Найти в Дзене
ИА "Диалог"

Младший брат трамвая. Что посмотреть в Петербурге из окна троллейбуса

Оглавление

В отличие от овеянного романтическим флёром (и воспетого в стихах – вплоть до самого Николая Гумилёва) трамвая, другой вид электрического транспорта – троллейбус – обычно воспринимается как чисто утилитарное средство передвижения. Однако «Диалог» собрали информацию о самых интересных местах, которые можно увидеть из окна петербургского «рогатого».

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Сразу упомянем, что центр Петербурга – в том числе самый-самый открыточный – хорошо обеспечен троллейбусными маршрутами. По большей части Невского проспекта их проходит аж шесть – 1, 5, 7, 10, 11, 22 (и ещё три ненадолго присоединяются к ним в начале и конце). Описывать достопримечательности главной магистрали города нет особого смысла – это будет банально, поэтому мы расскажем о том, что лежит на других, пусть и недалёких от неё улицах.

№ 10 / 11: Васильевский остров

Эти два маршрута – из тех, что проходят по самым намоленным местам Петербурга. Мы же опишем интересные места на Васильевском острове, которые можно увидеть с их борта. Начинаются маршруты на конечной станции, что на северной стороне острова Декабристов – большой и вечно полной общественного транспорта всех трёх видов. Разъехавшись на несколько километров, они вновь сходятся воедино у улицы Нахимова.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Чуть южнее этого места начинаются «интересности» – когда Наличная улица подходит к историческому району Гавани. Сейчас он плотно застраивается новостройками, и даже ещё недавно незыблемо стоявший комплекс «Ленэкспо» постепенно сносят. Тем не менее, у Галерного ковша ещё можно найти подводную лодку-музей Д-2 («Народоволец») и небольшую экспозицию военной техники. На площади Морской Славы выделяется неоклассическое здание бывшей троллейбусной станции, а ближе к заливу – покрашенное в бирюзовый цвет здание Дерябинских казарм, которые не так давно отреставрировали под размещение Военно-морской библиотеки.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Дальше маршруты сворачивают на восток, мимо византийской на вид церкви Милующей иконы Божией Матери (сейчас она, увы, вся закрыта плёнкой и лесами, так как претерпевает долгосрочную реставрацию). На рубеже XIX и XX веков здесь проповедовал священник Георгий Гапон, прославившийся своей ролью в событиях «Кровавого воскресенья» и первой русской революции. В советское же время – и до начала 2000-х – тут размещался бассейн учебного отряда подводного плавания. Временная «загогулина» в виде объезда участка Большого проспекта, где строится станция метро «Горный институт», делает путь в центр длиннее минут на 10, но это изменение – пусть уже и привычное, так как существует оно с 2015 года (!) – не будет вечным.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

До того, как Большой проспект встретит 1-ю линию, и троллейбусные маршруты фактически войдут в важнейшую часть исторического центра, у 6-7 линий стоит обратить внимание на Андреевский собор по левую сторону, а по правую – два рынка: сначала Андреевский, а затем Василеостровский. Последний не так давно был переформатирован в фешенебельное гастрономическое пространство, где можно отведать (или приобрести) экзотическую еду с разных концов мира.

№ 3 / 8 / 15 / 17: Роты — Семенцы — Литейный

Эти четыре маршрута объединены тем, что проходят по Загородному проспекту, а первые три из них – и по его продолжениям: Владимирскому и Литейному. Маршруты № 3 и 8 вообще идентичны на большей части своей протяжённости – от Балтийского вокзала до Кондратьевского проспекта. Они, как и вышеуказанная «классическая» шестёрка, пересекают исторический центр города, но – перпендикулярно самому очевидному пути.

Если сесть на троллейбус № 15 или 17 в южной части их ареалов, то за время пути на север можно будет увидеть значительную часть Московского проспекта – парадной трассы, по которой в город въезжают с юга и из аэропорта. Застройка Московского проспекта может быть интересна любителям советского архитектурного наследия, пусть даже сейчас эта улица изрядно попятнана новостройками (особенно – в районе станции метро «Фрунзенская»).

