Найти тему
Культурология для всех

Иисус запрещает разводиться

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 9-ой главы Евангелия от Марка.

В начале десятой главы поднимается тема развода, а точнее, Иисус, отвечая на вопрос фарисеев, запрещает разводиться.

И хотя, по закону

“Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться” [Марк. 10:4],

Христос утверждает, что это

“по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь” [Марк. 10:5].

И добавляет:

“Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” [Марк. 10:7-8],

что практически дословно повторяет текст книги Бытие глава вторая стих 24-ый. А дальше обвиняет в прелюбодеянии мужчин и женщин, которые разводятся, так же как и в 5-ой главе Евангелия от Матфея.

Иисус обращает свое внимание на детей и говорит:

“Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него” [Марк. 10:15].

Помните у Матфея было:

“если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное” [Матф. 18:3].

Формулировка Марка мне кажется более понятной. На мой взгляд, она о том, что надо искренне поверить, как дети верят в то, что палочка, зажатая между ног, - это лошадка, а под кроватью живет монстр.

-2

Пришел к Спасителю богатый человек, он уже не юноша, как рассказывал Матфей в 19-ой главе, но так же праведен, потому что после перечисления Иисусом ветхозаветных заповедей:

“Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать»” [Марк. 10:19].

Отвечает:

“Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей” [Марк. 10:20].

Тогда Христос добавил тоже, что и в истории, рассказанной Матфеем:

“Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест” [Марк. 10:21].

Обратите внимание, Спаситель полюбил богатого человека, после того как узнал, что он соблюдает ветхозаветные заповеди, те самые, что получил Моисей от Бога на горе Синай.

-3

На недоуменные же вопросы учеников Иисус добавил:

“Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” [Марк. 10:25].

На вопрос о том, кто же может попасть в Царствие Божие, Спаситель ответил:

“Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу” [Марк. 10:27].

Эта фраза не добавляет понимания к подобной, записанной в Евангелии от Матфея:

“А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно” [Матф. 19:26].

Снова получается у меня два варианта, либо людям нельзя туда попасть, и тогда все бессмысленно, либо можно, но только по Божественной воле, и в этом случае человек может быть самым жутким преступником, что не имеет значение, главное искренне верить. Если честно, то мне оба варианта не нравятся. Может есть третий?

Направляясь в Иерусалим, Христос напоминает ученикам о той участи, которая его ждет. Двое из них: Иаков и Иоанн Зеведеевы попросили:

“Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей” [Марк. 10:37].

Если вы помните, в 20-ой главе Евангелии от Матфея, с такой просьбой обращалась их мать. У Марка ее нет, и судя по тому, что женщин не было и в кормлениях хлебами, есть у меня подозрение, что либо он сам, либо его учитель Петр, мягко говоря, недолюбливали слабый пол. Ответ Иисуса здесь подобный тому, что был в предыдущем Евангелии. Он говорит, что все зависит от его Отца. А дальше так же примиряет остальных апостолов с этими двумя, говоря, что никому не нужно возвышаться.

В конце главы Христос исцеляет слепого, после того как он назвал его:

“Иисус, Сын Давидов!” [Марк. 10:47].

У Матфея в 20-ой главе их было двое.

В следующей публикации нас ждет 11-ая глава Евангелия от Марка.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь