“Обещал жене отпуск на море… Только не сказал, что на Баренцевом”. Такая шутка вертелась на языке, когда кто-то спрашивал — зачем ехать в отпуск летом на холодное море, а не на теплое? Все очень просто. Про путешествие на два теплых российских моря — Черное и Азовское — я уже писал. Не осталась в стороне и солнечная синева Каспия. А вот на не таком уж далеком российском севере я чаще был зимой, чем летом, а семейство не было там вовсе. Поэтому решено — в летний отпуск едем в Заполярье! Это пост — оглавление, по всем локациям будут отдельные материалы.
Выбор легковушки вместо кроссовера и установка шин AllTerrain
Запланированные активности — поиск китов в океане, изучение интересных объектов и природных красот, трекинг по тундре и горным массивам, SUP-серфинг.
Маршрут предполагал наличие грунтовых участков и грейдеров, а также каменистых бродов. Но по при выборе семейного автомобиля для поездки (Renault Arkana или Peugeot Partner Crossway) выбор был сделан в пользу “льва” — просто по причине его просторности и вместимости. Даже с боксом на крышу, в “Аркану” не загрузить и половину того количества вещей, которые влезают в багажник Peugeot. С собой — снаряжение для трекинга, два SUP, все для кемпинга (мебель, посуда, две горелки и так далее). Путешествуем в этот раз без палаток и спальников.
Конечно, Peugeot на три сантиметра ниже по дорожному просвету, у него чуть большая колесная база и длиннее передний свес, геометрическая проходимость уступает, да и привода полного тоже нет. Но есть отлично работающая имитация межколесной блокировки (GripControl), да и в целом проходимость мне кажется достаточной для любых околодорожных путешествий. Вместительный салон, отличные кресла, куча емкостей в салоне и прекрасная траекторная стабильность, вкупе с очень хорошо настроенной подвеской. В этой машине совершенно не устаешь, что даже удивительно, учитывая двигатель всего в 116 лошадиных сил. По любым дорогам “Пыжик” идет очень уверенно, не напрягая водителя ни на асфальте, ни на грунте.
Вот только штатные шины Matador MP-47 Hectorra 3 размерности 215/55R16 — чисто шоссейные. Мчать на таких по асфальту с остроугольными ямами или каменистой горной дороге сотни километров — глупо и небезопасно. Характеристики автомобиля улучшил простым и проверенным способом — поставил универсальные АТ-шины, рассчитанные как на асфальт, так и на грунт. Выбирать долго не пришлось — по соотношению цена-качество нет альтернативы российским шинам Cordiant All-Terrain в размере 215/65R16.
В плюсах — симпатичный ассиметричный рисунок протектора, прочная на вид конструкция, при этом не запредельно высокий вес (12.3 кг против 10.5 у штатной шины), что очень важно для штатной подвески, работа которой рассчитана инженерами исходя из определенной массы колеса с шиной. Диаметр такой шины немного больше штатного, что позволило как минимум компенсировать уменьшение клиренса при полной загрузке автомобиля (забитый экипом и снаряжением багажник + 4 человека в салоне, из них 2 взрослых и 2 ребенка — 3 и 7 лет).
Более подробно про эти шины и их эксплуатационные характеристики на разных покрытиях и при разном давлении расскажу в отдельном посте в БЖ, но сразу подчеркну главное. По итогам без малого 5000 км пробега в северном путешествии, шины Cordiant All-Terrain со своей задачей полностью справились. Они отлично подходят для каменистых грунтовых дорог и грейдеров, и при этом неожиданно тихие и достаточно стабильные на асфальте. Переходим к маршруту.
Концепция и планирование маршрута
Основной идеей было бесшовно совместить нужные локации и разнообразные активности, а также отдых в максимальном количестве, синхронизировав все действие с приемами пищи и циклами дневного детского отдыха, а также ночного и дневного сна. Четкое соблюдение графика позволяет никуда не опаздывать, и ничего не пропускать, это важно при ограниченном количестве дней на отпуск. Минус такой схемы — все нужно или бронировать заранее, или уметь решать это на лету (как минимум, на севере для этого потребуется симка Мегафона).
