Тут и поздравление, и цифра 23 - день моего рождения, и самое главное - оформление. Сейчас поясню.
Красная окантовочка, всё выдержано в едином художественном замысле, на высоком идейно-моральном уровне, согласуясь с цветами асфальта и забора. А главное, чёрная цифра 2 на белом фоне и белая цифра 3 на чёрном...
Я, если честно, даже не сразу с утра сообразил, что именно мне вся эта музыка так сильно напоминает...
Потом дошло. Вспомнил. В подобном стиле была выполнена обложка моего самого лучшего в жизни альбома, зенита моей карьеры, вершины меня как композитора, автора текстов и исполнителя - альбома "Он&Она", записанного в 1999 году.
Нарисована обложка альбома была от руки вечером 1 апреля 1999 года на оригинальной демо-кассете на кухне у меня дома в Строгино. Оригинал не сохранился. Выше скан, сделанный лет через 10 через МФЦ Панасоник тогда ещё на максималках и немного подретушированный позже, но с сохранением оригинального кривого почерка. Такую букву "а" больше ни в одном шрифте не встретить, такое начертание я сам придумал ещё в 1991 году, это мой фирменный знак...
И в этой всей связи я решил с вами поделиться историей создания этого удивительного, уникального лично для меня альбома.
Начал он рождаться в начале 1998 года, когда стало ясно, что с любовью всей моей жизни - Ириной Солдатовой - мы расстались навсегда уже совершенно точно. (Как показало время, по положению на 2022 год так оно и вышло). Для меня мир просто рухнул. Но это было плохо лишь для Ильи Ковалёва, а для музыканта и автора песен Касыма наступил самый расцвет творчества, ибо только нестерпимая боль может подтолкнуть к созданию шедевра.
Песни писались в течение полугода сами собой, ничего специально не придумывал, всё просто естественно пёрло, ибо тоска множилась. Да, была свадьба Коша в марте 1998, была Маша, потом случился институт, там ещё несколько дам, но боль утраты и любовь к Ире никто не отменял, я тосковал и штамповал один за одним свои финальные шедевры, до уровня которых потом так и не дотянусь, хотя и будет ещё весьма сильная работа - альбом "Тридцатый" в 2000 году.
И в какой-то момент начала вырисовываться очень интересная тема. Я всегда перед тем, как записать альбом, очень много времени тратил на то, чтоб самому понять, как правильно расставить песни, найти верный их порядок, чтобы потенциальный слушатель был заинтересован сразу и не потерял этот интерес к концу, чтобы вести его необходимым мне путём и удерживать внимание.
На всех альбомах до этого я применял одну и ту же схему. Первым номером шёл полу-хит, ударная, убойная, иногда даже самая быстрая композиция, чтоб народ сразу включался петь и плясать. Второй номер вдогоночку, обычно, чуть-чуть медленнее, но чтоб поумнее, побольше подумать. Третья снова быстрая. Потом всё остальное подумать, а предпоследней я всегда ставил самую сильную, самую крутую, самую умную, самую любимую всеми песню, чтоб аж хором пели и прям до слёз, а последний номер добить чем-то воодушевляющим с троеточием в конце, чтобы слушатель понимал недосказанность и ожидал продолжение на следующем альбоме... Рабочая 200% схема. Но тут она дала сбой.
С "Он&Она" у меня ничего не выстраивалось. Более того, даже названия "он и она" не было ещё придумано. По проверенной схеме не работало вообще. Я написал 10 шедевральных песен (в предыдущих альбомах обычно прям бомбических хитяр было по 3-4 от силы, остальные песенки так, проходные, а тут 10 топов), и я не понимал, как их правильно расставить.
И вдруг меня осенило. Рок-опера. Рассказ. Непрерывное развитие истории. Песни следующие одна за одной в строго определённом порядке. И вот тут всё сразу же сложилось. Рассказ о любви двух людей. От знакомства до расставания. И вдруг оно зацвело и заиграло всеми красками мира, после чего мгновенно само собой появилось название "Он&Она". Концепция сошлась, пасьянс почти случился...
