Наталья Способина этим летом прогремела как автор молодежного романа «Многогранники», который буквально в первые недели обрел популярность среди любителей книг и блогеров.
Читайте в интервью:
— Не только автор. Чем живет Наталья в обычной жизни?
— Как любовь к фанфикшену переросла в писательство?
— С чего возникла идея «Многогранников»?
— Как Наталья оценивает свою работу с издательством МИФ?
— Как будет называться вторая часть серии и о ком будет эта история?
— Наталья, здравствуйте! Ваша книга «Многогранники» стала популярной в первый месяц выхода, а после ее прочтения у многих появилось желание больше узнать о вас самой. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?
— Здравствуйте, Майя! Могу сказать, что писателем я становиться не планировала, получила диплом экономиста-аналитика и благополучно проработала по специальности много лет. А после рождения ребенка мне захотелось кардинально сменить сферу деятельности, и я окончила РГГУ по специальности «лингвист-переводчик с английского и немецкого языков». Собственно, на данный момент я работаю с языками: перевожу и преподаю.
— Как вы начали свой писательский путь? Фанфик «Цвет надежды» был первым написанным произведением?
— Да. Это был 2004-ый год, фанфикшн совсем недавно пришел в Россию. Для меня знакомство с фанфикшном было невероятным опытом, потому что вдруг оказалось, что можно просто взять и начать писать. Разумеется, я не ожидала, что моя проба пера выльется в такой долгий и интересный путь. «ЦН» я писала два с половиной года, и после него у меня был перерыв в несколько лет. Но в один прекрасный момент я поняла, что хочу продолжить писать. На этот раз историю полностью оригинальную, с детально продуманным миром, многоуровневым сюжетом. Эта идея так меня захватила, что на свет появился цикл в жанре эпического фэнтези «И оживут слова». Для меня было приятным сюрпризом, что читатели поверили в меня и погрузились в этот мир. За что им огромное спасибо!
— Для вас писательство хобби или нечто большее?
— Знаете, когда я писала «ЦН», я говорила, что это хобби. Но сейчас понимаю, что я обманывала саму себя. Писательство — это значительная часть моей жизни, в которую я вкладываю огромную часть своей души. Когда любая ситуация, участником или свидетелем которой ты становишься, любое переживание, наблюдение рано или поздно становится сюжетом, назвать это обычным хобби, думаю, будет неправильно.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Я люблю каждый этап работы и каждый из них мне интересен. Это и первое знакомство с героями, первые очертания мира, в котором они будут жить. Это и финал — цель, к которой ты должен прийти вместе со своими героями и привести туда читателя. Это и редактура, когда ты перечитываешь историю и выбрасываешь все лишнее, расставляешь акценты, что-то меняешь. Это все — незаменимые части работы, которые я безгранично люблю.
— Как вам пришла идея «Многогранников»?
— «Многогранники» «выросли» из «Цвета надежды». Дело в том, что у «ЦН» оказалась совершенно потрясающие читатели, которые пишут мне отзывы до сих пор. И неизменно все эти пятнадцать лет во многих отзывах звучало сожаление о том, что эту историю нельзя показать друзьям и знакомым, не интересующимся фанфикшном. Однажды я подумала: «А почему бы и нет?» и решила написать оригинальную историю, героями которой будут подростки. Это не ретеллинг «ЦН», но в ней сохранилась трогательная атмосфера первой любви и настоящей дружбы. Это светлая и искренняя история, и я очень благодарна читателям за то, что они невольно подтолкнули меня к ее написанию.
— Легко ли создавались герои и их имена?
— Очень. У меня, в принципе, не бывает проблем ни с именами, ни с героями. При этом я отдавала себе отчет в том, что современный роман в русских реалиях с русскими именами будет читаться сложно, но все-таки решила не переносить действие за рубеж. И очень этому рада.
