Найти в Дзене

Морг - лучшее шоу Парижа

Морг - это зрелище, доступное каждому, к которому приходят прохожие, богатые и бедные. Дверь открыта, и все могут свободно войти. Есть поклонники этой сцены, которые сходят с дороги, чтобы не пропустить ни одного из этих представлений смерти. Если на плитах ничего нет, посетители покидают здание разочарованными, чувствуя, что их обманули, и бормоча себе под нос; но когда они достаточно заняты, люди толпятся перед ними и предаются дешевым эмоциям; они выражают ужас, шутят, аплодируют или свистят, как в театре, и уходят довольные, объявляя, что в этот день Морг имел успех. (выдержка из романа 1867 года "Тереза Ракуэн" французского писателя Эмиля Золя) В 1864 году в Париже открылся дико популярный "театр" нового типа. Он был бесплатным и открытым семь дней в неделю. Уличные торговцы продавали фрукты и орехи длинной очереди любопытных путешественников и прохожих, которые ждали на улице, чтобы посмотреть представление. Как только посетители заходили в затемненный и тихий выставочный зал, сл
Оглавление
Морг - это зрелище, доступное каждому, к которому приходят прохожие, богатые и бедные. Дверь открыта, и все могут свободно войти. Есть поклонники этой сцены, которые сходят с дороги, чтобы не пропустить ни одного из этих представлений смерти. Если на плитах ничего нет, посетители покидают здание разочарованными, чувствуя, что их обманули, и бормоча себе под нос; но когда они достаточно заняты, люди толпятся перед ними и предаются дешевым эмоциям; они выражают ужас, шутят, аплодируют или свистят, как в театре, и уходят довольные, объявляя, что в этот день Морг имел успех. (выдержка из романа 1867 года "Тереза Ракуэн" французского писателя Эмиля Золя)
На этом рисунке показано, как в середине XIX века в парижском морге зеваки разглядывали неопознанные трупы. До появления холодильников на трупы медленно капала холодная вода, чтобы сдержать разложение. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ФРАНЦИИ.
На этом рисунке показано, как в середине XIX века в парижском морге зеваки разглядывали неопознанные трупы. До появления холодильников на трупы медленно капала холодная вода, чтобы сдержать разложение. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ФРАНЦИИ.

В 1864 году в Париже открылся дико популярный "театр" нового типа. Он был бесплатным и открытым семь дней в неделю. Уличные торговцы продавали фрукты и орехи длинной очереди любопытных путешественников и прохожих, которые ждали на улице, чтобы посмотреть представление. Как только посетители заходили в затемненный и тихий выставочный зал, служащие отдергивали шторы, чтобы показать удивительную сцену: трупы.

Это был просто еще один день в парижском морге.

Как бы мрачно и жутко это ни звучало, морг был одной из самых популярных достопримечательностей Парижа в конце XIX века. Тысячи человек в день проходили через зал экспозиции морга, чтобы поглазеть на полуобнаженные, разлагающиеся трупы - многие из них были только что выловлены из близлежащей реки Сены - разложенные на мраморных плитах за стеклянными витринами. В британских туристических книгах он даже значился как Le Musée de la Mort.

Официальное назначение выставочного зала парижского морга заключалось в привлечении общественности к мрачной задаче идентификации невостребованных и безымянных мертвецов города. Но, конечно, это было и шоу!

Парижский морг, наряду с городскими музеями восковых фигур и статьями из газет с сенсационными заголовками, создал своего рода "реалити-шоу" или "шоу о настоящем преступлении" эпохи Серебрянного века, и зрители не могли насытиться этим.

Париж, первый современный город и "культура созерцания"

В 1850-х годах император Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта) начал амбициозный строительный проект, который превратил Париж из средневекового города с узкими, лабиринтообразными улицами в современный мегаполис с широкими бульварами, просторными парками и такими чудесами инженерной мысли, как подземная канализация.

Парижане XIX века, жившие в этом открытом, удобном для прогулок городе, придумали новое слово: flânerie - приятное городское времяпрепровождение в виде бесцельных прогулок. В Париже также были построены первые универмаги, которые обеспечили совершенно новый вид шопинга.

Это был первый раз, когда вы могли зайти в магазин и просто посмотреть. В Париже существовала "культура созерцания", ощущение города как чего-то, что можно воспринимать визуально.

Парижский морг был частью перепланировки города - современное здание, построенное за знаменитым собором Нотр-Дам, где невостребованные тела умерших могли быть тщательно обработаны, очищены, осмотрены и выставлены на всеобщее обозрение для опознания.

Но прошло совсем немного времени, и морг, с его театральными занавешенными окнами и постоянно меняющимся составом "персонажей", стал просто еще одним любопытным зрелищем, которое "поглощали" прогуливающиеся прохожие.

