Найти тему
Московский Компас

КТО-ТО МЕНЯ ЕЩЁ В СЕНТЯБРЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАРАНЕЕ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ПОЗДРАВИЛ

Тут и поздравление, и цифра 23 - день моего рождения, и самое главное - оформление. Сейчас поясню.

Красная окантовочка, всё выдержано в едином художественном замысле, на высоком идейно-моральном уровне, согласуясь с цветами асфальта и забора. А главное, чёрная цифра 2 на белом фоне и белая цифра 3 на чёрном...

Я, если честно, даже не сразу с утра сообразил, что именно мне вся эта музыка так сильно напоминает...

Потом дошло. Вспомнил. В подобном стиле была выполнена обложка моего самого лучшего в жизни альбома, зенита моей карьеры, вершины меня как композитора, автора текстов и исполнителя - альбома "Он&Она", записанного в 1999 году.

-2

Нарисована обложка альбома была от руки вечером 1 апреля 1999 года на оригинальной демо-кассете на кухне у меня дома в Строгино. Оригинал не сохранился. Выше скан, сделанный лет через 10 через МФЦ Панасоник тогда ещё на максималках и немного подретушированный позже, но с сохранением оригинального кривого почерка. Такую букву "а" больше ни в одном шрифте не встретить, такое начертание я сам придумал ещё в 1991 году, это мой фирменный знак...

И в этой всей связи я решил с вами поделиться историей создания этого удивительного, уникального лично для меня альбома.

Начал он рождаться в начале 1998 года, когда стало ясно, что с любовью всей моей жизни - Ириной Солдатовой - мы расстались навсегда уже совершенно точно. (Как показало время, по положению на 2022 год так оно и вышло). Для меня мир просто рухнул. Но это было плохо лишь для Ильи Ковалёва, а для музыканта и автора песен Касыма наступил самый расцвет творчества, ибо только нестерпимая боль может подтолкнуть к созданию шедевра.

Песни писались в течение полугода сами собой, ничего специально не придумывал, всё просто естественно пёрло, ибо тоска множилась. Да, была свадьба Коша в марте 1998, была Маша, потом случился институт, там ещё несколько дам, но боль утраты и любовь к Ире никто не отменял, я тосковал и штамповал один за одним свои финальные шедевры, до уровня которых потом так и не дотянусь, хотя и будет ещё весьма сильная работа - альбом "Тридцатый" в 2000 году.

И в какой-то момент начала вырисовываться очень интересная тема. Я всегда перед тем, как записать альбом, очень много времени тратил на то, чтоб самому понять, как правильно расставить песни, найти верный их порядок, чтобы потенциальный слушатель был заинтересован сразу и не потерял этот интерес к концу, чтобы вести его необходимым мне путём и удерживать внимание.

На всех альбомах до этого я применял одну и ту же схему. Первым номером шёл полу-хит, ударная, убойная, иногда даже самая быстрая композиция, чтоб народ сразу включался петь и плясать. Второй номер вдогоночку, обычно, чуть-чуть медленнее, но чтоб поумнее, побольше подумать. Третья снова быстрая. Потом всё остальное подумать, а предпоследней я всегда ставил самую сильную, самую крутую, самую умную, самую любимую всеми песню, чтоб аж хором пели и прям до слёз, а последний номер добить чем-то воодушевляющим с троеточием в конце, чтобы слушатель понимал недосказанность и ожидал продолжение на следующем альбоме... Рабочая 200% схема. Но тут она дала сбой.

С "Он&Она" у меня ничего не выстраивалось. Более того, даже названия "он и она" не было ещё придумано. По проверенной схеме не работало вообще. Я написал 10 шедевральных песен (в предыдущих альбомах обычно прям бомбических хитяр было по 3-4 от силы, остальные песенки так, проходные, а тут 10 топов), и я не понимал, как их правильно расставить.

И вдруг меня осенило. Рок-опера. Рассказ. Непрерывное развитие истории. Песни следующие одна за одной в строго определённом порядке. И вот тут всё сразу же сложилось. Рассказ о любви двух людей. От знакомства до расставания. И вдруг оно зацвело и заиграло всеми красками мира, после чего мгновенно само собой появилось название "Он&Она". Концепция сошлась, пасьянс почти случился...