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— «Многогранники» были написаны за одиннадцать месяцев. С января по ноябрь 2019 года. Сложности были только в том, что реальную жизнь никто не отменял, и порой приходилось «выпадать» из истории. Но от этого было всегда приятно возвращаться к героям вновь.
— Как вы попали в издательство МИФ? Что почувствовали, когда узнали, что книгу издадут?
— После написания «Многогранников» я разослала рукопись по издательствам, но это не увенчалось успехом, поэтому я сосредоточилась на публикации романа в Сети. А летом 2021 года со мной связалась Анна Неплюева, редактор «МИФа», и сказала, что ее заинтересовал роман. Что я почувствовала? Пожалуй, удивление, потому что я уже мысленно поставила галочку, что история останется сетевой. А еще, безусловно, радость, потому что в «МИФе» очень высоко оценили качество истории, и это для меня и моей команды предмет гордости.
— Многие авторы сейчас любят брать себе звучные иностранные псевдонимы. Почему вы сделали выбор в пользу своего имени? Не было ли это препятствием к изданию книги?
— Признаться, я не вижу смысла в иностранных псевдонимах и не хочу поддерживать стереотипы в литературе, в которых считается, что отечественный автор не может писать стоящие истории. Это и самих историй касается. В «Многогранниках», как мы видим, действие происходит в России и героев зовут русскими именами. Даже билингвального Рому. У издательства тоже вопросов не возникло, и никто меня не пытался переименовывать. Зато теперь приятно видеть отзывы со словами: «скептически отношусь к отечественным авторам, но была приятно удивлена».
— Так как «Многогранники» быстро набрали популярность среди блогеров не могу вас не спросить: чувствуете ли вы себя популярным писателем?
— Поскольку я не очень активна в том сегменте Сети, в котором блогеры размещают отзывы, мне сложно оценить степень популярности. Но я рада такому эффекту. Спасибо большое всем, кто приложил к этому руку. 😊
Что касается осознания популярности, то с ней я столкнулась еще в период написания «Цвета надежды». Это была хорошая тренировка, из которой я вынесла главное: популярность — это не то, что должно влиять на тебя и твое мироощущение. При этом я от души благодарна каждому, кто прочитал мою историю и нашел время поделиться своими эмоциями.
— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?
— О! Он у меня случился, что называется, «в полях». Поскольку я сама не очень активна в Сети, то до этого никакого общения с книжными блогерами у меня не было. А потом случилась презентация от издательства «МИФ», на которой редакторы знакомили блогеров с новинками. Для меня это был очень интересный опыт. Теперь я знаю сразу несколько каналов, на которых можно посмотреть обзоры новинок. И это здорово. Вообще, я очень люблю людей увлеченных, способных созидать что-то. За ними всегда очень интересно наблюдать. Что касается самостоятельного продвижения романа, то его как такового не было. Просто в моей группе ВК есть аудитория, которая любит мои истории. Они читали, делились мнениями друг с другом, своими знакомыми. И это все расходилось как круги по воде.
— У «Многогранников» нежная обложка и очень красивые форзацы. Принимали ли вы участие в ее создании? Вносили ли какие-то корректировки по внешность персонажей?
— Обложка действительно вышла потрясающая. МИФ подходит к оформлению с душой и полной отдачей. И да, внешность героев, ТЗ к иллюстрации на форзаце со мной согласовывали. Так что я чувствую себя немного причастной к такой красоте.
— Я видела информацию, что у «Многогранников» уже готовится к выходу вторая часть. Чего стоит ждать от истории? Можете поделиться названием книги?
— Да, вторая часть уже написана и редактируется. Она будет называться «Магниты». Эта история будет немного иной по настроению. Пожалуй, не такой легкой, потому что помимо любви, это будет история об ответственности за принятые решения, о выборе между жизнью в фантазиях и реальностью, а еще об очень непростой сепарации от родителей. Структурно роман написан так же, как «Многогранники». Здесь снова будет три главных героя, от лица которых мы и будем следить за событиями. Только в этот раз главными героями выступят Лялька (сестра Димы, с которой мы уже познакомились в «Многогранниках»), полюбившийся многим Роман и новая героиня по имени Яна, у которой будет очень непростая история.