"Они пришли посмотреть, просто посмотреть, так же, как читают бульварный роман или ходят в Ambigu [комический театр]; у дверей, зазывая друг друга и требуя программу: "Что у них там?".
На этом эскизе изображен парижский морг до перепланировки города и его переноса рядом с собором Нотр-Дам. БИБЛИОТЕКА WELLCOME, ЛОНДОН/(CC BY 4.0)
На этом эскизе изображен парижский морг до перепланировки города и его переноса рядом с собором Нотр-Дам. БИБЛИОТЕКА WELLCOME, ЛОНДОН/(CC BY 4.0)

Музей восковых фигур в реальной жизни

Музеи восковых фигур, еще одно изобретение XIX века, имели некоторые интересные сходства с моргом. Они оба пытались создать "зрелище реального".

Первые музеи восковых фигур в Париже изображали не только известных исторических личностей, но и текущие события, "вырванные из заголовков газет". Музей Гревен (который до сих пор открыт) был основан газетчиком Артуром Мейером, который хотел создать своего рода " Пластилиновую газету", в которой оживали бы статьи его газеты. Чем более громким был скандал или ужасным убийство, тем больше читателей Мейера стекалось в музей восковых фигур, чтобы "увидеть" историю.

То же самое происходило и в морге. Трупы, которые привлекали самые большие толпы, к сожалению, были женщинами или детьми, которые встретили безвременный или загадочный конец. Когда в морг поступал ребенок или молодая женщина, в газетах появлялись захватывающие дух статьи, спекулирующие на причинах их смерти, что привлекало тысячи посетителей в морг, чтобы увидеть эту историю своими глазами.

Даже администрация морга и городские чиновники участвовали в этом действе. Детей одевали в красивую одежду и усаживали на стул рядом со стеклом. Если полиция задерживала подозреваемого, они вели предполагаемого убийцу в морг и устраивали публичную конфронтацию с трупом, надеясь, что вид жертвы заставит его признаться.

К 1882 году в парижском морге была установлена самая современная холодильная система, которая позволяла сохранять трупы в течение нескольких недель. UNIVERSAL IMAGES GROUP VIA GETTY
К 1882 году в парижском морге была установлена самая современная холодильная система, которая позволяла сохранять трупы в течение нескольких недель. UNIVERSAL IMAGES GROUP VIA GETTY

В 1882 году в морге была установлена самая современная холодильная система, которая сохраняла трупы в течение нескольких недель. До этого, если особенно популярный труп разлагался слишком быстро, сотрудники морга иногда заменяли его реалистичной восковой копией, чтобы удовлетворить любопытных зрителей и сохранить историю в прессе.

Одним из таких "знаменитых" трупов была так называемая "женщина, разрезанная на две части" - тело женщины, извлеченное из Сены в 1876 году в виде двух отдельных половинок. Толпы посетителей стекались в выставочный зал морга, чтобы увидеть несчастную девушку. Через две недели после "представления" ее тело заменили восковым бюстом, что только повысило ценность развлечения.

Не все были фанатами. Один студент Гарвардского университета, приехавший в Париж в 1885 году, остался в ужасе и написал нелестное описание своего визита в парижский морг:

Перед длинным низким окном толпится жаждущая публика; мужчины толпятся и расталкивают друг друга локтями; старые ведьмы тычут пальцами в стекло и кричат друг другу; хорошенькие женщины смотрят с белыми от жалости лицами, но с не меньшей жаждой, на какое-то завораживающее зрелище; маленьких детей держат на сильных руках, чтобы они тоже могли увидеть страшное, и они видят, и они вскидывают свои маленькие, колеблющиеся ручки вверх и радостно кричат. Объектами интереса являются четыре трупа, которые лежат на железных каркасах за стеклом, их головы высоко подняты, челюсти разинуты, а глаза смотрят со всем мрачным величием Смерти, так как они непоколебимо смотрят на гостей, собравшихся на этот ужасный прием.

Публичный выставочный зал морга был закрыт в 1907 году по соображениям морали, к огорчению журналистов, освещавших "трупную тему", а также уличных торговцев, наживавшихся на туристах.

Конный катафалк стоит возле парижского морга, около 1910 года. К 1907 году зал, где проходила выставка, был полностью закрыт. АГЕНТСТВО TOPICAL PRESS AGENCY/GETTY IMAGES
Конный катафалк стоит возле парижского морга, около 1910 года. К 1907 году зал, где проходила выставка, был полностью закрыт. АГЕНТСТВО TOPICAL PRESS AGENCY/GETTY IMAGES
Один местный писатель нахально жаловался: "В этом году морг первым среди театров объявил о своем закрытии. . . Что касается зрителей, то они не имеют права ничего говорить, потому что они не платили. Спектакль всегда был бесплатным. Это был первый бесплатный театр для народа. А нам говорят, что его отменяют. Люди, час социальной справедливости еще не настал".

Это безумие. . .

Кстати! Помните L'Inconnue de la Seine ("Неизвестная женщина Сены") - знаменитую посмертную маску, которая якобы запечатлела образ молодой девушки, попавшей в парижский морг. Ее лицо даже использовалось в качестве модели для первого манекена для искусственного дыхания.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Обязательно подпишитесь!

Одновременно предлагаю Вам задержаться и прочитать другие публикации канала, ведь история - это действительно интересно.