Каркас поездки выглядел так. За два с половиной дня (условно — 700 км в день) доехать от Москвы до Териберки, там провести еще два дня, в один из которых выйти в море в поисках китов на заранее арендованном судне. Затем отправиться в сердце Хибинских гор рядом с Кировском, где неделю (6 ночевок) ходить в радиальные горные вылазки (питание на горе — сублиматами). Оттуда рвануть на Терский берег Белого моря, где в течение трех дней насладиться приливами-отливами в отсутствии цивилизации. Затем за полтора дня (с одной ночевкой) вернуться обратно. Схема маршрута на картах Яндекса.
Общий минимальный пробег по плану составил 4600 км, с дополнительными разъездами вышло около 4750 км.
При планировании были учтены все аспекты безопасности, о которых уже рассказывал — включая ограничение дневного пробега (по асфальту не более 1000-1100 км), остановки для разминки и отдыха детей не реже раза в 250-300 км, а также полное исключение наиболее опасного режима езды — в темное время суток. Это оказалось не сложно, ведь на севере в момент поездки ночи были белыми).
День 1. Москва — Новая-Ладога.
Пробег 730 км. Время в пути — 6 часов.
Выезд из Москвы — уже после работы, поэтому цель простая — доехать как можно дальше до момента, когда детей нужно будет укладывать спать (21:30). Учитывая технически разрешенную скорость в 149 километров в час на большинстве участков трассы М11, ехали именно по ней (подробнее про саму трассу и лайфхаки, к ней относящиеся, уже писал). В районе Великого Новгорода свернули на М10, а оттуда через печально знаменитый Мясной бор на Волхов — к Ладоге. Да, долететь до Питера было бы быстрее, продолжая движение по М11, на после КАД нас ждала бы вялая "Мурманска" пятничного вечера. Уж лучше по срезке!
В результате 6 часов пути, и мы ночуем недалеко от Новой Ладоги. В этих краях бывает несколько типов приличного размещения для семьи.
Лучший вариант для семьи — оборудованный всем необходимым, в том числе для приготовления пищи, домик или дуплекс на турбазе. Еще есть то же самое, но в виде аккуратного домика отдельно стоящего на реке или берегу. Компактный дуплекс — это самый дешевый вариант — на Ладоге это от 6500 рублей в несезон. Удачей считается снять домик с двумя спальнями и кухней-гостиной за 9000-10000 в сутки. Этот вариант хорош, если вам некуда спешить, и есть время насладиться отдыхом на природе. Есть еще “люксовые” места вроде “Точки на карте”, “Ладожской усадьбы” и “Дачи Винтера” — но это от 25 тысяч за ночь за семейное расположение.
Если ночевка транзитная, как у нас, более оптимальный с точки зрения финансовых и временных затрат вариант — семейный номер в приличном придорожном мотеле, которые в последнее время стали появляться в том числе в Карелии и Ленинградской области. Мы выбрали кафе-гостиницу “Северная” с хорошими оценками на Яндексе, и не прогадали, хотя на четверых пришлось взять два номера — трехместный и одноместный. Это обошлось в 3900 рублей с завтраком на всех. После 22 часов кафе закрыто. Зато завтрак можно попросить приготовить пораньше, и он неплох. Рядом, в Юшково, прямо на трассе Р21, есть кафе сети “Баранка” — работает круглосуточно. Там вкусно, чисто и недорого.
Как вариант — найти приличный обычный отель (в окрестностях это волховский “Металлург”), но этот вариант будет примерно вдвое дороже, и времени займет больше. Путешествия нынче недешевы — это факт.
День 2. Новая Ладога — Полярные зори. Особенности трассы Р21 “Кола”.
Пробег 1020 км. Время в пути: 11 часов.
Второй день целиком посвящен перегону. Едем до 20:00. С одной стороны, чтобы дети не поздно легли спать в кровати, и чтобы на следующий день доехать до Териберки ровно к завершению детского дневного сна. Поскольку я по “Коле” еще не ездил, не было понимания, как далеко сможем комфортно уехать, и жилье заранее не бронировали. В итоге попытки забронировать жилье где-нибудь от Пояконды до Кандалакши оказалось безрезультатными — из 23 “прозвоненных” вариантов, все было занято (кроме двух хостелов с удобствами на этаже). Единственным свободным вариантом оказался в меру уютный и нормально оборудованный коттедж на горнолыжном курорте Салма близ Полярных Зорь. Стоимость — 9 тысяч рублей. В него мы заселились абсолютно дистанционно.
