В 2019 году Warner Music подписала первый в истории музыкального бизнеса контракт с программным алгоритмом Endel на запись 20 музыкальных альбомов, что ознаменовало новый, нестандартный путь развития музыкального рынка. Смогут ли человек и машина мирно сотрудничать, или бездушный робот победит непредсказуемый по результату творческий процесс? И кого стоит считать автором произведения, когда в дело вступает искусственный интеллект?
Говоря об использовании ИИ в производстве и вопросах безопасности, люди опасаются, что машины могут заменить их, превзойти интеллектуально и, в самом катастрофическом сценарии, поработить. В сфере искусства эти вопросы не стоят так остро — скорее обсуждается, в какой степени музыкант или художник должен «работать руками», и считать ли произведение, созданное с помощью нажатия нескольких кнопок, произведением искусства. Современные технологии не уничтожают, а наоборот, расширяют творческие возможности музыкантов. Теперь композитор может выстроить последовательность частей произведения, а создание их музыкального наполнения поручить алгоритму. Такое развитие музыкального производства предвидел известный композитор и архитектор Янис Ксенакис:
«С появлением компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется только нажимать на кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки»
При создании современной музыки используются сложные ритмические рисунки — изменения темпа, или микротоновые интервалы. Но держать в голове огромное множество этих моделей — задача, превышающая возможности обычного человека, зато вполне посильная алгоритму. Алгоритм способен вместить в своей памяти большое число музыкальных комбинаций, анализировать их и в нужное время использовать. С помощью программы можно создать произведение, сочинить которое человеку было бы очень трудно или даже невозможно. Например, австрийский музыкант и разработчик программ Карлхайнц Эссль создал программу Lexikon-Sonate. Он проанализировал музыку разных времен и стилей — Бетховена, Шенберга, Штокхаузена и т. д., — выявил характерные закономерности и создал алгоритмический музыкальный генератор. На основе разных стилей и уже существующих произведений программа создает бесконечное множество вариантов музыкальных композиций. Но именно человек — создатель или пользователь алгоритма - выбирает вариант, который претендует на статус произведения искусства, и он же является автором-композитором, тогда как программа остается всего лишь инструментом.
Какие варианты использования ИИ в творчестве можно увидеть уже сейчас?
◆ Интерактивная музыка — взаимодействие алгоритма с живыми музыкантами, например, в импровизации оркестра или ансамбля
◆ Использование в создании музыки теории хаоса и L-систем (описывает нелинейные динамические системы, фракталы и др.) Музыка сможет быть похожей на турбулентность, лист папоротника или бурю, разразившуюся над океаном.
◆ Использование нейронных сетей, которые, в отличие от алгоритмов, не программируются, а обучаются. В каком-то смысле можно сказать, что музыка начнет писать себя сама — под руководством человека как автора, исполнителя и ценителя новых трендов музыкального искусства.
История показывает, что большинство новаторских музыкальных произведений было создано благодаря импровизации, отказу от общепринятых норм и правил. Существует целый ряд жанров, в которых импровизация и взаимопонимание между музыкантами играет ключевую роль. И необходимо отметить, что пока люди справляются с этим гораздо лучше, чем алгоритмы.