Номер 1. "Шестой день весны" - это знакомство. Номер 2. "Небесный связной" - ожидание второй встречи. Номер 3. "Окно" - грусть когда не вместе. Номер 4. "Любимица богов" - измена. Номер 5. "Что-то случилось" - прощение измены. Номер 6. "На восьмом этаже" - понимание неотвратимости расставания. Номер 7. "Он называл её Солнцем" - уход одного из двоих. Номер 8. "Солдат неудачи" - окончание отношений. Номер 9. "Золотое тепло" - воспоминания о прошлом. Номер 10. "Настя" - самоубийство...

Но не хватало у меня номера 11 для завершения концепции, чтобы вся рок-опера сошлась, ведь я решил сделать финальным аккордом не самоубийство, а воскрешение после него. Я не мог убить своего главного героя на глазах у всех, ведь у меня уже писался вовсю следующий альбом "Тридцатый", где мой герой был уже совсем другим, полностью переродившимся в совсем другое своё состояние. На альбоме "Он&Она" не хватало лишь одной песни воскрешения, восстания из пепла, реинкарнации, вознесения в конце концов...

Я поднял все свои архивы, все старые не вошедшие никуда песни, недописанные тексты - ничего похожего на номер 11, полный вакуум. Я обратился к новому материалу, который готовил для альбома "Тридцатый", но там было совсем уже про другое, по тематике подходило вроде бы, где-то рядом, но вот по настроению, смыслу и подаче вообще нет. И тогда я вспомнил, какие песни мы недавно записывали с Кошем. Его песни.

В то время у нас уже дожила свои дни до полных похорон наша группа "СтопКадр", отчаянно приказав долго жить, ведь Кош женился, а это всегда означает конец музыканта, но материала отрепетированного, но не записанного, ещё оставалось море, и вот там в акустическом варианте я и припомнил Серёгину песню "Теперь".

И идеальный номер 11 для моего альбома сразу нашёлся. Там по тексту было попадание просто 146%, правда, по музыке очень скудно. Это была полностью Коша песня, он её тогда только-только написал, ничего не знал о моей концепции с альбомом "Он&Она", поскольку я все свои задумки держал в секрете в надежде на ошеломительный музыкальный прорыв, но когда я попросил дать мне песню для альбома, объяснив, зачем и почему мне это надо, он сразу ответил "забирай".

Дело в том, что у нас с Кошем были давние братские музыкальные взаимоотношения, песен 6-7 я ему написал как композитор под его тексты, так что тут проблем быть не могло. Наши общие песни уже были и у меня на альбомах, и у него. В общем, только благодаря Кошу, концепция моя завершилась благополучно... Рок-опера была окончена.

Номер 11. "Теперь" - воскрешение для альбома "Он&Она"...

Всё было готово к записи черновой демки.

Это было лишь начало...

Дело в том, что прежде чем записывать что-то студийно и придумывать какие-то аранжировки, я просто садился на кухне и через простой магнитофон, через дырку "встроенного микрофона" записывал без дублей чистовую оригинальную демо-запись, кассету, плёночную, трень-брень, я и акустическая гитара. Потом с мастер-демки делалась копия, которая потом копировалась всем желающим и уходила в массы, а первая мастер-демка всегда лежала у меня дома как эталон, чтоб можно было свериться с нотами, вокалом, потому что я очень трудно всегда запоминал собственные песни будь то текст или мелодия. Иной раз даже играя где-нибудь на квартирнике новые песни, приходилось мелодию на ходу сочинять, ведь оригинальную я просто ещё не успел запомнить...

С этим альбомом сразу начались странности... Я почему-то решил мастер-демку записать впервые не дома. Я не помню точно, но подозреваю, что дело было в моём магнитофоне, который начал жутко хрустеть шестерёнками, пассиком, всё стёрлось до корней ибо пластмасса, а в ответ на мои стенания насчёт этого Лёха Рассыпной предложил очень недурственную свою технику и свою же кухню для записи. Идея меня вдохновила.

