На прошедших в Швеции всеобщих выборах весьма убедительно выступила коалиция правых партий, в которой лидируют крайне правые «Шведские демократы». Правда, политической власти наследники фашистских движений, похоже, пока не получат.
«Шведские демократы», которых их противники именуют чуть ли не неонацистами, стали второй по популярности партией страны, а более широкий правый блок, который они возглавляют, приблизился к победе над действующим левоцентристским правительством.
Как пишет The Guardian, после подсчета 90 процентов голосов на всеобщих выборах крайне правые, похоже, оказались близки к тому, чтобы вызвать землетрясение в шведской политике.
Экзит-полы, проведенные в воскресенье вечером, поначалу предполагали победу с маленьким отрывом социал-демократов и их левоцентристских союзников. Но по мере подсчета голосов маятник качнулся вправо. При подсчете более 90% голосов правый блок из четырех партий («Умеренные», «Шведские демократы», христианские демократы и либералы) стал обладателем доли голосов, соответствующей 176 из 349 мест в парламенте, а левый блок отставал с 173 местами.
Окончательный результат может быть неизвестен до тех пор, пока в середине недели не будут подсчитаны голоса шведов, проживающих за границей.
Лидер шведской антииммиграционной партии «Шведские демократы» (СД) рано утром в понедельник заявил, что правый блок политических партий, вероятно, движется к победе после воскресных выборов в парламент. «Сейчас, похоже, произойдет смена власти», — сказал Джимми Окессон в своем выступлении перед членами партии.
В свою очередь, действующая премьер-министр от социал-демократов 55-летняя Магдалена Андерссон призвала шведов «набраться терпения» и «дать демократии идти своим чередом».
Перспектива того, что крайне правые «Шведские демократы», набравшие более 20% голосов, могут впервые получить прямое влияние на политику правительства, знаменует собой сейсмический сдвиг в стране, гораздо более известной своими либеральными и левыми традициями.
«Шведские демократы», как утверждает The Guardian, берет свои корни из шведского неонацистского движения в середине 1990-х годов и до сих пор пытается избавиться от обвинений в экстремизме. Другие партии относились к ней как к изгою, но три года назад правоцентристская партия «Умеренные» стала сотрудничать с ультраправыми.
«Шведские демократы» в настоящее время является крупнейшей партией в мире с нацистскими корнями, — комментирует Тобиас Хюбинетт, преподаватель межкультурных исследований в Карлстадском университете. – Даже если партия официально осуждает свои собственные расистские идеологические корни, этот фон все еще присутствует сегодня в том смысле, что «Шведские демократы» все еще… считают себя единственной политической силой, которая может спасти коренное белое шведское большинство населения».
Лидер шведских демократов Джимми Окессон сказал толпе ликующих сторонников в воскресенье вечером: «Наша цель — заседать в правительстве. Наша цель – правительство большинства. Сейчас она выглядит чертовски хорошо».
Тем не менее, лидер «Умеренных» Ульф Кристерссон, скорее всего, будет кандидатом от коалиции правых на пост премьер-министра. «Мы не знаем, каким будет результат, — сказал Кристерссон сторонникам. – Но я готов сделать все, что в моих силах, чтобы сформировать новое, стабильное и энергичное правительство для всей Швеции и всех ее граждан».
В разгар избирательной кампании «Шведские демократы» объявили поезд метро, оформленный в предвыборных партийных цветах, «экспрессом репатриации». «Добро пожаловать на борт с билетом в один конец. Следующая остановка — Кабул», — написал в соцсети юридический представитель партии, подчеркнув требование « Шведских демократов» выгнать из страны неевропейских иммигрантов.
Выборы показали, что Швеция является страной, крайне недовольной иммиграцией, а «Шведские демократы» может использовать опасения по поводу насильственных преступлений, подчеркивает The Guardian. Такие опасения избирателей, как рост цен на энергоносители, несостоятельность школ и длинные очереди в медицинские учреждения, оказались заглушены неустанным вниманием к иммиграции и преступности. Случаи группового насилия и неспособность правительства и полиции предотвратить его помогли «Шведским демократам» подкрепить свою главную идею о том, что виновата иммиграция.
Так, две недели назад женщина и ее пятилетний ребенок получили ранения, попав под перекрестный огонь в Эскильстуне, к западу от Стокгольма. В Мальмё неделей ранее 15-летний мальчик застрелил главаря банды в торговом центре. Число убийств со смертельным исходом резко возросло до 34 за первые шесть месяцев этого года по сравнению с 20 за тот же период 2021 года.
Партийные деятели как слева, так и справа связывают рост насильственных преступлений с крупномасштабной иммиграцией, которая привела к высокому уровню сегрегации по этическим соображениям на рынках жилья и труда. В течение нескольких десятилетий Швеция стала одним из самых мультикультурных обществ в Европе, где более трети населения родились за границей или имеют родившихся за рубежом родителей. Около 30% детей не говорят на шведском в качестве родного языка, а в некоторых частях городов этот показатель возрастает до 45%.
Лидер социал-демократов Магдалена Андерссон, действующий премьер-министр, заявила, что в Швеции не должно быть «сомалитаунов» с высокой плотностью этнических меньшинств, а ее министр иммиграции предложил ограничить долю «нескандинавских» народов в определенных районах.
В других североевропейских странах антииммигрантские партии, такие как Датская народная партия, Партия прогресса в Норвегии и «Истинные финны» в Финляндии, вступили в коалицию или поддерживают отношения с правоцентристским мейнстримом. Но, в отличие от «Шведских демократов», эти партии имеют либертарианские, антиналоговые корни, в то время как «Шведские демократы» являются антилиберальными, комментирует Юнас Хиннфорс, профессор политологии Гетеборгского университета.
«У « Шведских демократов» партийная программа этнически чистого шведского общества, они против всего мультикультурного, они рассматривают Венгрию и Польшу как страны для подражания, — сказал Хиннфорс. «Это поворот к тому, чего Швеция не видела с 1920-х и 1930-х годов».
К слову, «Шведские демократы» зарекомендовали себя как крайне критично настроенная по отношению к России партия. В частности, после начала спецоперации на Украине ультраправые заявили о своей поддержке вступления Швеции в НАТО (при условии, что то же самое сделает Финляндия). В 2022 году анализ голосов, связанных с Россией, в Европейском парламенте показал, что «Шведские демократы» голосовали против интересов России в 93 процентах случаев. В отчете говорится, что среди всех шведских партий «Шведские демократы» были наиболее критичны по отношению к России.
Автор: Андрей Яшлавский