В ночь на 21 декабря 1961 года на Ливерпуль надвигался туман. Незаметный и бесшумный, он крался вглубь материка с Ирландского моря. К середине утра он пополз вверх по центральным улицам города, к полудню дополз до пригородов, пожирая все на своем пути, а затем, насытившись, осел. Автобусы и такси двигались как улитки, пытаясь доставить людей по нужным им адресам, с реки Мерси раздавался навязчивый вой паромов.
Что случилось с Морин Даттон
Морин Даттон с нетерпением ждала Рождества. Она жила в комфортабельном доме на Тингуолл-лейн в Нотти-Эш, пригороде Ливерпуля. Всего за три недели до этого 27-летняя женщина родила второго ребенка, младшего брата для 2-летнего Дэвида. С тех пор она почти не выходила на улицу. Как и все старшие дети, Дэвид несколько завидовал количеству внимания, уделяемого матерью новорожденному Эндрю, и немного скучал. Морин пообещала, что если он будет хорошим мальчиком, днем 21 декабря она отведет его на специальную детскую службу в церковь. Для этого женщина предварительно договорилась со свекровью, чтобы та посидела с эндрю. Но у тумана были другие планы. В полдень свекровь попыталась добраться до Нотти-Эш, находящегося примерно в 2.5 км от ее дома, но тщетно: туман был слишком густым, а автобусы слишком медленными. Она позвонила невестке и сообщила, что не сможет прийти. Морин не возражала.
Брайан Даттон, муж Морин, вернулся с работы в 18:10. Он работал промышленным химиком в соседнем городе. Мужчина устал, да еще и дорога заняла больше времени, чем обычно, из-за тумана. Поднимаясь по тропинке, Брайан с удивлением увидел, что его дом погружен в кромешную тьму. Подойдя к двери, он услышал, как истерически кричит младший сын. Несколько секунд он шарил в темноте в поисках ключа, прежде чем сдаться и постучать в дверь. Супруга не вышла открывать, вместо этого послышался голос Дэвида:
- Это папа, о, это папа, мой папа!
Что-то явно было не так. Мистер Даттон, наконец, отыскал свой ключ и вошел в дом. Внутри он наткнулся на бездыханное тело Морин, лежащее в гостиной. Ей нанесли по меньшей мере 14 ножевых ранений. На столе стоял недоеденный обед. Малыш Эндрю рыдал рядом в своей кроватке. Судя по всему, дети уже несколько часов находились одни. Никто из них не пострадал.
Охота на преступника
Похоже, мотив преступления отсутствовал. Из дома ничего не украли, следов насильственного контакта с мужчиной у жертвы эксперты не выявили. Брайан Даттон имел железное алиби. При обыске полицейские нашли узкие ножны, но никакого подходящего к ним ножа не обнаружили. Только один свидетель мог дать ключ к разгадке личности злоумышленника, но ему было всего 2 года и он пребывал в шоке.
Сотни офицеров провели тщательный обыск в близлежащем районе, опросили множество напуганных произошедшим жителей Нотти-Эш, но не продвинулись в деле ни на шаг.
Список подозреваемых:
- Сначала сыщики подозревали, что это сделал один из пациентов местной психиатрической лечебницы, которому удалось сбежать. Однако персонал клиники возможность побега отрицал. Одна женщина утверждала, что симпатичный молодой мужчина в черной кожаной куртке постучал в ее дверь в день случившегося. Когда она спросила, чего он хочет, тот не ответил, а начал тарабанить пальцами правой руки по ладони левой, пристально уставившись на нее. По словам других свидетелей, они тоже видели похожего юношу в окрестностях Тингуолл-лейн очень быстро бегущим по дороге. Вскоре после этого его сильно вырвало возле ступеней методистской церкви Корт Эй. Во время процесса молодой человек держал руки в карманах. Очевидцы сочли это странным, поэтому хорошо запомнили незнакомца. К 17 января 1962 года полицейские составили фоторобот и разместили его на главной странице популярной газеты. Более 60 человек откликнулись в течение первых 24 часов после публикации. Но каждое предложенное имя в конечном итоге было исключено, "симпатичного молодого мужчину в кожаной куртке" так и не нашли.
