Найти в Дзене
Бобро с Ослом

И снова в гости к вепсам: путешествие по старинным деревням вепсского края

Оглавление

Вепсы - одна из многочисленный малых народностей России, относится к финно-угорской группе народов и сейчас насчитывает по официальной статистике около 6 тысяч представителей. В древности вепсы довольно плотно селились на всём Северо-Западе и Южных областях Карелии. На сегодняшний день можно условно выделить 3 региона, где сохраняется вепсская культура:

  1. Свирские вепсы обитают в районе р. Свирь, которая соединяет Ладожское и Онежское озеро. Наиболее крупный населенный пункт - д. Винницы Лодейнопольского района.
  2. Карельские вепсы, столицей который считается п. Шелтозеро
  3. Вологодские вепсы

Несмотря на отсутствия у меня каких бы то ни было этнических связей с вепсами, меня всегда привлекала эта малая народность некоторой загадочностью, самобытностью культуры и традиций. Из существующих нынче финно-угорских народов, вепсы одни из самых малочисленных этносов, которых, ввиду ассимиляции и утраты культурной идентичности, с каждым годом остаётся всё меньше. Поэтому в этот раз, отправляясь в вепсский край, я решил сфокусироваться именно на его населении, быте и всём том, что в совокупности с чарующей природой этих мест предаёт этому культурно-этнографическому явлению такой несравнимый ни с чем колорит.

Вепсский лес - пока ещё нетронутый край чистой природы
Бобро с Ослом12 мая 2022

Земли условно называемых Свирских или Оятских вепсов закономерно расположены в районе рек Свирь и Оять. От последней, к примеру, берёт название находящийся в этих краях Введено-Оятский женский монастырь, который наряду с Покрово-Тервеническим монастырём представляет собой один из культурных центров Лодейнопольского района Ленинградской области. Так как обе этих обители довольно часто входят в экскурсионные маршруты, не стал исключением и этот раз: и, учитывая, что зимой этого же года я уже имел возможность полюбоваться их красотами и архитектурой, тем более я был рад возможности сравнить как выглядит всё это торжественное великолепие в летний период.

Покрово-Тервенический монастырь

Об этом монастыре я уже рассказывал ранее: тогда меня поразило насколько аккуратно и чисто он выглядит зимой. Выполненный в бело-голубой гамме, сияя на солнце в белизне январского снега, этот монастырь в Тервеничах произвёл очень запоминающееся впечатление.

Живописный монастырь в Вепсском лесу

Однако и летом тут царит атмосфера чистоты и спокойствия, а прогулка по территории всё также умиротворяет и навевает на размышления о жизни.

Основной комплекс хозяйственных зданий и храмов расположен на возвышенности, откуда открывается невероятный вид на часовню и о. Погостское, на берегу которого и расположены Тервеничи. У самого озера имеется оборудованная пристройка, где желающие могут освежиться в чудотворных водах в любое время года. Также рядом с часовней построен павильон, в который проведена чудотворная вода из чудотворного источника.

Введено-Оятский монастырь

Эта обитель на берегу р. Оять может похвастаться уже гораздо более богатой историей, которая насчитывает уже полтысячи лет.

Своему появлению на рубеже 14-15 веков этот монастырь обязан одному из самых известных и выдающихся вепсов - св. Александру Свирскому. Трактуя исторические события такой давности, исследователи обычно опираются на жития святых, легенды, летописи.

В селе Мандреры крестьяне Стефан и Васса отчаялись в попытках завести ребёнка. Когда наконец Божьим промыслом им это удалось, родился мальчик, которого назвали Амос в честь ветхозаветного пророка. Впоследствии, Амос отправляется послушником на Валаам, принимает монашеский постриг с именем Александр, потом спустя 7 лет монашества удаляется в отшельничество, чтобы в дальнейшем вернуться на родные берега р. Оять и основать Введено-Оятский монастырь.

В наше время, благодаря антропологической экспертизе мощей преподобного, учёным удалось с достаточной достоверностью выяснить наличие у святого вепсских корней.

