Мы в наших постах часто говорим о пользе воссозданий, о том, почему нужно воссоздавать даже те архитектурные объекты, которые были уничтожены до основания. В данной статье мы познакомим вас с примерами таких воссозданий, поговорим о их значимости в архитектурном, историческом и градостроительном плане, и рассмотрим основные проблемы, которые мешают более активной работе по воссозданию утраченных зданий.
1) Церковь Рождества на Песках
Рождественская церковь была построена в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова в местности, которая носит название Пески. Церковь была сооружена в стиле классицизма, но при этом внутри была довольно богато оформлена. Как и огромное количество других храмов, эта церковь была разрушена до основания в 1934 году, а на её месте появился пустырь. Усилиями местных прихожан и благотворителя храма Вячеслава Заренкова храм был воссоздан на прежнем месте в 2020 году.
В этом воссоздании поражает внимательность к деталям и точность в выборе места: храм воссоздан на исторических фундаментах, что нечасто удаётся при подобного рода работах. Внешне современный храм полностью повторяет своего исторического предшественника, как по форме, так и в деталях отделки. Внутренняя отделка выполнена в более строгом стиле из-за отсутствия достаточного количества фотосвидетельств исторического убранства. В целом, воссозданная церковь очень удачно вписалась в окружающую застройку, стала доминантой площади и очень выигрышно смотрится с Суворовского проспекта в створе 6-й Рождественской улицы. В архитектурном плане мы приобрели отличный пример классицизма границы веков.
2) Церковь Всех Скорбящих Радость (с грошиками)
Храм на набережной Невы около поселения Стеклянного завода заложили 12 июня 1894 г., на месте, где была обретена чудотворная икона «Богородицы с грошиками». Проект составил архитектор Александр Фон Гоген. В 1898 г. церковь была торжественно освящена. В свое время этот храм считался одним из лучших храмов Петербурга.
Про эту церковь писала Анна Ахматова: «Паровик идет до Скорбящей, и гудочек его щемящий откликается над Невой». Церковь была полностью снесена в 1932 г., сохранилась лишь стоявшая при ней часовня. Но уже в настоящее время, примерно с 2013 года начались раскопки, и нашли фундамент церкви, а с 2018 года церковь воссоздаётся на средства Фонда содействия восстановлению исторических объектов в Петербурге. На 2022 год все наружные работы завершены, продолжается внутренняя роспись. Церковь очень выигрышно смотрится со стороны Невы и в створе проспекта Обуховской обороны, а детализация воссоздания поражает: строители не обошли вниманием ни одну мелкую деталь, включая небольшие мозаичные иконы на фасаде.
3) Собор Святой Екатерины в Царском Селе
Собор Святой Екатерины в Царском Селе был построен по проекту Константина Тона в 1839 году. Во многом это был один из черновых вариантов проекта храма Христа Спасителя в Москве. К сожалению, простояв ровно 100 лет, храм пал жертвой советского варварства: в 1939 году его взорвали, а после войны на холме, который образовался от оставшегося строительного материала, возвели памятник Ленину.
Собор воссоздали в 2010 году к 300-летию Царского Села. Он стал важной доминантой не только Соборной площади, но и всего центра Царского Села: с градостроительной точки зрения он вписался идеально и значительно улучшил панорамы города. Екатерининский собор также очень важен с архитектурной точки зрения: это прекрасный образец раннего «Тоновского» русско-византийского стиля, точнее, поиска этого стиля, который потом воплотился в храме Христа Спасителя как вершине творчества этого зодчего. Помимо прочего, с архитектурной точки зрения храм важен тем, что в Петербурге практически не осталось храмов авторства Тона: почти все они были снесены в советское время.
4) Дворец культуры и техники имени В. П. Капранова
Дом культуры построен в 1930-1931 гг. по проекту арх. Рейзмана М. С. для работников фабрики "Скороход". Это был замечательный пример конструктивизма начала 30-х годов. В последнее время был аварийным, а для укрепления стен использовались металлические трубы, пронзавшие внутреннее пространство. К сожалению, вместо реставрации, уже в наше время ДК решили снести. В 2007 году завершились работы по сносу.
Но хорошо, что впоследствии памятник конструктивизма воссоздали в полном объеме в рамках строительства за ним гостиницы «Московские ворота». Автором проекта было ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“» Рафаэля Даянова. Комплекс сдавался очередями и был полностью готов в 2009 году. Воссозданное здание полностью повторяет исторический образец и создаёт уютную малоэтажную среду со стороны Московского проспекта.
5) Церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Большое Пулково
Проект каменной церкви в Пулкове, представленный арх. Джакомо Кваренги (1744-1817), отличала зальная структура и отсутствие купола как неотъемлемой части церковной постройки. В церкви были две звонницы и четырехскатная крыша с крестом посередине, что делало его одним из самых необычных в архитектурном плане. Каменный храм по проекту Джакомо Кваренги заложили 30 мая 1783 г. Каменный притвор сделали позже.
Во время войны Большое Пулково вместе с церковью было разрушено. От последней остались фундаменты; они расположены на южной стороне Петербургского шоссе точно в створе Шушарской дороги. Археолог Виктор Коренцвит, проводивший здесь раскопки, говорил, что восстановить храм на прежнем месте оказалось невозможно из-за того, что на старые поврежденные конструкции новое здание не поставить.
