Начну сначала.
Финансовый директор.
Забитая фраза - ключевая фигура. Это ни о чем.
Административно эта должность включает в себя контроль за деньгами предприятия во всех проявлениях. Учет всего и вся (имущество, запасы, деньги. расчеты, фонды). Учет бухгалтерский, налоговый, производственный,управленческий (обычно реализуется бухгалтерией под контролем ФД).
Расчеты себестоимости,зарплаты и мотивация, планы и расчеты окупаемости.
Анализ результатов фин/хозяйственной и производственной деятельности.
Ну, и непосредственно, финансовая работа. Работа с деньгами предприятия , его платежами и затратами через финансовое планирование, формирование БДР, БДДС (бюджетов доходов и расходов и движения денежных средств - соответственно).
На маленьких объемах все эти функции осуществляет владелец бизнеса (руководитель) иногда не отдавая себе в этом отчет.
Традиционная эволюция взглядов при этом выглядит следующим образом:
1 этап. “Чего там считать?” Запоминай, ну или записывай. Бумажки, блокнотики,эксель, ну или магическое слово 1С.
Требует определенной квалификации, и сжирает кучу времени от основных вопросов. Да, и налоговая еще со своими отчетами и налогами. Нужно брать бухгалтера.
2 этап. “Бумажки, деньги, расчеты и налоги - бухгалтер. Это его дело”. Как правило, вся бухгалтерская деятельность сводится к ведению кассы и расчетного счета, выплат зарплат, сдачи каких-то отчетов в налоговую и фонды. Но через какое-то время у владельца бизнеса появляется масса вопросов по результатам своего бизнеса. Формируемые бухгалтером отчеты, как правило, не дают ответы на большинство вопросов.
Причины две:
-вся бухгалтерская деятельность жестко регламентирована государством через многочисленные законы, постановления, инструкции и правила , суть которых - не помощь предпринимателю, а удобство контроля за уплатой предприятием налогов.
-бухгалтерский учет, в принципе, предназначен для фиксации уже произошедших хозяйственных событий. Все диалоги и “почему” между владельцем и бухгалтером сводятся к “нужно разбираться в законах, так положено, такие цифры выдала 1С и т.д. и т.п. И только опытные и “продвинутые” бухгалтеры доходят до “налогового планирования”и организации управленческого учета.
3 этап. “Нужен крутой бухгалтер либо кто-то другой”. Ответов на вопросы нет. Проблема раздражает и кажется не соответствующей затратам денег и времени на ее обсуждение и решение.
Дилемма: либо продвинутый бухгалтер с функциями финансового директора либо финансовый директор, организующий и ведущий бух.учет. Дискуссии. Борьба за влияние. Кто главный? Кто за что отвечает? Как принимаются решения? До следующего этапа доживают не все бизнесы. Очень часто и в том числе из-за неправильного решения этого вопроса.
4 этап. Построение правильной организационной структуры управления бизнесом. Интеграция в нее финансово-экономической службы с реорганизацией всей производственной-хозяйственной и коммерческой деятельности бизнеса на принципах финансового планирования.
Сказать легко! Сделать трудно. Куча времени, денег, людей.
Наличие правильной финансовой системы координат необходимо любому бизнесу (независимо от его масштабов и уровня экономической грамотности владельца бизнеса.
Итак.
Финансовый директор. Какие требования и каими качествами должен обладать?
-Профессиональная грамотность. Нужно быть компетентным во всех аспектах финансово-экономической деятельности.
-Широкий кругозор. Жизненный опыт или “природное” умение общаться с людьми. Работа требует умения трансформировать сложные финансовые задачи в простые и понятные для исполнения распоряжения и правила.
-Человеческая порядочность. Качество очень субъективное, и проверить возможно только опытным путем.
Должность получает огромные полномочия. То есть 100% доверие со стороны владельца.
И вот она точка преткновения: порядочность и доверие!
Сегодня скандал с финансовым директором в моей компании не влез в статью.
Но обещал скандал, значит будет! Но, завтра. Читайте продолжение...