Найти тему
Переплёт

Мартин против Толкина: почему "Игра престолов" - это не новый "Властелин колец"

Оглавление

Давайте-ка устроим баттл. Нет, ну а что - все рэперы, стэндаперы и прочая почти культурная братия бьётся на сценах за звания лучших. Чем авторы двух эпичных фэнтези хуже? Столкнём гигантов лбами!

Идея такой статьи пришла после обсуждения публикации о том, как Джон Толкин придумал Средиземье. Неужели на уровень "высокого" фэнтези после Мастера-основателя невозможно добраться никому? Почему бы не взять и сравнить "Властелин Колец" Толкина и "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина?

Почему "Игра престолов" - это не "высокое" фэнтези?

Спустя 42 года после выхода первого издания «Властелина колец» из-под пера Джорджа Мартина выходит роман «Игра престолов». Его автор - уже именитый писатель, лауреат немалого числа премий, известный сценарист. Но при всей эпичности истории ПЛиО, фэнтези Мартина никак нельзя назвать таким же «высоким», как «Властелин колец».

Казалось бы, мир Вестероса в «Песни Льда и Огня» также, как и Средиземье, насчитывает в своей истории тысячи лет, здесь тоже есть свои загадочные существа, с существованием которых даже связана одна из основных сюжетных линий цикла. Эпичность налицо, однако фэнтези Мартина почему-то в любых подборках ставят ниже книг Толкина. Причина в статусе «отца-основателя» жанра слишком поверхностная, чтобы брать её во внимание. Как и писательский талант этих двух «глыб жанра» - оба они, безусловно, талантливы.

Так что стоит сравнить не только мастерство авторов и сюжеты книг, но и копнуть поглубже.

Во-первых, нужно отметить, что понятия «Добра» и «Зла» у Мартина куда более расплывчаты, нежели в ярких и красочных мирах Толкина. Люди в мире Мартина способны легко совершать грязные, а порой и вовсе мерзкие поступки ради достижения собственных выгод, чего у Толкина практически нет. У «старшего коллеги» есть, по большей части, лишь Саурон как эталонный представить Зла, универсальный антагонист.

Почему в ПЛиО нет эльфов, гномов и орков?

-2

Да потому, что героям цикла Мартина ничто человеческое не чуждо. Здесь полно антагонистов, явных и не очень, их значительно больше, чем в ВК. Если не все, то почти каждый из героев ПЛиО может стать злодеем. Да, и в «Игре престолов» абсолютное Зло определяет себя буквально с первых глав. Но читатель на момент начала чтения ещё не понимает, что «зима близко» и это великолепный писательский ход.

Читая романы цикла, мы долгое время не осознаём за хитросплетениями интриг вокруг Железного трона, что основной проблема для героев является вовсе не местные войны и распри за место под собой, а опасность для всего существования скрыта где-то в холоде северных земель. У Толкина же есть Саурон, его мотивы предельно темны и понятны. И в этом вопросе Мартин вчистую переигрывает Толкина.

Во-вторых, в «ПЛиО» персонажи и их характеры проработаны гораздо глубже, чем в «ВК». Да, современный подход и избалованность читателей глубинными мотивами поступков диктуют правила.

Чтобы мы могли понять мотивацию тех или иных поступков людей, о которых мы читаем, Мартин уделяет каждому из них гораздо больше места (и текста), чем Толкин. Будь то поход Ночного Дозора в одичалые земли во имя всего человечества, будь то отсечение головы Эддарда Старка – неважно, плохой это поступок, либо хороший: всё здесь имеет под собой основу, а действия каждого из героев можно объяснить с той или иной позиции.

Даже Джоффри, у которого по идее вообще нет мотиваций, совершает свои отвратительные поступки с целью. Пусть даже цель эта - потешить самого себя, угодить собственным сомнительным удовольствиям. Говоря проще, в Вестеросе даже добро вдруг может обернуться злом, что ой как редко увидишь в Средиземье. Да, в мире Толкина определённо больше чести, а в мире Мартина - реализма. Грязного, подлого, привычного и даже тайного, в котором, чего скрывать, приятно покопаться страница за страницей.

Реализм "Игры престолов" уводит от фэнтези

-3

Ну и, конечно, третьим пунктом нужно учесть безжалостность Джорджа Мартина. Он не только не боится раскрывать всю нелицеприятную суть человеческого нутра, но ещё и не стесняется «сливать» даже основных персонажей, причём абсолютно внезапно. И это, также, его собственный ярко выраженный почерк, как и почерк Толкина, бережно относившегося почти к каждому герою своего эпоса и старавшегося сохранить ему жизнь до последнего слова в романе.

Так что вполне можно смело резюмировать: что мир Толкина, что мир Мартина – это две разные эпохи в фэнтези вообще.

Толкин – это устоявшаяся классика, стильная и неброская, но в то же время впечатляющая своим размахом. И очень хорошо, что Толкин не стремился стать «коммерческим» писателем, как это сделал Мартин. Не думаю, что «Властелин колец», растянутый на 8-10 толстых книг, смог бы стать эталоном жанра. Просто потому, что любая сказка должна заканчиваться вовремя, что Толкину вполне удалось.

А книги Мартина – это смелое высказывание, попирание жанра и откровенный подрыв всех устоявшихся стереотипов в фэнтези. Это вполне крепкая коммерческая проза, нацеленная не только на создание нового фантастического мира, но и обеспечение безбедной жизни его создателя. В этом нет ничего плохого, но именно поэтому «ПЛиО» не дотягивает до высот «ВК», хотя в остальном для современного массового читателя и превосходит историю Толкина. В творчестве Мартина нет фанатичной преданности автора своему миру, как это было у Толкина. Мартин недостаточно любит придуманный им мир, чтобы он стал эталоном.

Хотя всему своё время. И Мартин, напиши он «Игру престолов» в 50-х, запросто был бы не понят никем, а то даже и не издан. А сейчас, как бы там не было, оба автора уже на века вписали свои фамилии в историю литературы, и оба и сегодня являются одними из самых читаемых писателей мира. Что и хорошо, попытку столкновения двух Мастеров фэнтези вполне можно считать окончившейся вничью.

А о том, как создавалось Средиземье и почему "Властелин колец" - это высокое фэнтези, читайте в другой статье.

И никакие баттлы не помешают при желании уйти в выдуманные миры на несколько часов, да?