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Московские триумфальные ворота – первая крупная достопримечательность дореволюционного периода. Дальше на север пассажир сможет увидеть слева трамвайный парк № 1 (который является ровесником петербургского трамвая), а справа – Новодевичий монастырь. Сейчас его здания также находятся на реставрации и затянуты плёнкой, но когда-то это закончится. Правда, большая часть комплекса скрывается за деревьями, но если он вас интересует, можно выйти и изучить его (а также одноимённое кладбище, об интересных местах которого мы когда-то уже писали).

Маршруты № 3 и 8 вместе с трамвайными путями вливаются в Московский проспект у станции метро «Технологический институт», но буквально на 50 метров – затем все они сворачивают на Загородный проспект. Отметим, что по трассе отдельного следования тройки и восьмёрки есть возможность внимательно рассмотреть Троице-Измайловский собор (он виден и с Московского проспекта, но лишь издалека), а на конечной – сам Балтийский вокзал. Кстати, фонтан на повороте с Троицкого проспекта на Лермонтовский был не так давно капитально обновлён. Это тоже интересное зрелище.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загородный проспект – это уже совсем близко к самому сердцу Петербурга. Его достопримечательности хорошо известны – Витебский вокзал и Военно-медицинский музей напротив него, а несколько дальше – Пионерская площадь с памятником Грибоедову и зданием ТЮЗа вдали. Здесь 17-й маршрут уходит налево, чтобы преодолеть всю Гороховую улицу от конца к началу, до Адмиралтейства – его шпиль виден уже здесь, если присмотреться (и если не помешает погода или темнота).

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Оставшиеся три маршрута следуют вместе практически до северного конца Литейного (созерцайте справа по ходу Владимирский собор на одноимённой площади, а значительно позже – Спасо-Преображенский собор в створе улицы Пестеля). В принципе, каждый дом здесь – уже история и достопримечательность, поэтому описать их все достаточно трудно, но за это мы и любим Петербург. Маршрут № 15, свернув направо на улицу Чайковского, завершает свой путь кольцом у Смольного (пропилеи которого – да что же это за совпадения – сейчас также затянуты строительной сеткой), но зато в дальней части Кирочной улицы можно как следует рассмотреть необычное на вид здание музея Суворова.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Добавим, что особенно хорошие виды открываются из салона троллейбуса каждый раз, когда он пересекает крупную водную артерию, особенно – Обводный канал (по Ново-Московскому или Ново-Петергофскому мостам) и Неву (по Литейному).

№ 20 — Нарвская застава

Если вас привлекает не идеальный Петербург Невского проспекта (или даже чуть менее парадный – Литейного и Загородного), а эстетика рабочих окраин – упирающихся, однако, в ту же городскую классику, пусть и менее лощёную – то вам сюда. Маршрута № 20 – «рабочая лошадка» для жителей Юго-Запада. Его крайняя северная точка – площадь Стачек со второй из имеющихся в Петербурге триумфальных арок (после уже упомянутой ранее Московской). И хотя интересные объекты на пути его следования в основном сосредоточены в этой северной части, в целом их достаточно для того, чтобы поездка на этом троллейбусе имела определённый смысл.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Да, Нарвские триумфальные ворота – это сама по себе достопримечательность (внутри, если вы вдруг этого не знали, находится небольшой, но интересный музей, посвящённый военной истории и относящийся к структуре Государственного музея городской скульптуры). Далее на юг по проспекту Стачек – сплошные знаковые строения советского периода: Кировский универмаг, ДК имени Горького, здание администрации Кировского района (с памятником Кирову на одноимённой площади), потом уже – более рядовая застройка…

Однако и среди этого торжества победившего социализма есть два островка более старых времён: сначала стоит рассмотреть ограду парка имени 9 января (когда-то она обрамляла Собственный сад у Зимнего дворца, а затем была перемещена сюда, лишившись только символов империи). А затем, у самого путепровода Портовой ветки железной дороги (и гигантской эстакады ЗСД) справа по ходу движения возникнет неожиданный пришелец из екатерининских времён – усадьба Воронцовой-Дашковой «Кирьяново», а ныне просто ЗАГС Кировского района. Внутрь может попасть любой желающий, поскольку здесь находится филиал музея «Нарвская застава». В прошлом доступ в основную часть здания иногда открывали также во время «Ночи музеев».

