Найти тему
Набат Утраченного

Десять лучших воссозданных зданий Петербурга

Мы в наших постах часто говорим о пользе воссозданий, о том, почему нужно воссоздавать даже те архитектурные объекты, которые были уничтожены до основания. В данной статье мы познакомим вас с примерами таких воссозданий, поговорим о их значимости в архитектурном, историческом и градостроительном плане, и рассмотрим основные проблемы, которые мешают более активной работе по воссозданию утраченных зданий.

1) Церковь Рождества на Песках

Рождественская церковь была построена в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова в местности, которая носит название Пески. Церковь была сооружена в стиле классицизма, но при этом внутри была довольно богато оформлена. Как и огромное количество других храмов, эта церковь была разрушена до основания в 1934 году, а на её месте появился пустырь. Усилиями местных прихожан и благотворителя храма Вячеслава Заренкова храм был воссоздан на прежнем месте в 2020 году.

В этом воссоздании поражает внимательность к деталям и точность в выборе места: храм воссоздан на исторических фундаментах, что нечасто удаётся при подобного рода работах. Внешне современный храм полностью повторяет своего исторического предшественника, как по форме, так и в деталях отделки. Внутренняя отделка выполнена в более строгом стиле из-за отсутствия достаточного количества фотосвидетельств исторического убранства. В целом, воссозданная церковь очень удачно вписалась в окружающую застройку, стала доминантой площади и очень выигрышно смотрится с Суворовского проспекта в створе 6-й Рождественской улицы. В архитектурном плане мы приобрели отличный пример классицизма границы веков.

-2

2) Церковь Всех Скорбящих Радость (с грошиками)

Храм на набережной Невы около поселения Стеклянного завода заложили 12 июня 1894 г., на месте, где была обретена чудотворная икона «Богородицы с грошиками». Проект составил архитектор Александр Фон Гоген. В 1898 г. церковь была торжественно освящена. В свое время этот храм считался одним из лучших храмов Петербурга.

Про эту церковь писала Анна Ахматова: «Паровик идет до Скорбящей, и гудочек его щемящий откликается над Невой». Церковь была полностью снесена в 1932 г., сохранилась лишь стоявшая при ней часовня. Но уже в настоящее время, примерно с 2013 года начались раскопки, и нашли фундамент церкви, а с 2018 года церковь воссоздаётся на средства Фонда содействия восстановлению исторических объектов в Петербурге. На 2022 год все наружные работы завершены, продолжается внутренняя роспись. Церковь очень выигрышно смотрится со стороны Невы и в створе проспекта Обуховской обороны, а детализация воссоздания поражает: строители не обошли вниманием ни одну мелкую деталь, включая небольшие мозаичные иконы на фасаде.

-3
-4

3) Собор Святой Екатерины в Царском Селе

Собор Святой Екатерины в Царском Селе был построен по проекту Константина Тона в 1839 году. Во многом это был один из черновых вариантов проекта храма Христа Спасителя в Москве. К сожалению, простояв ровно 100 лет, храм пал жертвой советского варварства: в 1939 году его взорвали, а после войны на холме, который образовался от оставшегося строительного материала, возвели памятник Ленину.

Собор воссоздали в 2010 году к 300-летию Царского Села. Он стал важной доминантой не только Соборной площади, но и всего центра Царского Села: с градостроительной точки зрения он вписался идеально и значительно улучшил панорамы города. Екатерининский собор также очень важен с архитектурной точки зрения: это прекрасный образец раннего «Тоновского» русско-византийского стиля, точнее, поиска этого стиля, который потом воплотился в храме Христа Спасителя как вершине творчества этого зодчего. Помимо прочего, с архитектурной точки зрения храм важен тем, что в Петербурге практически не осталось храмов авторства Тона: почти все они были снесены в советское время.

-5
-6

4) Дворец культуры и техники имени В. П. Капранова

Дом культуры построен в 1930-1931 гг. по проекту арх. Рейзмана М. С. для работников фабрики "Скороход". Это был замечательный пример конструктивизма начала 30-х годов. В последнее время был аварийным, а для укрепления стен использовались металлические трубы, пронзавшие внутреннее пространство. К сожалению, вместо реставрации, уже в наше время ДК решили снести. В 2007 году завершились работы по сносу.

Но хорошо, что впоследствии памятник конструктивизма воссоздали в полном объеме в рамках строительства за ним гостиницы «Московские ворота». Автором проекта было ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“» Рафаэля Даянова. Комплекс сдавался очередями и был полностью готов в 2009 году. Воссозданное здание полностью повторяет исторический образец и создаёт уютную малоэтажную среду со стороны Московского проспекта.

-7
-8

5) Церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Большое Пулково

Проект каменной церкви в Пулкове, представленный арх. Джакомо Кваренги (1744-1817), отличала зальная структура и отсутствие купола как неотъемлемой части церковной постройки. В церкви были две звонницы и четырехскатная крыша с крестом посередине, что делало его одним из самых необычных в архитектурном плане. Каменный храм по проекту Джакомо Кваренги заложили 30 мая 1783 г. Каменный притвор сделали позже.

Во время войны Большое Пулково вместе с церковью было разрушено. От последней остались фундаменты; они расположены на южной стороне Петербургского шоссе точно в створе Шушарской дороги. Археолог Виктор Коренцвит, проводивший здесь раскопки, говорил, что восстановить храм на прежнем месте оказалось невозможно из-за того, что на старые поврежденные конструкции новое здание не поставить.