Номер 1. "Шестой день весны" - это знакомство. Номер 2. "Небесный связной" - ожидание второй встречи. Номер 3. "Окно" - грусть когда не вместе. Номер 4. "Любимица богов" - измена. Номер 5. "Что-то случилось" - прощение измены. Номер 6. "На восьмом этаже" - понимание неотвратимости расставания. Номер 7. "Он называл её Солнцем" - уход одного из двоих. Номер 8. "Солдат неудачи" - окончание отношений. Номер 9. "Золотое тепло" - воспоминания о прошлом. Номер 10. "Настя" - самоубийство...
Но не хватало у меня номера 11 для завершения концепции, чтобы вся рок-опера сошлась, ведь я решил сделать финальным аккордом не самоубийство, а воскрешение после него. Я не мог убить своего главного героя на глазах у всех, ведь у меня уже писался вовсю следующий альбом "Тридцатый", где мой герой был уже совсем другим, полностью переродившимся в совсем другое своё состояние. На альбоме "Он&Она" не хватало лишь одной песни воскрешения, восстания из пепла, реинкарнации, вознесения в конце концов...
Я поднял все свои архивы, все старые не вошедшие никуда песни, недописанные тексты - ничего похожего на номер 11, полный вакуум. Я обратился к новому материалу, который готовил для альбома "Тридцатый", но там было совсем уже про другое, по тематике подходило вроде бы, где-то рядом, но вот по настроению, смыслу и подаче вообще нет. И тогда я вспомнил, какие песни мы недавно записывали с Кошем. Его песни.
В то время у нас уже дожила свои дни до полных похорон наша группа "СтопКадр", отчаянно приказав долго жить, ведь Кош женился, а это всегда означает конец музыканта, но материала отрепетированного, но не записанного, ещё оставалось море, и вот там в акустическом варианте я и припомнил Серёгину песню "Теперь".
И идеальный номер 11 для моего альбома сразу нашёлся. Там по тексту было попадание просто 146%, правда, по музыке очень скудно. Это была полностью Коша песня, он её тогда только-только написал, ничего не знал о моей концепции с альбомом "Он&Она", поскольку я все свои задумки держал в секрете в надежде на ошеломительный музыкальный прорыв, но когда я попросил дать мне песню для альбома, объяснив, зачем и почему мне это надо, он сразу ответил "забирай".
Дело в том, что у нас с Кошем были давние братские музыкальные взаимоотношения, песен 6-7 я ему написал как композитор под его тексты, так что тут проблем быть не могло. Наши общие песни уже были и у меня на альбомах, и у него. В общем, только благодаря Кошу, концепция моя завершилась благополучно... Рок-опера была окончена.
Номер 11. "Теперь" - воскрешение для альбома "Он&Она"...
Всё было готово к записи черновой демки.
Это было лишь начало...
Дело в том, что прежде чем записывать что-то студийно и придумывать какие-то аранжировки, я просто садился на кухне и через простой магнитофон, через дырку "встроенного микрофона" записывал без дублей чистовую оригинальную демо-запись, кассету, плёночную, трень-брень, я и акустическая гитара. Потом с мастер-демки делалась копия, которая потом копировалась всем желающим и уходила в массы, а первая мастер-демка всегда лежала у меня дома как эталон, чтоб можно было свериться с нотами, вокалом, потому что я очень трудно всегда запоминал собственные песни будь то текст или мелодия. Иной раз даже играя где-нибудь на квартирнике новые песни, приходилось мелодию на ходу сочинять, ведь оригинальную я просто ещё не успел запомнить...
С этим альбомом сразу начались странности... Я почему-то решил мастер-демку записать впервые не дома. Я не помню точно, но подозреваю, что дело было в моём магнитофоне, который начал жутко хрустеть шестерёнками, пассиком, всё стёрлось до корней ибо пластмасса, а в ответ на мои стенания насчёт этого Лёха Рассыпной предложил очень недурственную свою технику и свою же кухню для записи. Идея меня вдохновила.