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Маршрут № 20 сворачивает с проспекта Стачек – бывшей Петергофской дороги, которая является прямым путём в резиденцию на южном берегу Финского залива с петровских времён (отсюда и некоторое количество сохранившихся вдоль неё парадных усадеб) – на Трамвайный проспект. Последний примечательный объект, попадающийся вдоль трассы, находится как раз там. Это памятник блокадному трамваю – вагон типа МС, установленный на постаменте в 2007 году (к 65-летию возобновления движения в осаждённом городе после перерыва зимой 1941-42 годов). В Ленинградском сквере перед ним также можно найти дот и танк. Об этих и других памятниках юго-западного рубежа обороны также можно прочитать в одном из наших материалов.

№ 1 / 7 / 31 / 34 — Петроградская сторона

Петроградская сторона считается «бедной родственницей» центра и Васильевского острова, хотя именно здесь, строго говоря, и был основан Санкт-Петербург. Сеть троллейбусных маршрутов здесь не слишком густая. В основном она представлена двузубой «вилкой», «ручка» которой – Большой проспект и Большая Пушкарская улица (по первому движение осуществляется только в южном направлении, по второй – в северном), а «зубцы» – проспект Медиков и северная часть Каменноостровского. По пути можно созерцать историческую застройку как таковую, хотя в самой нижней точке – у станции метро «Спортивная» –  находятся Князь-Владимирский собор, стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный».

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Боковая же ветвь сети Петроградской стороны – маршрут № 7 – приводит к яхт-клубу на Петровской косе. А от Петровской площади, где троллейбусная трасса завершается кольцом, совсем недалеко (только короткая улочка да мост) до Крестовского острова. Выбирайте, что вам интереснее сегодня – исторические кварталы или зелёные зоны? А затем садитесь на троллейбус – и в путь. Учтите, что во время закрытия Биржевого моста на ремонт «семёрка» ходит через Тучков мост.

P. S.

Троллейбусное движение в Ленинграде-Петербурге существует с 1936 года. Маршрут № 1 соединял площадь Труда с Красной площадью  (тогда она называлась площадь Александра Невского); по сути он был укороченным вариантом нынешнего 22-го. Да, некоторые из существующих теперь маршрутов очень похожи на первую довоенную схему – тогда маршрутов было пять. «Тройка» всё также соединяет Финляндский вокзал с Балтийским (пусть двигалась она тогда по набережной Фонтанки, а не так, как описано выше). Маршрут № 4 (Адмиралтейство – Сызранская улица) был очень похож на нынешний 17-й, но с «хвостиком» от 15-го. На Сызранскую ходил и открытый в начале 1941 года маршрут № 5, но второй его конечной точкой была площадь Труда, как и у современной «пятёрки». Большую часть военного времени троллейбус не работал, но затем возобновил развитие, которое продолжалось до 1991 года, когда число маршрутов составляло рекордные 50. Потом настал упадок с урезанием, хотя троллейбус в городе на Неве и не потерпел такого же разгрома, как трамвай.

фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

С тех пор, как был ликвидирован этот вид транспорта в Москве, петербургский троллейбус – первый в России по длине сети и числу маршрутов. Кстати, последний в списке маршрут троллейбуса так и носит № 50, но четыре номера из этой полусотни сейчас не заняты: 12, 19, 30 и 49 (хотя № 12 иногда появляется как временный). На 9 маршрутах работают «электробусы», или троллейбусы с увеличенным автономным ходом, способные часть пути проделывать без контактной сети.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Больше интересных материалов на нашем сайте.