Найти тему

Эх-ма!..

Ряд вопросов вот тут, для самостоятельного разбора.

.

Если я представляю собой тело, ум или их совокупность -- почему они так явственно воспринимаются как МОИ тело и ум? Ведь если я на самом деле и есть эти тело-ум, то и говорить вообще не о ком. Да и некому -- мало ли какие там звуки какое-то тело издает, мысленно или вслух, и что оно при этом имеет в виду? Это же просто недолговременный биологический объект. Какие у него на самом деле могут быть проблемы?!

.

Если ни это привычное тело, ни этот привычный ум не являются настоящим мной -- какие у меня основания считать, что это именно я хочу есть, иду спать или думаю слова и потом пишу эти буквы или на них так или иначе реагирую?

.

Если т.н. ум производится телом, которое потом само в нем же и отражается -- кто это наблюдает?

.

Если, как говорят, и тело и ум со всеми их действиями и мыслями -- просто образы в сознании, различающиеся только длительностью и степенью стабильности -- кто тогда этот Я, видящий их то реальным объектом, то представлением?

.

К вопросам этим очень рекомендуется время от времени возвращаться на досуге, до окончательного их прояснения. А пока вот относительно работоспособная телега на эту тему. Посмотрим, куда она нас привезет.

Поехали.

Если просто обратить внимание -- разве вы на самом деле ощущаете себя состоящими из тела и ума?

Разве вы вообще СОСТОИТЕ из чего-то?

Строго говоря, даже говорить о себе "Я" у вас нет никаких оснований. Как нет оснований и заявлять о собственном существовании или НЕсуществовании -- первое утверждение избыточно, а второе лишено смысла.

Все это просто какой-то клубок воображаемых проблем, затянувшаяся галлюцинация, яркая и бессмысленная.

Или как?

Тут, конечно, в качестве объяснения вечно норовит всплыть комплекс устоявшихся реакций ака "эго", только под более респектабельным и мистическим псевдонимом привязанной к телу "индивидуальной души".

То есть, типа, существует основа всех феноменов, неделимая и цельная реальность. Но отдельно от нее существует еще и отдельная воплощенная душа, в такой картине -- даже не одна. Судите сами, насколько реальным может быть такое положение дел.

Не лучше ли смотреть на эту самую отделенную от всего малую душу, как на один из прочих воспринимаемых феноменов, пожиже кирпича, но немного стабильнее радуги? Говорят, что так проще видеть основу, спокойно пронизывающую и составляющую собой все эти присутствующие в сознании зыбкие, прозрачные невидимые, условно видимые а также как бы четко различимые твердые формы. Проверьте сами.

Нет тут никакой отдельной души. И никто к телу не привязан -- этого тела самого, в привычном нам виде, нет нигде кроме чьего-то ума. И причин со следствиями по-настоящему нет. Никто не был связан, никто не освобождается. Все уже хорошо. Да, вертится сансара, Гаутама отрекся от царства и стал Буддой, пришел Христос к заблудшим овцам, ищущие уходят в аскезу ища спасения. Но при этом ничего этого нет.

Чтобы это обнаружить, лучше начать прямо с того, в чем оно все видно. С ума. Для того, чтобы БЫТЬ в привычном понимании, вещь должна иметь определенные измеряемые характеристики: форму там, цвет, границы, вес и проч. Реально существующую вещь от нереальной отличают еще независимость и стабильность существования и некий "объем", занимаемый ею во времени и пространстве. Так же?

Можно применить эти критерии к уму. Проверьте сами, какого цвета ваш ум. Сколько он весит, где начинается и где заканчивается. Какое место занимает.

При внимательном поиске получается, что как бы и не совсем этот ум и есть. Жив мозг -- есть ум, разложился или ритмы активности сменились -- нет никакого ума. Как-то маловато для того, чтобы считаться реально существующим. А в этой штуке, между прочим, содержится весь наш привычный мир.

Смотрите сами: в конечном счёте, любые тела и предметы нам видны не напрямую -- они "растянуты" во времени и пространстве. Без пространства ума, без памяти и воображения, в которых все это так подробно и достоверно видно, никакого привычного для нас мира просто нет.

Это не значит, что совсем ничего не существует в нигилистическом смысле. Это значит всего лишь, что переживаемая материальная Вселенная -- и любое тело в том числе -- и есть Абсолют. Никакое это не проявление, не манифестация и не скопление независимо существующих объектов. Просто такой способ видеть цельную Реальность. Типа отражения зеркала в том же зеркале, когда ни один из образов не отделен от своей реальной основы.

И если уж вы до этого места дочитали, можно получить настоящий когнитивный диссонанс, если приложить вышесказанное к себе.

Получается, что я, который с чем-то там сейчас разобрался, не разобрался, проснулся и позавтракал или пошел ужинать -- никакой не я, и никогда им не был. Так, совокупность сполохов какая-то, абсолютно не самостоятельная ни в одном из "своих" мельчайших позывов или решений.

А то, с чем меня отдельные товарищи снаружи вот уже пять тысяч лет призывают слиться и в чем раствориться -- это самый настоящий я и есть, не имеющий ни одной собственной приметы или свойства. И я, выходит, все это время прямо на этого невидимого себя и смотрю, только себя вокруг и вижу -- и только кажусь сам себе молекулами, галактиками, людьми и деревьями.

Ну, это штука такая, для неспешного с ней освоения. А Шахерезада, наконец, заканчивает дозволенные речи, ибо надо же дать отдохнуть и фонтану.

Омушки и чмоке.