Уже несколько недель мы рассказываем вам о том, что случилось с Николаем Гоголем незадолго до смерти и почему его гибель обросла столькими слухами и легендами.
В первой части расследования мы описывали его состояние накануне смерти. Во второй - описывали действия врачей и близких писателя. А в третьей части разбирали несостоятельность версии о летаргическом сне Гоголя. Сегодня мы расскажем о том, от чего же еще мог умереть Гоголь.
Напомним, что за месяц, предшествовавший смерти писателя его диагноз менялся несколько раз от хронического колита до простуды в итоговом заключении. Но возможно ли, что врачи во время лечения совершили какую-то ошибку? Или все же правы те, кто утверждает, что Гоголь "уморил себя сам"?..
Версия первая и официальная - простуда
Именно этот диагноз стоял в заключении о смерти, которое подписал кто-то из лечащих врачей Гоголя. Это могло бы быть правдой: за неделю до смерти писатель уже был крайне слаб и истощен, тем не менее каждый день ходил с Никитского бульвара, где жил у друга, в церковь Симеона Столпника на Поварской. А на улице был февраль. Вполне возможно, что от переохлаждения вкупе с общей слабостью у Гоголя развилась пневмония, однако это все же было не первым его заболеванием.
Версия вторая - глубокая депрессия
Еще за месяц до смерти Гоголь чувствовал себя прекрасно если говорить о физическом здоровье. Однако и без того склонный к меланхолии и затворничеству писатель в последнее время все больше думал о своей несостоятельности как литератор. Второй том (судя по сохранившимся фрагментам) и сейчас исследователи считают явно слабее первого. Возможно, Гоголь чувствовал это уже в момент написания.
В конце января умирает его близкая подруга. Причем, умирает, не успев даже разрешиться от бремени, то есть вместе с матерью умер и нерожденный ребенок. Это производит на Гоголя очень сильное впечатление. Он начинает задумываться о собственной смерти, о грехах, которые необходимо отмолить. А встреченный им в Москве священник лишь уверяет писателя в его грешности.
В итоге, мучимый этими мыслями и желанием отчиститься, Гоголь начинает молиться всю ночь, лишая себя сна, постится и не ест даже разрешенных продуктов, отказывается от насильственного кормления, назначенного врачами.
Так что вполне возможно, что в данном случае мы видим крайнюю степень депрессии - историк русской литературы Карлинский описывает это так:
"В сущности его смерть близка самоубийству: он перестал есть и вместо сна молился. Он уморил себя голодом и бессонницей"
Версия третья - религиозная экзальтация
Гоголь с детства был очень впечатлительным и внушаемым ребенком. Так, он на всю жизнь запомнил рассказанную его бабкой притчу о лестнице, ведущей в небо, по которой можно попасть в рай. Писатель был верующим человеком и болезненно переживал любые отхождения своих действий и поступков от картины действий и поступков идеального христианина. В конце жизни это особенно обострилось, что, опять же, было вызвано скоропостижной смертью его подруги и беседами со священником. В свои последние дни Гоголь практически не переставая молился; когда мог, еще ходил в церковь, потом посещал уже домашнюю молельную, а позже делал это просто в комнате. Перед смертью его якобы посещали видения, что можно объяснить его душевным истощением и религиозной экзальтацией.
Версия четвертая - непреднамеренное отравление
Есть также версия, что Гоголь был отравлен продуктами ртути. Однако, если это и было сделано, то непреднамеренно. Согласно этой версии, три врача, посещавшие писателя, не зная о назначениях других докторов, прописали ему каломель - весьма распространенное тогда ртутьсодержащее лекарство от кишечных инфекций. Получается, что Гоголь принял тройную дозу и без того крайне опасного вещества. Как и все соединения ртути, каломель токсична, в том числе нейротоксична, то есть может давать клиническую картину умопомешательства.
Мы рассмотрели четыре основные версии смерти Николая Васильевича Гоголя. Все из них могли иметь место, а возможно, всё произошло в совокупности: на фоне тяжелой депрессии развился религиозный фанатизм, из-за которого писатель не ел и молился, лишая себя сна. А пойманный на ослабленный организм вирус быстро привел к пневмонии, которую за неимением нормальных лекарств или просто по недосмотру лечили опасным соединением ртути. Какое из этих составляющих стало решающим - в этом, пожалуй, и заключается загадка смерти Гоголя.