Воссоздать храм на новом месте, несколько южнее, решило ЗАО «Экспофорум» в рамках проекта конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум». Проект разработало ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“» Рафаэля Даянова. Весной 2016 года здание было готово. Церковь выстроена в точности с историческим проектом Кваренги, но немного в другом месте. Впрочем, новое место в сочетании с изменившейся градостроительной обстановкой делает этот храм ещё выигрышнее: он стоит приподнятым над дорогой и виден со многих окрестных точек.
6) Дом Паткуль в Царском Селе
Двухэтажный дом Паткуль был построен в 1854 году по проекту архитектора Ипполита Монигетти. В российское время деревянное здание признали аварийным, расселили и продали ООО «Строительная компания „Корф“». В 2012 году новый собственник снес объект, несмотря на статус выявленного памятника; местный комитет по охране памятников пытался инициировать уголовное дело по факту уничтожения здания, но не удалось. В 2015 году здание воссоздали в кирпиче и обшили деревом. Внешне здание в точности повторяет исторический оригинал, и само собой расположено на историческом месте. Претензии можно предъявить только за материал кладки стен, но так как это воссоздание, и кирпичная основа в целом не видна, то это не играет существенной роли, ведь в воссозданном здании главное архитектурная, а не историческая ценность.
7) Дом народного училища в Рыбацком
Трехэтажный дом для размещения трех училищ — земского, городского и Министерства народного просвещения — был построен в селе Рыбацком в 1909 году. Архитектор - Лев Шишко. Образовательная функция здания сохранялась вплоть до 1980-х, когда из-за аварийности оно опустело.
В 2007 году по заказу ООО «Петербургский взгляд», купившего памятник архитектуры под реставрацию, его снесли. Впоследствии компании удалось добиться воссоздания не на историческом месте, а ближе к Рыбацкому проспекту, что и было сделано в 2014 году. За новоделом вырос жилой комплекс из шести 26-этажных точек от ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Воссоздание, спроектированное ООО «Архитектурная мастерская Цыцина», неполное: от левого крыла отказались. В итоге воссоздание, если не брать отказ от левого крыла, получилось довольно точным, однако расположение воссозданного здания и его окружение многоэтажками всё же вызывает вопросы.
8) Литературный дом
Здание, более известное как «Литературный дом», ведет историю со второй половины XVIII века. В 1839–1840 годах прежние постройки объединил и расширил за счет корпуса на Фонтанке архитектор Василий Морган. Во время Великой Отечественной в центральную часть попала бомба, и в 1947–1950 годах без разборки уцелевших фрагментов его реконструировали в духе сталинского ампира; проект создали Борис Журавлев и Игорь Фомин.
В 2010 году здание полностью снесли по заказу ООО «Автокомбалт», аффилированного с группой «ЛСР». Взамен возвели и в 2013 году сдали очень похожее здание, но на этаж выше (за счет увеличения высоты первого этажа).
9) Дом Петрова на Васильевском острове
Дом подрядчика Петрова был построен в 1912-1913 гражд. инженерами Макаровом и Максимовым. В 2003 г. дом в стиле модерна был полностью снесен и воссоздан в очень приближённом к историческому виде. Однако, многие детали всё же отличаются. Это, например, форма башенок и окон под ними. При этом, в общих конструкциях, форме и отделке воссозданный дом представляет собой хороший пример воссоздания с нуля. При этом, конечно же, сам снос был вовсе не обязательным, но, к сожалению, так удобнее работать строительным компаниям.
10) Дача князей Белосельских-Белозерских
Дача князей Белосельских-Белозерских была возведена в 1846–1847 годах (почти одновременно с их дворцом на Невском) по проекту Андрея Штакеншнейдера. Во время войны она была серьезно разрушена, а в 1960-х руины разобрали. В 2008 году здание воссоздало ОАО «Петербургреконструкция» в качестве апарт-отеля.
Воссоздание прошло точно на историческом фундаменте и в соответствие с историческим проектом: в этом легко убедиться, сравнив две фотографии.
Что мешает воссозданию зданий в настоящее время?
Сегодня, при нынешнем уровне технологий, опыте реставрации дворцовых комплексов Царского Села и Петергофа, при большом количестве фотоматериалов и грамотных специалистов, нет никаких препятствий для воссоздания и других церквей и гражданских зданий Северной Столицы. Прямо сейчас можно начать воссоздание церкви Покрова в Большой Коломне, Матфиевской церкви на Петроградке, Введенского и Мирониевского соборов, многих церквей на кладбищах и так далее.
В ближайших планах - воссоздание Борисоглебской церкви на Синопской набережной, также идут разговоры о воссоздании Спаса на Сенной, Покровской церкви и других. Проблем здесь несколько. Первая - это финансирование. Так как церковь у нас отделена от государства, то финансирование на воссоздание храмов приходится искать среди частных инвесторов, а они не всегда готовы в такое вкладываться. Второе - это занятость места, где стоял тот или иной объект. Часто бывает, что на месте, где стояла церковь, ныне возвышается жилой дом или объект инфраструктуры. Ну и третье - противодействие со стороны жителей, которые, начитавшись мифов о воссоздании, якобы это отнимает деньги от школ и больниц, идут протестовать, а трусливые чиновники боятся с ними конфликтовать и отменяют принятые решения.
В целом же мы видим, что воссозданные здания прекрасно дополняют историческую застройку как в архитектурном, так и в градостроительном плане.