Но как истинный перфекционист, я пошёл ещё дальше. Я всегда знал, что после грандиознейших попоек у меня наутро прорезались в голосе лютые басы и хрип. А именно это я видел как часть концепции альбома "Он&Она". У меня там изначально было очень много низких нот прописано, пусть и пел я всё вверху, но задумал несколько ходов с провалом на две октавы вниз, а свежекупленный на пластикооконные деньги электроакустический Фендер громкий, струны новые, надо было выжимать из голоса максимум, чтоб этот чудо-фендер переорать..

Поэтому я накануне напросился к своему одногруппнику по институту в гости с гитарой, дал там квартирный концерт для наших, мы все напились до синих помидоров, а утром я проснулся с диким бодуном и охрипшим низким голосом, что, собственно, и требовалось получить для записи.

Ташкентский переулок. Та самая длинная белая панелька вдоль метро "Юго-Восточная"... С утра все уехали учиться на Полянку, а я с гитарой пошёл в соседний дом к Лёхе. Ключи я получил от него накануне, они с Машкой уже укатили на работу, поэтому квартира была пуста. На кухонном столе стоял и ждал меня магнитофон SONY, в кармане у меня была идеально новая чистая кассета хромовая TDK 90 минут... Я полчаса распелся и за час где-то всё записал...

Это было первого апреля 1999 года...

Потом была чистовая цифровая запись всех этих же песен в тон-студии института, кому-то это даже за курсовую засчитали, не помню кому точно. Помню лишь, как Машка и Светка - две подруги "абсолютницы" (люди с абсолютным слухом, щёлкаешь пальцами, а они ноту говорят) из училища Ипполитова-Иванова - через стекло на слух мне гитару настраивали, показывая пальцами, когда я крутил колки, выше или ниже...

А потом был тот чумовой концерт у Машки дома на Мусы Джалиля, тоже тогда все собрались, а она играла весь альбом "Он&Она" с листа на чёрном концертном рояле, я ей лишь аккорды нарисовал на листочке... Консерваторское образование... На самом деле, они могут сыграть любую песню, даже которую не знают... Уникальные люди эти абсолютники...

А вы поняли вообще в чём прикол предыдущего абзаца? Концертный рояль в комнате стандартной панельки П-44!!! Вы размеры концертного рояля хоть примерно представляете? Мне Машка потом рассказала, его краном подавали на 16й этаж, вынув перед этим оконную раму... Он занимал всё место в её комнате от двери до окна, но это было очень круто. Мы сидели вокруг него, на нём, под ним и пели. Фантастика. Особенно когда Машка дала жару на песне "Он называл её солнцем" в фа-диез-миноре зная, что эта песня посвящена ей...

Сдам всю интригу...

Все говорят "Касым, такая реклама, где послушать?"

Увы, нигде. У меня нет ни одной студийной записи ни себя, ни всех проектов, в которых я участвовал...

Когда ближе к 30 годам у меня вдруг пошла переоценка предыдущих ценностей, я удалился из инета, сменил все номера телефонов и мейлы, удалился из всех соцсетей и... стёр все записи...

Всё, что было только в цифре, погибло мгновенно. А потом я заглянул в тумбочку, где всё ещё валялись давно забытые стопки кассет. Там были почти все черновики всех альбомов... Я себя образумил, выкидывать не стал и однажды, спустя годы, сел и всё оцифровал как смог... А потом уже выбросил...

Дорогой читатель, в качестве компенсации моральной травмы, могу подкинуть несколько картинок обложек всех моих альбомов.

Все они вместе схематично выглядят вот так:

-3

Это я году в 2000-ном на двойном тетрадном листке набросал, даже не помню с какой целью. Кто-то попросил что ли... Или на память... Не помню.

А вот дальше будут картинки того, что случайно сохранилось... Это обложки официальных альбомов.

Старый Город. 1993.

-4

Второй альбом "Неприкосновенный Запас" официально не издавался, был утрачен, потом найден в начале двухтысячных, но так и не имел никогда официальной обложки, ибо всегда считался сборником песен тупо не вошедших в альбомы "Старый Город" и "Там, Где Нас Нет". Поэтому его обложкой просто считается лого нашей группы "НЗ". Хотя я и придумал название изначально как расшифровку неприкосновенного запаса, но мы сразу же переименовались в "Неофициальные Заключённые". Зачем? "НЗ" без расшифровки куда сильнее было...

Старый Город. 1994. Электрическое переиздание, записанное с Тёмой.