В ходе этого перегона были обнаружены особенности трассы “Кола”. Во-первых, камеры фиксации скорости тут прячут в невысокие железные ящики, и они кочуют от участка к участку. Ставят их там, где есть столбики или ограждения, к которым ящик можно пристегнуть цепью. Во-вторых, обгонных полос тут фактически нигде нет, и обгонять нужно с выездом на встречку, что далеко не всеми участниками движения выполняется корректно, местами бывает страшно. Альтернатива — многочасовая езда за фурой со скорость 70 километров в час. В-третьих, и это важно, заправки тут встречаются редко, поэтому заправляться нужно при первой возможности, чтобы не обсохнуть на трассе. Расстояние между ближайшими заправками легко может составлять 200-300 км. В четвертых, и это хорошая новость, трасса “Кола” неплохая по покрытию и очень живописная. После того, как вы оставите позади Петрозаводск, машин станет сильно меньше. Населенных пунктов тоже почти нет, ехать можно в свое удовольствие (если, конечно, вы готовы к постоянным обгонам).
На АТ-шинах можно заезжать глубже в лес, не опасаясь наступить на минное поле из экскрементов других путешественников.
Пункт пятый — в середине августа местные леса буквально нафаршированы грибами и ягодами, черника и белые буквально атакуют, стоит зайти в лес. Так что любая остановка будет детям и взрослым в радость! Правда, тут есть нюанс. Общественных туалетов на трассе в принципе нет, так что советую запасаться влажной туалетной бумагой (а не неразлагаемыми в природе салфетками, которыми на “Коле” завалены все отворотки).
День 3. Салма — Териберка
Пробег: 390 км. Время в пути: 5 часов
На следующий день мы выспались, и наконец-то осознали, что мы на Кольском, за Полярным кругом. Стеллу с обозначением ПК мы видели по пути, у нее стояла очередь из путешествующих на традиционную фотосессию, что для нас было несколько чересчур. Зато заехали по пути на несколько моих рабочих объектов, показать ребенку как выглядит комбинат (в Мончегорске) и карьер (в Оленегорске). Кругом все так же красиво, бесконечные просторы воды, все еще высокий лес, который примерно после Мурманска (там обязательно нужно заправиться, дальше АЗС нет) превращается в каменистую низкорослую тундру, расцветающую яркими пятнами мха, цветов и ягод.
Дорога к Баренцеву морю была бы слишком скучной без грунтового участка, разбитого ползущими по нему кроссоверами с туристами. Peugeot Partner формально даже не кроссовер, но позволяет спокойно ехать по грейдеру до Териберки со скоростью 90-110 км/ч. Тут, конечно, есть небольшой секрет — перед выездом на грейдер я стравил давление в “кордиантах” с 3.2 до 1.7 атм. В итоге ехалось быстро и мягко, без каких-либо ударов или пробоев, равно как подбросов и переставок на неровностях в поворотах. А потом этого нам показалось мало, и мы поехали прямо по грунтовке через тундру.
Найти правильное жилье в Териберке — как минимум полдела в формировании позитивной атмосферы в путешествии.
Семейный домик или номер в одном из нескольких приличных отелей тут стоит не менее 12 тысяч рублей, при этом вариантов с кухней практически нет, а рестораны (их тоже всего три) заоблачно дороги. Обед на двоих легко выходит за рамки 5000 рублей. Так что хотя в лучший ресторан мы все таки разок сходили, но кухня в месте проживания — обязательна! Квартира в пятиэтажке в соседнем Лодейном стоит 5000 рублей, но оттуда до старой Териберки ехать 10 минут или идти час. Удалось найти интересный вариант всего за 20 тысяч на две ночи прямо в старой Териберке.
С виду это развалившийся унылый деревянный дом, каких тут полно. Но на самом деле — это шикарный и атмосферный luxury suite, оснащенный всем необходимым — от теплых полов до посудомоечной машины. Пожалуй, лучшее жилье в Териберке, где мне доводилось останавливаться.
Вторую половину дня посвятили изучению туристических объектов старой Териберке и походу в ресторан “Сияние Севера”, расположенный прямо на берегу моря. Несмотря на высокий ценник (салат — от 800 рублей, суп — от 560, второе блюдо — 1300 рублей), место популярное, и столик нужно бронировать заранее.
