Представьте, что вы приходите к парикмахеру. У вас есть задумка скрыть какие-то нюансы лица, или закрасить седину, или придать больший блеск и красоту. Задача – выполнить в соответствии с задумкой. И если вдруг что-то пошло не так и отражение в зеркале отличается от задуманного, то это вызывает много разных чувств от отчаяния до гнева. К этому парикмахеру вы больше не пойдёте.
Сродни парикмахерским услугам работу психолога также относят к услугам. Но слово услуга задаёт неверное восприятие сути его работы. Когда клиент задумывает проект – каким должен быть его ребёнок или он сам, он задаёт метки, по которым будет оценивать эффективность работы. По сути психологу предлагают выполнить работу Прокруста. Напомню, Прокруст – это древнегреческий разбойник, обрубавший или вытягивающий жертвам ноги по длине своего ложе. Таким образом, запрос на психологическую работу становится прокрустовым ложе – меркой, под которую насильственно подгоняется что-либо.
Важно понимать. Работа психолога происходит с тонкими душевными процессами, психолог имеет дело с душевной организацией. Поэтому основная его задача – не навреди. Ожидания родителей от ребёнка не всегда приносят ему пользу, они чаще невротизируют. Не факт, что реализация ожиданий от самого себя не навредят. Поэтому психолог не специалист по оказанию услуг и не способ реализации ожиданий. Часто происходит совсем наоборот. Психолог вынужден защищать человека от самого себя. Своих завышенных ожиданий, токсичных фраз, самоедства и агрессии, направленной на самого себя.
Поэтому целесообразнее называть человека, обратившегося к психологу, пациентом. В аналитической психологии или психоаналитической психотерапии пациента называют анализантом, а психолога - аналитиком. Анализанту принадлежит активная роль в познании самого себя. Психоаналитик лишь способствует этому посредством анализа. Когда интерес к себе преобладает, то излечение от беспокоящих симптомов становится побочным эффектом психологической работы (анализа). Фрейд не ставил перед собой задачу исцелять душу человека. Его интерес был сфокусирован на том, как устроена душевная жизнь человека. В этом смысле психоанализ становится методом исследования души, а терапевтический эффект – побочным приобретением.
Эффект от аналитической работы психолога зависит не только от способностей аналитика, но и от самого анализанта - от степени осознания душевного страдания, интереса к самому себе и способности выражать свои переживания.