Лексическая тема "Домашние животные"
Задачи:
1. Установить контакт с ребенком.
2. Убрать речевой негативизм, вызвав интерес к игровым пособиям и созданным ситуациям
3. Формирование пассивного словарного запаса по представленной лексической теме
4. Работа над активным словарем.
🔸️Повторение и закрепление изученного материала:
Киса ( мяу), собака ( ав), да/нет, дай/на, ешь ( ам), цветы ( ах - пахнет), роза ( шипы- ай), много/мало
🔸️Вызов речи:
- Ваза
- Рыба
- Мясо
- Глаголы "мой", " бери", "клади"
- Горячая ( ай) /холодная ( х-х-х-х)
- Вода ( буль)
1. Рамки- вкладыши от "Томик" ( Собаки и кошки).
📌Играем на коврике. Вам потребуется корзина, в которую заранее нужно положить все фигурки кошек, а также отдельно будка, куда надо спрятать собак.
Начинаем с корзины. Перед ребенком кладем доску-основу, просим достать из корзины 1 кису. Произносим "Бери" + показываем жестом "☝" ( одну) +кису. Когда ребенок взял, то говорим "Да! Киса, киса. Мяу мяу.", "Клади". Помогаем ребенку определить место, где должна лежать эта фигурка. Достаем следующую с той же инструкцией. Когда все кошки займут свои места, показываем указательным жестом, где бо-бо большая киса, а где ма ма- маленькая киса. Сперва это проделываем на доске-рамке, затем берем на ладонь и говорим "Бо бо большая киса. На". Отдаем ребенку. После этого просим "Дай дай"+ жест. Затем берем маленькую кису и так же проговариваем размер фигурки, используя "Ма ма маленькая киса. На". Когда ребенок рассмотрел, просим дать вам в руки "Дай".
📌 Переходим в другую часть комнаты, можно под стол спрятать будку, а в нее положить собачек. Задача та же, достаем по одной фигурке- собаке, озвучиваем.
Название животного+ спустя секунды три показываем, как говорим животное, затем "Дай/на".
Завершаем игру с противоположностями ( большая собака/маленькая)
2. "ВАЗА" + повторение "Цветы, ах ах".
На столе показываем вазу, проговариваем четко "Ваза. Ваза". Даем осмотреть и потрогать. Отдельно достаем 5-7 цветков и начинаем действовать по схеме:
"Цветок. Цветок. Ах, ах, пахнет. На" Ребенок берет в руки цветок, нюхает, после этого вы берете вазу и просите "Клади. Да, молодец+ жест 👍". Повторяем, но теперь перед тем, как ребенок возьмет, мы помогаем вспомнить слово "дай"+ добавляем жест. Когда ребенок попросил, то поощряем и произносим "Молодец. На, цветок" затем инструкция "Клади".
На четвертый и последующие разы можно проговорить так: "бери цветок", "клади цветок". В конце еще раз обозначаем- "Ваза", "Цветы", "Ах ах пахнут".
3. "Веселое купание".
Берем формочки с собаками и кошками, подготавливаем тазик, 2 емкости с водой ( горячей и холодной) + губку. Показываем ребенку, что сейчас будем мыть животных. Подносим первую емкость с водой, называем "Вода. Вода. Ай горячая..ай ай горячая". Даем возможность ощутить ( главное, не кипяток☝). Выливаем воду в таз, говоря "Вода, буль буль буль. Далее подносим следующую емкость с водой, уже холодной и произносим "Вода. Холодная ххххх ( греем руки), холодная". И выливаем в таз, говоря "Вода, буль буль буль". Теперь берем по 1 фигурке животных и кладем в воду "На. Клади". Ребенок выбирает, вы озвучиваете "Киса", "Собака". Достаточно 3-4 фигурок. Далее показываем, что надо их мыть. "Мою", "Мою". Даете ребенку в руки губку и произносите "Мой. Кису. Мой. Собаку". Обязательно поощряем за любую попытку произнести слово или подражание. Важно многократное повторение данных слов: вода, киса, собака, мой ( + звукоподражания, буль буль, ав, мяу)
4. "Покорми животное" сортировка.
Садимся за стол. Подготавливаем 2 игрушки, кошку и собаку, которые брали на первом занятие ( смотрите конспект номер 1). Ставим две миски, а также 5 карточек с изображением мяса и 5 с изображением рыбы. Можно применять пуговицы или фигурки из полимерной глины, пластиковые игрушки. Сначала показываем рыбу, произносим четко несколько раз " Рыба. Рыба", далее показываем, что киса любит есть рыбу "Киса ешь рыбу. Ам ам ам". Повторяем действие. Затем берем мясо, проговариваем название и кормим собаку, кладем кусочки в миску. Оставшиеся рыбу и мясо начинаем сортировать, включая у ребенка логику, память:
- Показываем на ладошке "Рыба". "Дай рыбу". И ждем, пока ребенок возьмет рыбу и даст нужному животному. В этот момент проговариваем "Киса, ешь рыбу. Ам ам ам. Молодец+👍".
- "Дай мясо". И ждем + повторяем инструкцию.
Завершается занятие ритуалом "Дай пять", или же вручением стимульного, поощрительного материала.
Спасибо за ваше внимание, берите данный конспект в работу для своих детей, у которых подтвердился диагноз сенсорная алалия.