Если у вас в Териберке будет своя кухня, то имейте в виду, что продукты лучше купить заранее в Мурманске. Оба местных магазина — формата “сельпо”, с ограниченным ассортиментом и высокими ценами. Хлеб, например, привозят только раз в неделю.
День 4. Териберка. Выход в море в поисках китов
Четвертый день, и второй в Териберке, мы посвятили изучению оставшихся достопримечательностей — заброшенной школы и импровизированного зоопарка с собаками и оленями. Может, не верх мечтаний, но детям нравится кормить пушистых оленей и гладить злобных собак. Которые могут внезапно в едином порыве по зову вожака завыть громкую песню.
Катер для выхода в море я арендовал заранее, попросив капитана обеспечить наиболее комфортный момент для выхода в море момент. Дождя — частого спутника в этих местах — не было, но качать начало сразу.
Полный размер
Волны в какой то момент стали выше катера, семья укрылась в рубке, в общем, было решено вернуться в порт еще до того, как мы увидели китов или дельфинов. Оплачивать пришлось минимальную ставку, это 2 часа и 12 тысяч рублей.
День 5. Лодейное. Треккинг к водопаду и заброшенной батарее береговой артиллерии
Пробег за день: 150 км. Время в пути: 2 часов
Прогулка до заброшенной артиллерийской батареи на высоком берегу мыса Долгий занимает примерно полтора часа, если идти не спеша. По пути — красивый водопад и небольшое горное озеро, так и называемые — Батарейские. Туда-обратно от парковки под метеостанцией — 7.8 км.
Для подъема к батарее после дождя лучше иметь хорошие ботинки и палки. Особенно, если за спиной в рюкзаке ребёнок. Зато впечатления от прогулке по прибрежной тундре с видом на бурлящее синее море — масса!
Вернувшись с трекинга и перекусив у автомобиля, отправляемся обратно в Мурманск. Место ночевки — гостевые дома "Баренц". Это реально прекрасный вариант, если вам не надо жить в центре города.
Расположение — местный лыжный комплекс “Долина уюта”. Зимой тут живут лыжники-спортсмены, а летом дома сдают целиком за пятую часть цены. Просто в данном случае была открыта только одна спальня из четырех. Но сам просторный, современный дом с отличной бытовой техникой (включая кофеварку и изогнутую LED-панель дюймов в 55) был в нашем распоряжении всего за 7000 рублей (четыре оплаченных спальных места). А еще тут есть целая сушильная комната, где можно быстро высушить вещи после стирки в хорошей машине (капсула для стирки — 50 рублей на ресепшн).
День 6. Экскурсия на атомный ледокол Ленин
Пробег за день: 245 км. Время в пути: 3.5 часа
С утра мы замечательно позавтракали в домике, и поехали на то, ради чего в Мурманск и приехали. Посещение атомного ледокола Ленин. Многие путешественники хотят попасть сюда на экскурсию, поэтому полезно знать схему работы музея (она подробно описана на сайте РосАтомФлота). Самый удобный способ планирования посещения — заказать экскурсию заранее по электронной почте (предоплата не требуется). Предварительное бронирование стоит 1500 рублей на группу, но позволяет быть уверенным, что вы пройдете на ледокол в нужный день, ровно в 11 часов утра. Это первая экскурсионная группа, состав которой ограничен 20 людьми, вот почему так важно бронировать сильно заранее. Но есть и другой путь — приехать к причалу пораньше с утра и ждать в живой очереди. Начиная с 12 часов, каждый час по ней начинают пускать группами по 40 человек. Но также вероятно, что вас пустят и на первую группу, если в ней будет “недобор”. Но как по мне — лучше бронировать заранее.
После экскурсии мы вернулись на трассу “Кола”, и выдвинулись дальше — в Хибины! Мы заранее приобрели путевки в оздоровительно-санаторный комплекс “Тирвас”. На шесть ночей — 53 тысячи, включая час в SPA-зоне и трехразовое питание.
Дни 7-12. Что делать в Хибинах?
Если даже вы не планируете многодневный поход по Хибинским горам, то все равно тут есть чем заняться как любителям активного отдыха, так и “бамперного” автотуризма и SPA.