- Полиция также искала молодую блондинку, которая подозрительно вела себя в автобусе номер 10d на Ист-Прескот-роуд, недалеко от Тингуолл-лейн. Женщина с ирландским акцентом бормотала о том, что она "сделала что-то ужасное" и сейчас едет в Лондон, чтобы успеть на самолет. Выходя из автобуса, она продолжала повторять снова и снова: "О Боже мой, О Боже мой, О Боже мой..." Эту женщину тоже не нашли и она никогда не заявляла об себе, несмотря на призывы к ней в прессе сделать это.
- Пожалуй, самой серьезной зацепкой стал инцидент с фальшивым доктором. О нем сообщила молодая мать, живущая в Хейлвуде (город неподалеку). За день до случившегося ее посетил молодой человек, представившийся врачом, и сказал, что ему необходимо срочно провести плановый осмотр. Женщина пустила доктора в дом, разделась и позволила себя осмотреть. Ее обеспокоенный муж связался с местной службой здравоохранения, чтобы установить личность доктора. Оказалось, что в этом районе не работает ни один похожий на описываемого врач. Супруги обратились в полицию. Детективы искали мужчину в возрасте 27-30 лет, одетого в темно-серое пальто, носящего очки в потертой роговой оправе.
Культ Тики
Расследование приняло неожиданный и поистине странный оборот, когда газета "Liverpool Echo" сообщила, что Морин, возможно, стала “ритуальным жертвоприношением”. Ее лишили жизни поклонники полинезийского бога Тики. В подтверждение теории автор публикации указывал, что инцидент произошел в день зимнего солнцестояния, когда члены этого культа приносили кровавую жертву своему богу. Также в статье говорилось, что после инициации последователи получают небольшую татуировку на теле.
Детектив Джеймс Моррис, возглавлявший расследование по делу Морин Даттон, не предпринимал никаких попыток объяснить эту теорию. Поговаривали, что патологоанатомы рассмотрели в ранах на теле жертвы рисунок, похожий на символ культа Тики. Официально эта информация никогда не раскрывалась.
Позже, в январе того же 1962 года, за кражу лекарств и оборудования из трех больниц Ливерпуля арестовали 24-летнего медбрата по имени Дэвид Роберт Фостер. На верхней части левой руки у него обнаружили татуировку, указывающую на принадлежность к культу Тики. Тогда полицейские подумали, что это прорыв, которого они так долго ждали. Женщина, к которой приходил лже-доктор, не опознала его в арестованном Фостере, никаких других доказательств против него тоже не нашлось. Сыщики вернулись к начальной точке.
Со временем зацепки иссякли, расследование затухло, жители Ливерпуля и окрестностей начали забывать о деле Морин Даттон.
Похожее происшествие
В декабре 1962 года, почти через год после печального случая с Морин Даттон, в двух шагах от Тингуолл-лейн, на Чайлдуолл-Вэлли-роуд, произошло еще одно преступление. 12-летняя Лесли Хоббс, разумная и ответственная не по годам девочка, оставалась со своими младшими братьями и сестрами в качестве няни. В 21:30 их родители отправились в местный клуб, чтобы немного выпить и поболтать с приятелями. Они не сомневались, что дети в полной безопасности: в доме есть телефон и соседи поблизости. Младшие спали наверху, а Лесли слушала радио и делала домашнее задание на первом этаже в гостиной. В 23:30 супруги вернулись домой. Лесли с многочисленными ножевыми ранами лежала на полу. Малыши мирно спали в блаженном неведении.
СМИ немедленно провели параллели с делом миссис Даттон:
- напечатали карту, подчеркнув, насколько близки друг к другу оба места страшных событий;
- указали на похожесть нанесения ран, отсутствие признаков взлома и тот факт, что девочка осталась девственницей;
- напомнили, что ночью 9 декабря Луна была практически полной, как и год назад 21-го.
