Действовать запрет будет с 1 ноября 2022 года жо 25 августа 2025-го.
В конце февраля специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) дали не совсем утешительный прогноз. По их расчетам, лососевая путина на Дальнем Востоке в этом году может стать худшей за последние 12 лет. Планируемые объемы вылова снизились до 264 тысяч тонн, в то время как в 2021-м году выловили почти 540 тысяч тонн лососевых видов рыб. Но не все так однозначно плохо.
К августу показатели вылова тихоокеанских лососей в Дальневосточном федеральном округе составили всего 127 тысяч тонн, а это на 60% меньше цифр 2021 года. Но, в сравнении с с цикличным годом (2020-ым), по основной позиции – горбуше – объемы вылова в 2022-м уже больше. А это означает, что прогнозы ученых не оправдаются в полной мере: к началу августа горбуши было выловлено 75,4 тысяч тонн, что на 2% выше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Общие объемы вылова нерки в это же время зафиксированы на отметке 32,2 тысяч тонн, что на 87% превышает даже «урожайный» 2021-й. Вылов кеты превысил прошлогодний на 30% и составил 18,5 тысяч тонн. Однако, несмотря на стабильный рост цифр по кете и нерке , по сравнению с 2021 годом общие объемы вылова все-таки сократятся, пусть и не так сильно, как прогнозировали в ВНИРО. А это означает, что цена на лососевые виды рыб и красную икру может подняться. Есть и другие факторы ценообразования. Так, одним из них является постоянное повышение транспортных расходов. Как оценивают сами участники рынка, затраты на логистику по железной дороге из дальневосточных регионов в центральные только в первые месяцы этого года возрастали в 1,6 раз, если сравнивать со средними цифрами прошлого года. Сегодня тарифы немного снизились, однако все еще остаются на 30-35% выше, чем в прошлом году. Хоть отрасль ориентирована, в первую очередь, на внутренний рынок, экспортировать рыбу и икру по морю в Японию и Южную Корею все же выгоднее. Это будет стимулировать сохранение объемов экспорта в 2022 году. При этом спрос со стороны Японии и Южной Корее остается достаточно высоким. Непростая экономическая ситуации в России привела к росту браконьерства и желанию зарабатывать на подделках. Только по минимальным оценкам каждый год ущерб от деятельности браконьеров составляет свыше 15 миллиардов рублей. Согласно официальным цифрам Росрыболовства, на долю контрафактной икры приходится не менее чем 10% от общего объема производства продукции. Объем теневого рынка красной икры в ведомстве оценивают по самым минимальным просчетам в 4 миллиарда рублей. К тому же контрафактная продукция, которую производят браконьеры, может быть опасной для потребителей. В 2021 году выявили свыше 6 тысяч нарушений, связанных с незаконной добычей лососевых видов рыбы, при этом у браконьеров изъяли более 30 тонн контрафакта. Для сокращения количества контрафактной продукции на российском рынке планируется уже к концу этого года внедрить систему цифровой маркировку икры лососевых и осетровых пород рыб. Мы уже писали об этом (Икру скоро будут маркировать. Пока в рамках эксперимента). Планируется, что эксперимент будет абсолютно добровольным и не повлечет к дополнительным материальным расходам для участников. Так, в главном российском регионе-производителе красной икры – Камчатском крае (здесь вылавливают около 80% лососевых рыб) – уже поддержали это решение. Система маркировки даст возможность четко отследить путь каждой единицы продукции: от места производства до прилавка в розничном магазине. Таким образом, на рынке существенно уменьшится количество поддельной икры. Согласно подсчетам Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов, сокращение контрафакта и замещение его легальной продукцией позволят участникам рынка получать в год «дополнительные» 8,2 миллиарда рублей. В качестве еще одной меры борьбы с браконьерством должен стать закон, который в июле подписал президент Владимир Путин. Согласно новым нормам, авиапассажирам запрещается вывозить с Камчатки за один рейс более 10 кг красной икры непромышленного производства без маркировки. Когда отсутствовали правовые нормы, регламентирующие перевозку лососевой икры самолетами в ручной клади и личном багаже, сложились очень благоприятные условия для транспортировки браконьерской продукции в промышленных масштабах. Согласно Россельхознадзора, ежегодные объемы перевозимой пассажирами икры превышают 500 тонн. Чтобы изготовить такое количество продукции, браконьеры уничтожают более 15 тысяч тонн сырца лососей каждый год. Новый закон должен помочь в противодействии транспортировке незаконно добытой икры якобы для личного употребления.