Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 9-ой главы Евангелия от Марка.
В начале десятой главы поднимается тема развода, а точнее, Иисус, отвечая на вопрос фарисеев, запрещает разводиться.
И хотя, по закону
“Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться” [Марк. 10:4],
Христос утверждает, что это
“по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь” [Марк. 10:5].
И добавляет:
“Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” [Марк. 10:7-8],
что практически дословно повторяет текст книги Бытие глава вторая стих 24-ый. А дальше обвиняет в прелюбодеянии мужчин и женщин, которые разводятся, так же как и в 5-ой главе Евангелия от Матфея.
Иисус обращает свое внимание на детей и говорит:
“Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него” [Марк. 10:15].
Помните у Матфея было:
“если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное” [Матф. 18:3].
Формулировка Марка мне кажется более понятной. На мой взгляд, она о том, что надо искренне поверить, как дети верят в то, что палочка, зажатая между ног, - это лошадка, а под кроватью живет монстр.
Пришел к Спасителю богатый человек, он уже не юноша, как рассказывал Матфей в 19-ой главе, но так же праведен, потому что после перечисления Иисусом ветхозаветных заповедей:
“Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать»” [Марк. 10:19].
Отвечает:
“Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей” [Марк. 10:20].
Тогда Христос добавил тоже, что и в истории, рассказанной Матфеем:
“Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест” [Марк. 10:21].
Обратите внимание, Спаситель полюбил богатого человека, после того как узнал, что он соблюдает ветхозаветные заповеди, те самые, что получил Моисей от Бога на горе Синай.
На недоуменные же вопросы учеников Иисус добавил:
“Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” [Марк. 10:25].
На вопрос о том, кто же может попасть в Царствие Божие, Спаситель ответил:
“Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу” [Марк. 10:27].
Эта фраза не добавляет понимания к подобной, записанной в Евангелии от Матфея:
“А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно” [Матф. 19:26].
Снова получается у меня два варианта, либо людям нельзя туда попасть, и тогда все бессмысленно, либо можно, но только по Божественной воле, и в этом случае человек может быть самым жутким преступником, что не имеет значение, главное искренне верить. Если честно, то мне оба варианта не нравятся. Может есть третий?
Направляясь в Иерусалим, Христос напоминает ученикам о той участи, которая его ждет. Двое из них: Иаков и Иоанн Зеведеевы попросили:
“Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей” [Марк. 10:37].
Если вы помните, в 20-ой главе Евангелии от Матфея, с такой просьбой обращалась их мать. У Марка ее нет, и судя по тому, что женщин не было и в кормлениях хлебами, есть у меня подозрение, что либо он сам, либо его учитель Петр, мягко говоря, недолюбливали слабый пол. Ответ Иисуса здесь подобный тому, что был в предыдущем Евангелии. Он говорит, что все зависит от его Отца. А дальше так же примиряет остальных апостолов с этими двумя, говоря, что никому не нужно возвышаться.
В конце главы Христос исцеляет слепого, после того как он назвал его:
“Иисус, Сын Давидов!” [Марк. 10:47].
У Матфея в 20-ой главе их было двое.
В следующей публикации нас ждет 11-ая глава Евангелия от Марка.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь