщее внимание.
3 место. «Аббатство в Дубовом Лесу»
- Дата создания: 1809-1810 годы
- Размеры: 110 х 171 сантиметр
Произведение «Аббатство в Дубовом Лесу» было полностью завершено примерно в то же время, что и предыдущая работа «Монах у Моря», более того, в берлинской галерее они «живут» по соседству. Обе работы впервые экспонировались на выставке Прусской Академии Художеств в 1810 году, это полотно было подвешено аккурат под картиной с участием монаха.
Что ещё интересно в обеих картинах, так это то, что, несмотря на отсутствие положительных отзывов на них, творения всё же привлекли к себе внимание со стороны прусского короля Фридриха Вильгельма III. Он купил картины для своей коллекции вскоре после того, как выставка была завершена. В наши дни оба произведения висят рядом друг с другом в Старой Национальной Галерее на Музейном Острове в Берлине – столице Германии.
4 место. «Крест в Горах»
- Дата создания: 1807-1808 годы
- Размеры: 115 х 110 сантиметров
«Крест в Горах», также известная как «Теченский Алтарь», представляет собой замечательную картину в творчестве Каспара-Давида Фридриха. Это был первый крупный заказ для тогда ещё начинающего художника, он практически сразу же вызвал массу споров.
Фридрих впервые в истории человека включил в обычный пейзаж христианский символ креста. Христианское искусство и исторические картины по-прежнему считались в то время высшей формой искусства, однако в тот же самый момент пейзажи уже являлись вполне себе обычным и привычным делом. Данное сочетание и показалось странным для современных зрителей.
5 место. «Этапы Жизни»
- Дата создания: 1835 год
- Размеры: 72,5 х 94 сантиметра
- Место нахождения: Музей Изобразительных Искусств (Лейпциг, Германия)
«Этапы Жизни» – это картина, написанная Фридрихом в последнее десятилетие его жизни, и её можно смело назвать одной из самых неоднозначных. На переднем плане полотна мы видим стоящего спиной к зрителю старика, который двигается навстречу двум взрослым и двум детям.
Сюжет композиции происходит на возвышенности с видом на гавань, на заднем плане произведения мы можем видеть сразу пять кораблей. Это аллегорическое изображение пяти человек на переднем плане на фоне пяти кораблей на заднем, которое Фридрих срисовывал с реального места под названием Уткик. Данная локация расположена неподалёку от его родного города Грайфсвальда.
6 место. «Женщина у Окна»
- Дата создания: 1822 год
- Размеры: 44 х 37 сантиметров
«Женщина у Окна» – это одна из немногих известных картин в карьере Каспара-Давида Фридриха, на которых изображается сцена внутри помещения. Мы видим спину женщины, смотрящей в открытое окно. Появляющаяся в нём мачта заставляет нас предположить, что дом расположен рядом с водоёмом, по которому в настоящий момент идёт корабль.
Изображённая на полотне женщина – это жена художника по имени Каролина Боммер, их свадьба прошла всего за четыре года до завершения этой картины – в 1818. А сама комната была идентифицирована как мастерская Фридриха в немецком городе Дрездене, окна которой выходили собой на реку Эльбу.
7 место. «Северный Ледовитый Океан»
- Дата создания: 1823-1824 годы
- Размеры: 96,7 х 126,9 сантиметров
«Северный Ледовитый Океан» – это увлекательная картина Фридриха, на которой изображается кораблекрушение в Северном Ледовитом океане. Мы точно знаем, что на полотне изображён именно этот океан, потому как первоначально оно называлось «Полярное Море». В 1824 году произведение экспонировалось на выставке Пражской Академии в столице Чехии – городе Праге, там оно было известно как «Идеализированный Пейзаж Арктического Моря».
Эта сложная картина по достоинству оценена не была и в ней не признали замечательного произведения искусства, которым она считалась в период проведения выставки. Это одна из многих работ Фридриха, которая так и осталась непроданной. Живописец хранил её у себя до самой своей смерти в 1840 году. В наши дни она по праву считается одним из его самых влиятельных шедевров в карьере.
8 место. «Меловые Скалы на Острове Рюген»
- Дата создания: 1818 год
- Размеры: 90,5 х 71 сантиметр
«Меловые Скалы на Острове Рюген» – это картина, которую Каспар-Давид Фридрих написал в год женитьбы на Каролине Боммер. Девушка была на двадцать лет моложе художника, сразу после бракосочетания они отправились в продолжительный медовый месяц, навещая семью и друзей в двух немецких городах – Нойбранденбурге и Грайфсвальде.
На создание этого полотна живописца вдохновила экскурсия, на которой молодожёны оказались вместе с братом Фридриха – Кристианом, она проходила на острове Рюген. Данный остров располагается к северу от Грайфсвальда и имеет при себе характерные меловые скалы, которые художник довольно часто изображал в своих работах. Это произведение по праву считается праздником совместного союза пары.
9 место. «Одинокое Дерево»
- Дата создания: 1822 год
- Размеры: 55 х 71 сантиметр
«Одинокое Дерево», также известная как «Деревенский Пейзаж в Утреннем Свете», представляет собой картину, в которой доминирует одиноко стоящий на переднем плане полотна дуб. Древнее дерево кажется сильно повреждённым, а его тёмные ветви отчётливо выделяются на фоне роскошного пейзажа.
Картина была заказана богатым немецким банкиром и заядлым коллекционером произведений искусства по имени Иоахим-Генрих-Вильгельм Вагнер (годы жизни 1782-1861). Именно его коллекция положила начало коллекции Старой Национальной Галереи в Берлине – столице Германии, где данное полотно до сих пор и выставляется.
10 место. «Восход Луны над Морем»
- Дата создания: 1822 год
- Размеры: 55 х 71 сантиметр
«Восход Луны над Морем», также известная как «Лунный Свет над Спокойным Морем», стала второй картиной, написанной для заказчика Фридриха по фамилии Вагнер, закончена она была также в самом начале 1820-ых годов. На полотне изображены три человека – две женщины и мужчина позади них, которые сидят на скале и взирают на великолепное море прямо перед собой.
Над облаками вдалеке поднимается луна, что создаёт весьма завораживающую атмосферу данного морского пейзажа. Хотя это и трудно подтвердить, но некоторые историки искусства предполагают, что на полотне изображается пляж Штуббенкаммер, находящийся неподалёку от острова Рюген.
#стопочки #интересное #интересные факты #картины #художники #искусство #живопись #фридрих