Найти тему

Тема единения русского народа в «Словах» Серапиона Владимирского

Серапион Владимирский – выдающийся церковный писатель 13 века. Его перу принадлежит несколько «Слов» и «Поучений», которые по своим литературным достоинствам не уступают сочинениям таких известных авторов, как Иларион и Кирилл Туровский. По словам летописи, он был начитанным человеком и талантливым проповедником. Серапион Владимирский был современником и очевидцем монголо-татарского нашествия на русские земли. Одно из своих «Слов» он написал под впечатлением от разорения Киева ханом Батыем. Эта трагедия поразила русское общество, для которого эта древняя столица – несмотря на удельную раздробленность – продолжала оставаться «матерью градов русских».

Серапион рассуждал об ордынском иге, в первую очередь, с религиозно-нравственной точки зрения. Батыево нашествие он называл Божьей карой за грехи русского народа. Главной проблемой внутриполитической жизни Руси в 12-13 веках было раздробление единого государства на множество княжеств и междоусобные войны между ними, которые сопровождались опустошением земель и разорением народа. Серапион призывал всех к примирению и объединению ради общего блага. Эта же мысль звучала и в летописях и в «Слове о полку Игореве» – настолько тяжело переживала распадающаяся Киевская Русь братоубийственную борьбу князей.

Серапион Владимирский видел выход из кризиса в покаянии русских людей и их примирении. Он не жалел ни слов, ни скорбных эмоций, рисуя картину разорения и запустения некогда цветущих городов. Серапион перечислял все невзгоды, которые терпела Русь не только из-за монголо-татар, но и жадности ростовщиков и княжеских войн. Ордынское иго стало завершающим этапом распада Киевского государства, которому предшествовало нравственное падение общества.

«Слова» Серапиона отличаются краткостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью и простотой. Они по праву считаются выдающимися образцами торжественной и учительской литературы Древней Руси. Но велико и их историческое значение. Сочинения Серапиона в художественно-нравственной форме отражают состояние общественной мысли в период кризиса. По ним можно судить о начале зарождения идеи единства русского народа, которая реализуется только спустя два столетия, в середине 15 века, когда Москва объединила разрозненные княжества.