Вообще, «Многогранники» задумывались мной как трилогия с тем, чтобы каждую часть можно было читать самостоятельно. Третья часть будет посвящена Юле, которая была одной из второстепенных героинь в «Многогранниках», Диме и одному из второстепенных героев «Магнитов». Запутались? 😉
— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Не собираетесь ли вы делать что-то подобное со второй частью серии?
— Я пока об этом не думала. Хотя у меня есть потрясающий подарок от читательницы: ароматическая свеча по мотивам «Многогранников».
— Есть ли у книги плей-лист?
— Нет. Плей-лист есть у моего писательства в принципе. Но он настолько разноплановый и хаотичный, что это никак не связано с событиями истории – лишь с моим настроением на момент написания той или иной сцены.
— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?
— Сейчас я заканчиваю авторскую редактуру «Магнитов» с тем, чтобы передать рукопись в издательство. В планах начать серию романов для младших подростков в магическом антураже, третья часть «Многогранников», роман по миру цикла «И оживут слова», и я очень надеюсь вернуться к «Цвету веры». Это продолжение фанфика «Цвет надежды», работу над которым я приостановила в феврале и которое, я знаю, от меня очень ждут.
— Есть ли у вас писательские страхи?
— Всерьез задумалась над ответом. У меня нет пресловутого страха чистого листа или писательского блока, о котором принято говорить, но тут поймала себя на мысли, что я боюсь самоповторов. Очень не хотелось бы стать тем автором, который пишет одинаково.
— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?
— Свободное время – это больная тема, но я стараюсь выбираться в театр. А еще начала осваивать игру на фортепиано и заниматься вокалом. Правда это тоже немного связано с писательством, потому что в отдаленных планах есть идея написать либретто к мюзиклу. Но возможность притронуться к музыкальной сфере меня очень радует и вдохновляет. Занимаюсь с удовольствием.
— Не могу не попросить вас составить небольшой список ваших любимых книг.
— Сразу оговорюсь: список не по степени «любимости», а по тому, в каком порядке вспомнились романы.
«Имя розы» Умберто Эко
«Хроники Амбера» Роджер Желязны
«Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков
«Сердца трех» Джек Лондон
«Джентльмены и игроки» Джоан Харрис
«Анна Каренина» Лев Толстой
— Любимые фильмы?
— «Возвращение» Звягинцева
«Десять причин моей ненависти»
«Герой» Чжана Имоу
«Телохранитель»
«Реальная любовь»
«Иллюзионист»
— Любимые музыкальные исполнители?
— Лара Фабиан
Грегори Лемаршаль
Даниэль Лавуа
«Мельница»
Александр Розенбаум
Ирина Богушевская
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Вопрос поставил меня в тупик. Я ведь не только автор, но еще и читатель, и как читатель считаю, что чем больше хороших авторов и хороших книг, тем лучше. К тому же, видя процесс изнутри, я могу сказать с уверенностью, что каждый автор уникален и неповторим: по стилю, по настроению. Лично я всегда с огромным удовольствием и энтузиазмом поддерживаю коллег по перу, со многими мы общаемся и дружим. Это очень здорово — иметь возможность общаться с людьми, с которыми ты на одной волне.
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— Сложно выделить кто-то одного. Я восхищаюсь людьми, которые умеют делать что-то, недоступное мне: инженерами, врачами, художниками, музыкантами. Знаете, однажды я услышала очень красивую мелодию и, пока ждала лифт, все гадала, что же это за инструмент. Представьте степень моего изумления, когда оказалось, что у подъезда дворник ломом колет лед. И когда он стучит по разным частям глыбы, раздается разный звук. Вот как можно было до этого додуматься? А он услышал и «сыграл».
Поэтому, мне кажется, вдохновение можно найти абсолютно во всем. Просто нужно посмотреть под правильным углом.