Умышлено или нет, но полицейские не проводили параллелей между двумя жертвами. На примете у детективов уже имелся главный подозреваемый - Питер Рикс, 15-летний парнишка, проживающий по соседству. Питер Рикс был ярким, обаятельным и популярным среди подростков, но в нем таилось нечто тревожное. В 12 лет его исключили из средней школы, а к 13 годам мальчишка воровал, лгал и проявлял нездоровый интерес к ножам. Его родители даже проводили психиатрическую экспертизу, что особо не практиковалось в Ливерпуле того времени.
Когда офицер попросил показать пальто, которое было на нем в ночь преступления, Рикс отвечал уклончиво и не желал сотрудничать с полицией. В итоге его мать все же достала пальто, явно испачканное красной жидкостью. Рикс объяснил, что это не кровь, а краска, и он пытался смыть ее скипидаром. Офицер ему не поверил, и мальчика арестовали при попытке сбежать. Питера Рикса отвезли в ближайший участок, где, поощряемый матерью, он признался.
Орудие преступления нашли спрятанным за шкафом Рикса. Его спросили, есть ли у него другой нож. Питер ответил, что когда-то у него был нож с длинным лезвием, но отец его отобрал. Мистер Рикс, моряк, заявил полицейским, что давно выбросил этот нож, находясь в море.
Питеру Риксу предъявили обвинение и назначили суд на февраль 1963 года. Процесс получился коротким. Семье обвиняемого удалось заручиться поддержкой одного из лучших адвокатов Англии. Перед судом Рикса обследовали несколько именитых психиатров. Питера признали виновным в непредумышленном лишении жизни по причине невменяемости и поместили в психиатрическую лечебницу. Он скончался, не выходя на свободу.
Вопросы без ответов
Неизвестно, причастен ли Питер Рикс к гибели Морин Даттон. Неужели 15-летний мальчишка прошел около 1.5 км в густом тумане 21 декабря 1961 года и отправил на тот свет молодую мать на глазах у ее детей? Эти два преступления поразительно похожи, но никто никогда не был обвинен по делу Морин Даттон. Только один человек владеет ключом к решению этой загадки - Дэвид Даттон, являющийся на тот момент 2-летним ребенком. Но когда туман над Ливерпулем рассеялся, сознание малыша-Дэвида погрузилось в другой спасительный туман забвения. Он уберег ребенка от того, чтобы снова и снова переживать ужасную кончину матери, человека, которого он любил больше всех на свете. Сознание вычеркнуло из его памяти этот страшный день.
P.S.
Местный писатель Джейк Кин потратил годы, пытаясь написать книгу об этом деле, и он не собирается прекращать собственное расследование. Ему присылали бесчисленные сообщения по этому поводу.
- Некоторые люди утверждали, что миссис Даттон изменяла мужу, и ее лишил жизни новый возлюбленный.
- Другие твердили, что полиция уделила слишком мало времени на проверку причастности медбрата-мошенника Дэвида Роберта Фостера.
- Третьи предполагали, что служители культа Тики действительно совершали ритуалы на окутанных туманом улицах Ливерпуля шестидесятых годов.
Скорее всего, преступник, совершивший это злодеяние, уже унес свою тайну в могилу. А может, доживя до преклонных лет, он все еще находится на свободе. Так или иначе, дело Морин Даттон остается в числе нераскрытых.
С учетом того, что оплата работы автора от Дзен крайне мала, а в некоторых статьях данной тематики и вовсе не размещается реклама, предложение ☕ УГОСТИТЬ АВТОРА ЧАШЕЧКОЙ КОФЕ :) ☕ перейдя по ссылке, крайне актуально :)
Если вам понравилась публикация, не поленитесь пожалуйста подписаться на канал, поставить лайк, написать комментарий.
Спасибо за внимание!