Отдых в санатории “Тирвас”
“Тирвас” с саамского бесхитростно переводится как “отдых”. История корпоративного для горнодобытчиков санатория недалеко от озера Малый Вудъявр, восходит с тридцатым годам прошлого века, когда тут была организована База общества пролетарского туризма и экскурсий. Сейчас “Тирвас” — полноценный SPA отель, с хорошими номерами и большим бассейном, а также трехразовым (хотя и однообразным) питанием (в день на семью — около 9 тысяч рублей). На плохую загрузку не жалуются — записаться к врачу-специалисту на период пребывания невозможно, ни бесплатно, ни за деньги. Без очереди вас не примут, даже если вы пришли с явно приболевшим ребенком и срочно нуждаетесь в консультации врача. Так что на дружественный сервис в медцентре рассчитывать точно не стоит.
Также в “Тирвасе” очень дорогие услуги стирки — как в “премиальном” бизнес-отеле, поштучно, от 130-150р за вещь. Для семейного отдыха это абсурдно дорого. Мы отвозили вещи на стирку в гостиницу “Спорт” в Кировске — это обойдется в 300 рублей за одну загрузку, вещи будут готовы к вечеру. Услуги фабрики-прачечной в городе не рекомендую — время выполнения работ может составить до недели.
Несмотря на все недостатки, именно “Тирвас” является оптимальным выбором для того, чтобы остановиться в Хибинах.
Музей АО “Апатит”
Музейно-выставочный центр «Апатит» – корпоративный музей “ФосАгро”. Крутейшая современная и местами мультимедийная экспозиция рассказывает о процессах добычи и обогащения апатит-нефелиновых руд, истории региона и российского быта.
Тут есть самые разные камни, а также интерактивные макеты надземных и подземных переделов. Экскурсии по музею абсолютно бесплатны, есть детский уголок. Шикарное место!
Треккинг в Хибинах
От “Тирваса” начинается несколько живописных маршрутов для прогулок по Хибинских горам.
Можно подняться на перевал Географов, посетить ущелье Рамзая, а можно просто пройтись до снега, не растаявшего в августе и заброшенного молибденового рудника. Сложность трека легко выбрать самостоятельно. Можно вообще никуда не подниматься, и просто гулять по дорожкам вокруг озера Малый Вудъявр.
Красоты Хибин на авто
Еще одно направления для туризма и еще больше маршрутов (чаще многодневных) для треккинга — в самом сердце хибинских гор, у подножия вершины Куэльпорр. Это направление интересно и автотуристам.
Сюда ведет дорога, местами прямо по руслу реки.
Броды с высокими камнями — не лучшие условия для легковушки, но Peugeot — почти кроссовер. Арендовать УАЗ с водителем, квадроцикл или багги возможно, были бы деньги. Но мы пошли другим путем — решили проехать сами.
Где-то в интернете я набрел на видео, что в 2019 году к базе проезжал Ford Focus. Лишь потом выяснилось, что и воды было меньше, и “фокус” был лифтованный и с блокировкой. Но тем не менее мы проехали на Partner в сердце Хибин и обратно, насладившись всей красотой этих удивительных мест.
Конечно, для владельцев подготовленных внедорожников в Хибинах еще больше возможностей, но мы на "Пежо", что называется, нигде не обломались.
SUP-серфинг в Хибинах
Горные озера Хибин хорошо подходят для SUP-серфинга, можно наслаждаться красивейшими видами часами.
SUP, понятное дело, лучше взять с собой. В этой поездке впервые опробовали связку компрессора и пауэрбанка (SPEC-19 и JSL-25000 от Berkutcompressor).
Идея простая и гениальная — для автоматизированной накачки доски больше не нужен автомобиль. Прямо на берегу слегка накачиваете SUP ручным насосом, потом подключаете компрессор (а его — к пауэрбанку), выставляете клавишами нужное давление (15-20 psi, в зависимости от доски) и нажимаете кнопку. На этом все — через 5 минут у вас идеально накачанная доска. Одного заряда батареи “беркута” хватает, чтобы накачать две доски (объемом 200 и 300 литров) по два раза.
День 13. Кировск-Лувеньга. Знакомство с Белым морем
Пробег: 190 км. Время в пути: 2 часа
После недели в Хибинах, меняем географию. Движемся на берег Белого моря, в деревню Лувеньга (ударение на первый слог). Здесь у нас одна ночевка, зато какая!