Но как истинный перфекционист, я пошёл ещё дальше. Я всегда знал, что после грандиознейших попоек у меня наутро прорезались в голосе лютые басы и хрип. А именно это я видел как часть концепции альбома "Он&Она". У меня там изначально было очень много низких нот прописано, пусть и пел я всё вверху, но задумал несколько ходов с провалом на две октавы вниз, а свежекупленный на пластикооконные деньги электроакустический Фендер громкий, струны новые, надо было выжимать из голоса максимум, чтоб этот чудо-фендер переорать..
Поэтому я накануне напросился к своему одногруппнику по институту в гости с гитарой, дал там квартирный концерт для наших, мы все напились до синих помидоров, а утром я проснулся с диким бодуном и охрипшим низким голосом, что, собственно, и требовалось получить для записи.
Ташкентский переулок. Та самая длинная белая панелька вдоль метро "Юго-Восточная"... С утра все уехали учиться на Полянку, а я с гитарой пошёл в соседний дом к Лёхе. Ключи я получил от него накануне, они с Машкой уже укатили на работу, поэтому квартира была пуста. На кухонном столе стоял и ждал меня магнитофон SONY, в кармане у меня была идеально новая чистая кассета хромовая TDK 90 минут... Я полчаса распелся и за час где-то всё записал...
Это было первого апреля 1999 года...
Потом была чистовая цифровая запись всех этих же песен в тон-студии института, кому-то это даже за курсовую засчитали, не помню кому точно. Помню лишь, как Машка и Светка - две подруги "абсолютницы" (люди с абсолютным слухом, щёлкаешь пальцами, а они ноту говорят) из училища Ипполитова-Иванова - через стекло на слух мне гитару настраивали, показывая пальцами, когда я крутил колки, выше или ниже...
А потом был тот чумовой концерт у Машки дома на Мусы Джалиля, тоже тогда все собрались, а она играла весь альбом "Он&Она" с листа на чёрном концертном рояле, я ей лишь аккорды нарисовал на листочке... Консерваторское образование... На самом деле, они могут сыграть любую песню, даже которую не знают... Уникальные люди эти абсолютники...
А вы поняли вообще в чём прикол предыдущего абзаца? Концертный рояль в комнате стандартной панельки П-44!!! Вы размеры концертного рояля хоть примерно представляете? Мне Машка потом рассказала, его краном подавали на 16й этаж, вынув перед этим оконную раму... Он занимал всё место в её комнате от двери до окна, но это было очень круто. Мы сидели вокруг него, на нём, под ним и пели. Фантастика. Особенно когда Машка дала жару на песне "Он называл её солнцем" в фа-диез-миноре зная, что эта песня посвящена ей...
Сдам всю интригу...
Все говорят "Касым, такая реклама, где послушать?"
Увы, нигде. У меня нет ни одной студийной записи ни себя, ни всех проектов, в которых я участвовал...
Когда ближе к 30 годам у меня вдруг пошла переоценка предыдущих ценностей, я удалился из инета, сменил все номера телефонов и мейлы, удалился из всех соцсетей и... стёр все записи...
Всё, что было только в цифре, погибло мгновенно. А потом я заглянул в тумбочку, где всё ещё валялись давно забытые стопки кассет. Там были почти все черновики всех альбомов... Я себя образумил, выкидывать не стал и однажды, спустя годы, сел и всё оцифровал как смог... А потом уже выбросил...
Дорогой читатель, в качестве компенсации моральной травмы, могу подкинуть несколько картинок обложек всех моих альбомов.
Все они вместе схематично выглядят вот так:
Это я году в 2000-ном на двойном тетрадном листке набросал, даже не помню с какой целью. Кто-то попросил что ли... Или на память... Не помню.
А вот дальше будут картинки того, что случайно сохранилось... Это обложки официальных альбомов.
Старый Город. 1993.
Второй альбом "Неприкосновенный Запас" официально не издавался, был утрачен, потом найден в начале двухтысячных, но так и не имел никогда официальной обложки, ибо всегда считался сборником песен тупо не вошедших в альбомы "Старый Город" и "Там, Где Нас Нет". Поэтому его обложкой просто считается лого нашей группы "НЗ". Хотя я и придумал название изначально как расшифровку неприкосновенного запаса, но мы сразу же переименовались в "Неофициальные Заключённые". Зачем? "НЗ" без расшифровки куда сильнее было...