Часовня в честь святых Стефана и Вассы (в монашестве Сергия и Варвары) пользуется популярности у пар, которые испытывают трудности с продолжением рода. На стенах изображены сцены из жизни святых, их мытарства и молитвы, обращённые к пророку Амосу.
Часовня в честь святых Стефана и Вассы (в монашестве Сергия и Варвары) пользуется популярности у пар, которые испытывают трудности с продолжением рода. На стенах изображены сцены из жизни святых, их мытарства и молитвы, обращённые к пророку Амосу.

Современный облик монастырь обрёл только в 19 веке, будучи перестроенным в камне. В центре внутреннего двора паломники могли набрать святой воды из колодца. Сейчас над ним сооружена изящная беседка.

В результате перестройки прежних деревянных зданий, монастырский комплекс предстал в лаконичном неорусском стиле: угадываются элементы классической архитектуры, характерной для начала 19 века и эклектические черты.

Деревянные церкви

Наряду с крупными духовными центрами, в Присвирье сохранилось довольно большое количество деревянных церквей, часовен и погостов, чья аутентичная архитектура представляет интерес для любителей северного зодчества. Православие начало распространяться в этих краях примерно в 11 веке, частично замещая традиционные языческие верования вепсов. Тем не менее, в период с 13 по 15 века, в этой местности было построено 254 монастыря.

Деревянная часовня в честь св. Николая Чудотворца в Гоморовичах, в которой угадываются детали традиционной северной архитектуры, специфичных для Присвирья: орнаменты, чешуйчатый купол, характерные приемы деревообработки.
Деревянная часовня в честь св. Николая Чудотворца в Гоморовичах, в которой угадываются детали традиционной северной архитектуры, специфичных для Присвирья: орнаменты, чешуйчатый купол, характерные приемы деревообработки.

Близость географическая и духовная к природе и лесу, свойственная малым народам, и в наши дни оставляет место тут и там встречающимся языческим верованиям, приметам, традициям. Несмотря на то, что вепсы, как и корелы, много веков почитают русских православных святых, часто в процессе знакомства с культурой этих народов встречаются парадоксальные переплетения религий.

Встречаются в этих краях и настоящие жемчужины: Церковь Георгия Победоносца в д. Родионово считается старейшей в регионе. Считается, что она была освящена келейником Александра Свирского.

Ещё один экземпляр деревянного зодчества - Винницкий погост. Первое упоминание о нём датируется 13 веком: здесь останавливались купцы «погостить» в дороге - отсюда происхождение слова. Сейчас же от постоялого двора остались лишь 2 церкви в плачевном состоянии: святителя Василия Великого 19 века и Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в конце 18 века.

Вепсская культура в наши дни

Нужно отдать должное, коренные жители и их потомки прикладывают много усилий для популяризации и развития родной культуры и традиций. К сожалению, сейчас правильнее вести речь о выживании вепсского края как этнографического субъекта. Число жителей деревень неуклонно снижается: молодёжь, как и везде в регионах, стремится в большие города; на родном вепсском языке мало кто говорит; самобытная, некогда обширная культура сейчас держится на группе энтузиастов, которые прикладывают силы для сохранения национальной идентичности.

Вместе с тем, при желании всё ещё можно набрести на некоторые любопытные ресурсы, которые помогут прикоснуться к вепсскому краю:

И конечно, не могу не порекомендовать посетить эти чарующие края, чтобы лично испытать на себе весь самобытный колорит и насладиться завораживающей природой.

Жителям Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска не составит труда подобрать экскурсионный маршрут, соответствующий предпочтениям: будь то этнографический экскурс, природная фотовылазка, или коттеджный отдых - это направление уже давно не «дикое» и предлагает достаточно возможностей для культурного погружения или отдыха. От себя готов рекомендовать Бюро авторских путешествий за сбалансированную программу и эрудированных гидов, но какой бы вариант из великого множества вы ни выбрали, уверен, вепсский край способен вам дать то, за чем вы приехали.