-5

Там, Где Нас Нет. 1994.

-6

По ходу первым ЭМО был я в 1994 году...

Там, Где Нас Нет. 1995. Переиздание.

-7

Автопортрет. 1995.

 Мой портрет нарисован Александром Глущенко.
Мой портрет нарисован Александром Глущенко.

Июльская Осень. 1995.

-9

Ностальгия Зэ... 1996.

-10

Потом был ещё вариант обложки, но это просто было нарисовано из того самого окна...

-11

Все городские виды всех ранних альбомов - это примерно плюс/минус одна и та же точка - Беговая аллея, дом 3. Чтоб закрыть навсегда эту тему той лестничной клетки, я в 2000 году последний раз по памяти стилизованно под нуар нарисовал тот самый вид из моей повести "Две Буквы" и завязал с этим насовсем...

-12

Станция "Ночь". 1996.

-13

Обложку рисовал Кош по моей идее. В верхнем левом углу опять то же самое окно... Это такая пасхалка от Касыма идёт через все обложки. А схему метро тех лет все узнали?

Для альбома "Дом Открытых Дверей", 1997, обложки не было нарисовано. Я хотел просто сделать фото, как в чистом поле стоит входная квартирная дверь... Типа вот этого...

-14

Дом открытых дверей я видел себе так, об этом и была заглавная песня...

Точка. 1998.

-15

Мне больше всего нравится вот как решена суть альбома "Точка".

А потом был величайший "Он&Она"...

-16

На этом с картинками всё, дальше я уже ничего не рисовал больше. Для издания альбома "Тридцатый" обложкой была просто фотография билета на поезд Москва - Питер, ибо именно поезд 030 дал название и всему альбому, и его заглавной песне в частности. Хотя, я считаю, что есть песни и покруче на этом альбоме. В частности "М", "Небеса", а бонус-трек "Белый Танец" в исполнении Татьяны - это просто лучшее, что я слышал в своей жизни. Я бы даже опубликовал эту запись моей песни, но не могу, поскольку Татьяне "Грэмми" дадут, а про меня даже не вспомнят...

Печальна судьба всех следующих альбомов... По одной-две песни из них записаны, где-то в архивах валяются, но не более того... "Не Смешно!" (сборник юмористических песен 1995-2015), "Ножницы Хроноса" 2002, "Место Воли" 2005, "Тавро" 2010 и безымянный альбом с песнями после 2010 года так и останутся не записанными никогда. Всё незаписанное в виде мелодий есть только у меня в голове, а в виде текстов и аккордов, конечно же, на всякий случай записаны в комп, только песен из этого всё равно не слепить...

Какие красивые названия, какие волшебные аллегории...

Ножницы Хроноса... Это стрелки любых часов... Место воли... Своей собственной воли, не разрешённой, а личной... Пусть и под Ножницами Хроноса... Тавро... Тут без комментариев даже... Просто клеймо на часах... На Ножницах Хроноса...

Нет, где-то в глубинах моего облака и старого компа что-то, наверное, найдётся из всего этого, на диктофон мобилы записанное даже может быть, но я к этому, скорее всего, больше уже никогда не вернусь...

Знаете, я бы даже мог опубликовать все до единой песни, что были оцифрованы с кассет давным давно... Только я не вижу в этом смысла.

Понимаете, когда под гитару в середине 90-х мальчик двадцати лет поёт о своих проблемах для своих ровесников, это очень круто. А если дядька в 44 года в 2022 году включит для своих ровесников то, что пел мальчик в 20 лет - это будет лютое дерьмище.

Так что даже не уговаривайте. В качестве компенсации могу дать только вот эту ссылочку на недавнюю статейку здесь же в Дзене ВОТ И ВСЕ

Но тем не менее смешно, каким забавным образом закольцевалась эта многолетняя история. Никто не заметил? Прошло 23 года с момента записи альбома "Он&Она", и вот на асфальте появляется цифра 23, моя любимая цифра, ибо это день моего рождения. Люблю символизм в цифрах, поскольку лично я никогда не считал совпадения совпадениями, а всегда строгой закономерностью, о сути которой мы просто пока ещё не догадываемся...

За сим вечно ваш

(с) Касым, 2022