Найти тему
Коммерсантъ

Автошколы притормозили с выпускниками

Больше половины российских автошкол может закрыться к концу 2022 года из-за санкций. Как рассказали “Ъ FM” в Национальном союзе ассоциаций автошкол, отрасль, еще не пережившая последствия пандемии, оказалась в непростом положении из-за ограничений. Образовательные центры, число которых за последние десять лет и так сократилось вдвое, теряют рентабельность.

   Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Школам все труднее обновлять и обслуживать свои автопарки из-за выросших цен и на сами машины, и на детали. Да и желающих учиться сейчас не так много, говорит президент ассоциации Елена Зайцева: «Есть довольно прямая корреляция: чем больше продаются автомобили, тем больше людей идут учится в автошколы. Продажи машин упали в связи с санкциями. Цены на оставшиеся выросли, что, естественно, экономически тоже очень сильно бьет по автошколам, поскольку автомобиль — это инструмент нашей работы.

Стоимость запчастей для уже имеющихся автомобилей стала запредельно высокой, а обновить парк для средней автошколы с оборотом от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. в месяц просто нереально. Клиенты тоже сильно реагируют на экономические сложности. При этом работа автошкол в целом сезонная, подъем обычно происходит весной, но в 2022 году его не было, а летом и вовсе произошла стагнация. Все вместе это и дало такой эффект. Автошколам сейчас очень сложно выживать. Думаю, какие-то маленькие и менее защищенные организации не выдержат и закроются».

Из-за ухода иностранных автоконцернов, автошколы могли бы обратиться к российским или китайским производителям, рассказал “Ъ FM” председатель Союза автошкол Александр Ачкасов. Однако цены на отечественные авто сильно выросли, в то время как их безопасность снизилась.

Азиатских же машин на рынке пока недостаточно, отмечает эксперт: «Недорогая Lada без подушек безопасности и ABS для автошколы не подойдет. Разве можно на ней учить? Когда машина покупается для учебных целей, заведомо понятно, что она рано или поздно попадет в аварию.

Взять нашу «Ладу», которую мы взяли, она перестала выпускаться, потому что Renault, Peugeot перестали привозить сюда запчасти. Какая она тогда российская, не российская? Мало того, купите вот эту «Ладу», которая без подушек безопасности и без ABS, как это можно на учебную машину без подушек безопасности, это же преступление. Априори машина покупается, которая все знают, что она рано или поздно попадет в аварию. Если этот автомобиль будет соответствовать всем нормам безопасности дорожного движения для учебных целей, всем ГОСТам, то мы с удовольствием будем ездить на российском автопроме».

Еще одной проблемой автошкол стало удорожание аренды. Так, по оценке экспертов, на рынке останутся школы с собственными помещениями, либо у которых заключены госконтракты на подготовку водителей.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru