Метамодернизм существует!
А мы уже в метамодернизме или еще не совсем?
Историки и культурологи до сих пор спорят: достигли ли мы эпохи метамодернизма, и существует ли она вообще? Если с модернизмом, наступившим в начале XX века, и следующим за ним постмодернизмом все более-менее понятно, то «мета» до сих пор вводит многих знатоков в ступор. Чем же характеризуется состояние метамодернизма, и чем оно отличается от предыдущих эпох? Давайте разберемся!
А что было до?
Модернизм, постмодернизм, метамодернизм —это понятия, характеризующие общее состояние мировой культуры и включающие в себя определенную философскую позицию. В модернизме 1900–1950 гг. установка общемировой культуры была на прогрессивность и новаторство, отрицание предыдущего опыта. Передовое движение модернизма —радикальный авангард. Отсюда идут и многообразные течения, которые обычно заканчиваются на -изм: футуризм, супрематизм, дадаизм, абстракционизм, сюрреализм, орфизм и т. д. Постмодернизм, возникший после ВМВ и получивший распространение в 60-70-х гг. провозгласил радикальную переоценку ценностей. Постмодернизм утверждал, что все уже придумано, и все, что может делать современная культура —это паразитировать на уже имеющемся культурном опыте. Понятия высокого и низкого в искусстве стираются, каждый может быть художником, отсюда массовость. Характеризует ее так же наличие самоиронии, скепсиса и цинизма. Большую роль в философии постмодерна сыграло сочинение Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляции», а также понятия «Трех смертей»: «Смерть автора» (Ролан Барт), «Смерть субъекта» (кризис легитимности), «смерть Бога» (Ницше). Все составляющие мира ошибочны, жизнь иллюзорна, а правда у каждого своя.
Что такое метамодернизм?
Метамодернизм, иными словами, — это пост постмодернизм. Один из авторов проекта Notes on Metamodernism («Заметки о метамодернизме»), английский художник Люк Тёрнер, утверждал, что приставка «мета-» означает колебание между двумя противоположными понятиями и одновременность их использования. Если рассмотреть каждую черту метамодернизма, получится:
Колебание метамодерна вызвано дилеммой между иронией и искренностью. Это колебание сочетает в себе противоположные явления в целом (душа и тело, наука и религия). Признание ценности всех частей. Колебание – естественный порядок мира;
Поиск – осознание культуры и искусства, поиск их смысла, поиск истины;
Движение вызвано колебаниями между противоположностями, они приводят мир в действие;
Новая искренность – понятие, характеризующее уход от постмодернистской иронии и цинизма и выдвижение искренности в качестве основного мотива;
Прагматический романтизм – сочетание идеализма (красивой духовной идеи) и практичности (пользы) в умеренном соотношении;
Постирония – прием, при котором сложно отличить искренность от неискренности, либо тонкий переход от иронии к серьезности.
Другими словами, метамодернизм сочетает в себе просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм, колеблясь при этом, по словам Тёрнера «между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением». Таким образом, задачей метамодернизма является творческое познание истины уникальным для каждого способом, проникновение в суть частных концепций истины.
В качестве примеров метамодернизма в искусстве Тёрнер приводит музыку таких исполнителей, как Arcade Fire, Билл Каллахан, Future Islands, работы таких художников, как Олафур Элиассон и Питер Дойг, кино Уэса Андерсона и Спайка Джонса. К слову, в качестве обложки своей статьи Тёрнер использует кадр из фильма Уэса Андерсона «Королевство полной луны».
Критика метамодернизма
Многие исследователи находят проблемы и прорехи в теории метамодерна, например, что она не учитывает другие аналогичные теории (автомодерн, диджи-модерн), а также социальное состояние общества, технические новшества, тотальную диджитализацию. Помимо этого, теоретиков метамодерна критикуют за тотальную некомпетентность в философии.
Если опустить догматизм и дотошную критику, надо признаться: прогрессивная культура и искусство значительно изменились с начала 2010-х. Помимо естественных отличий с постмодернистской иронией, нельзя обойти понятие «новой серьезности». По крайней мере у меня не осталось сомнений в существовании искусства метамодерна после посещения выставки исландского перформансиста и музыканта Рагнара Кьяртанссона, проходившей зимой 2022 г. в «ГЭС-2». Даже не будучи тогда знакомой с теорий метамодернизма, это искусство показалось мне совсем иным, удивительно притягательным и глубоким.
Возможно, теория метамодерна будет уточняться и обрастать новыми нюансами, а на практике он будет обогащаться новыми произведениями. Ценности и картина современного мира изменились, а значит изменилось искусство, отражающее эту новую оптику.
Статьи о метамодернизме: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-i-metamodernizm-razgranichenie-ponyatiy-i-cherty-metamodernizma-v-sovremennoy-literature/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/metamodernizm-kontury-glubiny/viewer
Книга о метамодернизме: Робин ван дер Аккер «Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма» (2019)