Kelo House — очень уютный и творчески декорированный гостевой дом человек на 16, но в этот день мы живем в нем одни, так как перед большим заездом хозяин Антон решил ограничиться одной группой гостей, то есть нами. А главное, стоит дом прямо на море, которое 24 часа в сутки демонстрирует магию приливов и отливов, и от него просто невозможно оторваться. Аренда каяков, кстати, включена в стоимость проживания (мы заплатили 5000 рублей за четырехместный номер с удобствами и террасой).
Прогулка по водам кандалакшского залива на SUP вокруг островов проходит за созерцанием ярких проявлений природы — тут и там расцветают красные пятна медуз. Взрывают песчаное дно беломорские камбалы разных размеров. Невероятно красиво!
День 14. Лувеньга — Кузрека. Белое море. Оно действительно белое!
Пробег за день: 147 км. Время в пути: 2 часа
Берег Белого моря со стороны Кольского называется Терским берегом. Тут всего один сравнительно крупный населенный пункт — четырехтысячная Умба. В 26 км восточнее — так называемая территория Кузрека. Еще полвека назад тут появились первые поморские села, и, говоря образно, с того момента костры на этом берегу никогда не гасли.
Даже когда уже в новое время (судя по ржавым тарелкам спутникового ТВ) Кузреку оставили без электричества, люди тут этого словно не заметили. Жизнь на берегу бесконечно белого моря под аккомпанемент отливов и приливов идет своим чередом. Бронировать жилье в Кузреке нужно сильно заранее — иногда даже за полгода или год.
Нам достался небольшой дачный домик с отличной баней на участке, которая оставалось теплой еще три дня после растопки.
День 15. Удивительная Тоня Тетрина
Пробег за день: 60 км. Время в пути: 2 часа
Тоня (ударение на первый слог) — старинная поморская промысловая деревня. Тоня Тетрина была воссоздана энтузиастом Александром Борисовичем Комаровым и его семьей, и теперь является едва ли не главным местом притяжения Терского берега (и уж точно — важнейшим его культурным объектом).
На экскурсии по тоне, которую провел сын основателя Дмитрий, экспонаты можно трогать и даже нюхать, но главное не это. Главное — ощущение глубины и искренности. Знакомство с нынешними поморами хочется продолжить.Увы, на это времени нет — наутро домой.
Кстати, доехать в тоню можно лишь во время отлива, прямо по морскому песку, что, конечно, тоже добавляет ощущений.
Дни 16 и 17. Неизбежная дорога домой
Пробег за два дня: 1860 км, из них 1134 км в первый день и 726 во второй. Время в пути 11 часов в первый день и 6.5 часов во второй.
Обратно едем в достаточно интенсивном режиме, уже без каких либо достопримечательностей, соблюдая лишь график остановок для отдыха детей. Ужинаем в "Баранке" в Новой Ладоге, и ночуем в знакомой гостинице "Северная" там же — на этот раз в уютном отдельно стоящем домике, добротно оставленном икеей. 4400 рублей все удовольствие с завтраком.
Потом нас ждет срезка через Волхов и Тихвин, и быстрая М11. Вскоре после обеда мы в Москве. Так завершилось это путешествие — но не мечты поскорее вернуться на Кольский вновь.
Бюджет поездки — по ссылке.
***
Теперь вам слово, уважаемые читатели! Как вам наше путешествие? Делитесь своими мнениями и дополняйте ссылками на свои отчеты про путешествия на Кольский! Также буду рад ответить на ваши вопросы по путешествию.
***
Читайте также другие мои истории про Кольский:
— Окрестности Териберки. Замерзший водопад, круглые камни-гиганты и пугающее обаяние стихии
— Осуществимая мечта о Северном сиянии под свинцовым небом Заполярья
— Боевой самолет в небе над Мурманском, память зенитчиков и драматичные истории времен холодной войны
— Старый, но не бесполезный. Таинственный сейнер-призрак на берегу в Териберке
— Что можно увидеть в Мурманске? Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и четыре списанных атомных ледокола
— Объект СГ-3, или Кольская сверхглубокая
— Прости, Юра… Что осталось от гарнизона Гагарина.
— "Очищенный пар" в поселке Никель
— Рекорд скорости на Формуле GP2 по льду озера в Заполярье: Как это было
Путешествие от губы Восточной Лицы — Туманный на вездеходах:
— Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Часть 2. Восточно-Лицкий маяк, что внутри у бакена, и как все увидели кита, а я нет.
— Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать.
— Часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили "Шерп". Дважды.
— Часть 5. Ржавое наследие тундры