Старый Город. 1994. Электрическое переиздание, записанное с Тёмой.
Там, Где Нас Нет. 1994.
По ходу первым ЭМО был я в 1994 году...
Там, Где Нас Нет. 1995. Переиздание.
Автопортрет. 1995.
Июльская Осень. 1995.
Ностальгия Зэ... 1996.
Потом был ещё вариант обложки, но это просто было нарисовано из того самого окна...
Все городские виды всех ранних альбомов - это примерно плюс/минус одна и та же точка - Беговая аллея, дом 3. Чтоб закрыть навсегда эту тему той лестничной клетки, я в 2000 году последний раз по памяти стилизованно под нуар нарисовал тот самый вид из моей повести "Две Буквы" и завязал с этим насовсем...
Станция "Ночь". 1996.
Обложку рисовал Кош по моей идее. В верхнем левом углу опять то же самое окно... Это такая пасхалка от Касыма идёт через все обложки. А схему метро тех лет все узнали?
Для альбома "Дом Открытых Дверей", 1997, обложки не было нарисовано. Я хотел просто сделать фото, как в чистом поле стоит входная квартирная дверь... Типа вот этого...
Дом открытых дверей я видел себе так, об этом и была заглавная песня...
Точка. 1998.
Мне больше всего нравится вот как решена суть альбома "Точка".
А потом был величайший "Он&Она"...
На этом с картинками всё, дальше я уже ничего не рисовал больше. Для издания альбома "Тридцатый" обложкой была просто фотография билета на поезд Москва - Питер, ибо именно поезд 030 дал название и всему альбому, и его заглавной песне в частности. Хотя, я считаю, что есть песни и покруче на этом альбоме. В частности "М", "Небеса", а бонус-трек "Белый Танец" в исполнении Татьяны - это просто лучшее, что я слышал в своей жизни. Я бы даже опубликовал эту запись моей песни, но не могу, поскольку Татьяне "Грэмми" дадут, а про меня даже не вспомнят...
Печальна судьба всех следующих альбомов... По одной-две песни из них записаны, где-то в архивах валяются, но не более того... "Не Смешно!" (сборник юмористических песен 1995-2015), "Ножницы Хроноса" 2002, "Место Воли" 2005, "Тавро" 2010 и безымянный альбом с песнями после 2010 года так и останутся не записанными никогда. Всё незаписанное в виде мелодий есть только у меня в голове, а в виде текстов и аккордов, конечно же, на всякий случай записаны в комп, только песен из этого всё равно не слепить...
Какие красивые названия, какие волшебные аллегории...
Ножницы Хроноса... Это стрелки любых часов... Место воли... Своей собственной воли, не разрешённой, а личной... Пусть и под Ножницами Хроноса... Тавро... Тут без комментариев даже... Просто клеймо на часах... На Ножницах Хроноса...
Нет, где-то в глубинах моего облака и старого компа что-то, наверное, найдётся из всего этого, на диктофон мобилы записанное даже может быть, но я к этому, скорее всего, больше уже никогда не вернусь...
Знаете, я бы даже мог опубликовать все до единой песни, что были оцифрованы с кассет давным давно... Только я не вижу в этом смысла.
Понимаете, когда под гитару в середине 90-х мальчик двадцати лет поёт о своих проблемах для своих ровесников, это очень круто. А если дядька в 44 года в 2022 году включит для своих ровесников то, что пел мальчик в 20 лет - это будет лютое дерьмище.
Так что даже не уговаривайте. В качестве компенсации могу дать только вот эту ссылочку на недавнюю статейку здесь же в Дзене ВОТ И ВСЕ
Но тем не менее смешно, каким забавным образом закольцевалась эта многолетняя история. Никто не заметил? Прошло 23 года с момента записи альбома "Он&Она", и вот на асфальте появляется цифра 23, моя любимая цифра, ибо это день моего рождения. Люблю символизм в цифрах, поскольку лично я никогда не считал совпадения совпадениями, а всегда строгой закономерностью, о сути которой мы просто пока ещё не догадываемся...
За сим вечно ваш
(с) Касым, 2022