Воссоздать храм на новом месте, несколько южнее, решило ЗАО «Экспофорум» в рамках проекта конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум». Проект разработало ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“» Рафаэля Даянова. Весной 2016 года здание было готово. Церковь выстроена в точности с историческим проектом Кваренги, но немного в другом месте. Впрочем, новое место в сочетании с изменившейся градостроительной обстановкой делает этот храм ещё выигрышнее: он стоит приподнятым над дорогой и виден со многих окрестных точек.

-9
-10

6) Дом Паткуль в Царском Селе

Двухэтажный дом Паткуль был построен в 1854 году по проекту архитектора Ипполита Монигетти. В российское время деревянное здание признали аварийным, расселили и продали ООО «Строительная компания „Корф“». В 2012 году новый собственник снес объект, несмотря на статус выявленного памятника; местный комитет по охране памятников пытался инициировать уголовное дело по факту уничтожения здания, но не удалось. В 2015 году здание воссоздали в кирпиче и обшили деревом. Внешне здание в точности повторяет исторический оригинал, и само собой расположено на историческом месте. Претензии можно предъявить только за материал кладки стен, но так как это воссоздание, и кирпичная основа в целом не видна, то это не играет существенной роли, ведь в воссозданном здании главное архитектурная, а не историческая ценность.

-11

-12

7) Дом народного училища в Рыбацком

Трехэтажный дом для размещения трех училищ — земского, городского и Министерства народного просвещения — был построен в селе Рыбацком в 1909 году. Архитектор - Лев Шишко. Образовательная функция здания сохранялась вплоть до 1980-х, когда из-за аварийности оно опустело.

В 2007 году по заказу ООО «Петербургский взгляд», купившего памятник архитектуры под реставрацию, его снесли. Впоследствии компании удалось добиться воссоздания не на историческом месте, а ближе к Рыбацкому проспекту, что и было сделано в 2014 году. За новоделом вырос жилой комплекс из шести 26-этажных точек от ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Воссоздание, спроектированное ООО «Архитектурная мастерская Цыцина», неполное: от левого крыла отказались. В итоге воссоздание, если не брать отказ от левого крыла, получилось довольно точным, однако расположение воссозданного здания и его окружение многоэтажками всё же вызывает вопросы.

-13
-14

8) Литературный дом

Здание, более известное как «Литературный дом», ведет историю со второй половины XVIII века. В 1839–1840 годах прежние постройки объединил и расширил за счет корпуса на Фонтанке архитектор Василий Морган. Во время Великой Отечественной в центральную часть попала бомба, и в 1947–1950 годах без разборки уцелевших фрагментов его реконструировали в духе сталинского ампира; проект создали Борис Журавлев и Игорь Фомин.

В 2010 году здание полностью снесли по заказу ООО «Автокомбалт», аффилированного с группой «ЛСР». Взамен возвели и в 2013 году сдали очень похожее здание, но на этаж выше (за счет увеличения высоты первого этажа).

-15
-16

9) Дом Петрова на Васильевском острове

Дом подрядчика Петрова был построен в 1912-1913 гражд. инженерами Макаровом и Максимовым. В 2003 г. дом в стиле модерна был полностью снесен и воссоздан в очень приближённом к историческому виде. Однако, многие детали всё же отличаются. Это, например, форма башенок и окон под ними. При этом, в общих конструкциях, форме и отделке воссозданный дом представляет собой хороший пример воссоздания с нуля. При этом, конечно же, сам снос был вовсе не обязательным, но, к сожалению, так удобнее работать строительным компаниям.

-17
-18

10) Дача князей Белосельских-Белозерских

Дача князей Белосельских-Белозерских была возведена в 1846–1847 годах (почти одновременно с их дворцом на Невском) по проекту Андрея Штакеншнейдера. Во время войны она была серьезно разрушена, а в 1960-х руины разобрали. В 2008 году здание воссоздало ОАО «Петербургреконструкция» в качестве апарт-отеля.

Воссоздание прошло точно на историческом фундаменте и в соответствие с историческим проектом: в этом легко убедиться, сравнив две фотографии.

-19
-20

Что мешает воссозданию зданий в настоящее время?

Сегодня, при нынешнем уровне технологий, опыте реставрации дворцовых комплексов Царского Села и Петергофа, при большом количестве фотоматериалов и грамотных специалистов, нет никаких препятствий для воссоздания и других церквей и гражданских зданий Северной Столицы. Прямо сейчас можно начать воссоздание церкви Покрова в Большой Коломне, Матфиевской церкви на Петроградке, Введенского и Мирониевского соборов, многих церквей на кладбищах и так далее.

В ближайших планах - воссоздание Борисоглебской церкви на Синопской набережной, также идут разговоры о воссоздании Спаса на Сенной, Покровской церкви и других. Проблем здесь несколько. Первая - это финансирование. Так как церковь у нас отделена от государства, то финансирование на воссоздание храмов приходится искать среди частных инвесторов, а они не всегда готовы в такое вкладываться. Второе - это занятость места, где стоял тот или иной объект. Часто бывает, что на месте, где стояла церковь, ныне возвышается жилой дом или объект инфраструктуры. Ну и третье - противодействие со стороны жителей, которые, начитавшись мифов о воссоздании, якобы это отнимает деньги от школ и больниц, идут протестовать, а трусливые чиновники боятся с ними конфликтовать и отменяют принятые решения.

В целом же мы видим, что воссозданные здания прекрасно дополняют историческую застройку как в архитектурном, так и в градостроительном плане.