Вопрос обеспечения кибербезопасности стал одним из важнейших, обсуждаемых во второй день работы Восточного экономического форума, в ходе сессии «Продвижение российского ПО: возможности внутреннего рынка и перспективы экспорта».
На фоне ухода с российского рынка зарубежных вендоров против нашей страны с конца февраля этого года развернулась настоящая кибервойна. За последний квартал только структуры Сбербанка выдержали порядка 450 DDoS-атак на себя и 350 – на дочерние компании. Это много, практически такое количество равно DDoS-атакам за последние пять лет против одного из крупнейших в стране банков.
Об этом заявил в ходе сессии заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
- Сегодня из множества кибератак на Россию в условиях развернувшейся против нашей страны кибервойны можно выделить три главных направления: сетевые, куда входят DDoS-атаки, фишинг и телефонное мошенничество. И очень важно, как мы им противостоим, какими собственными отечественными разработками при этом пользуемся. Одни из основных это биометрия, в том числе создание библиотеки голосов преступников. Именно она стала сегодня весьма эффективным средством - помогает нам двигаться вперёд по пути противодействия телефонному мошенничеству, - сказал Станислав Кузнецов.
Он отметил, что на сегодня в библиотеке примерно тысяча голосов. При этом, специалисты заметили: аферисты понимают, что находятся на контроле и «уходят» из Сбера и переключают внимание на другие кредитные организации. Станислав Кузнецов подчеркнул, что Сбербанк готов делиться с коллегами данными, чтобы объединить усилия в противодействии преступникам.
Станислав Кузнецов также заметил, что количество атак телефонных мошенников на россиян растёт, но не превысило пиковой цифры, зафиксированной в начале 2022 года.
- Для нас это было тоже неожиданностью, но это лишний раз подтверждает, что основное количество колл-центров развёрнуто на территории Украины. Эта ситуация длилась около месяца, потом телефонное мошенничество стало расти, но не превысило на сегодняшний день пиковой цифры, которая была в начале года, - сказал Кузнецов.
Заметим, что ЦБ РФ сообщал, что во втором квартале 2022 года инициировал блокировку свыше ста тысяч номеров телефонов мошенников, что превышает показатель за тот же период 2021 года в 10 раз. При этом сумма средств, похищенных кибермошенниками у клиентов российских банков, во втором квартале составил 2,8 млрд рублей против 3 млрд годом ранее.
Также Станислав Кузнецов подчеркнул, что крупные российские компании достаточно успешно противостоят сетевым атакам, а фишинговые сайты специалисты Сбера научились выявлять мгновенно и не допускать, чтобы с них распространялась хоть какая-то информация, способная ввести в заблуждение клиентов. Инструментами Центра киберзащиты Сбербанка за прошедшие полгода выявили 1200 фишинговых сайтов, - заявил Станислав Кузнецов.
Заместитель Председателя Правления Сбербанка подчеркнул, что в основе защиты от кибератак находятся Центры киберзащиты. При этом сегодня они должны иметь, в первую очередь, именно отечественный софт.
- В Сбере такая работа уже проведена, все софты в наших Центрах киберзащиты имеют отечественное решение, из них 90% — это разработка самого Сбера, - подчеркнул Станислав Кузнецов.
Напомним, Восточный экономический форум-2022 прошёл 5-8 сентября на острове Русском во Владивостоке.