Ничего нового я не сообщу, все это общеизвестные факты. Я уже давно смотрю на любую войну чуть другими глазами.
Английская поговорка гласит: «Пока двое дерутся, кто-то третий обчищает их карманы». В ней есть свой резон.
Например, на вопрос, на чьей стороне воевали США во Второй Мировой войне ответ может быть только один: «на своей». Да, если подходить с формальной точки зрения, то США объявили войну Германии. Хотя нет, немного не так.
Сначала (после Пирл-Харбора) Япония заявила о наличии состояния войны с Великобританией и США. С 3 сентября 1939 года Великобритания уже находилась в состоянии войны с Германией, так, что прямых посылов к объявлению войны между США и Германией не было, но…
11 декабря 1941 года, Германия зачем-то объявляет войну США (хотя до этого США придерживались нейтралитета по отношению к Германии). В ответ на это США объявляют войну Германии. Но есть нюанс.
После того, как развитой капитализьм стал злобным империализьмом, и появились транснациональные корпорации, война приобрела особый «шарм». Это с нами война была тотальной, и по «особым» правилам. «Европейская» война была совсем иной.
В 1943 году сенатор Килгор докладывал Конгрессу: «Огромные суммы американских денег шли за границу на строительство заводов, которые теперь являются несчастьем для нашего существования и постоянной помехой для наших военных усилий».Его комиссия подтверждала сумму свыше одного миллиарда долларов американских инвестиций. Почти три сотни германских концернов находились под полным контролем американского капитала.
НО, это с точки зрения американского истеблишмента, а, вот со стороны бизнеса все было иначе. Несмотря на военные действия, денежные потоки не только не прервались, но и стали более «полноводными». «Банк международных расчетов» (BIS) в Базеле (Швейцария), созданный в 1930 году исправно осуществлял расчеты между сторонами.
Берем маленький кусочек войны: все то же Варшавское восстание. В описании событий восстания фигурирует «завод Опеля». В Википедии он скромно назван «мастерскими», но я что-то не упомню «мастерских» со штатом более 3,5 тысяч человек. При чем здесь «Опель»?
Да, при том, что с 17 марта 1929 года «Опель», это не немецкая фирма, а… американская. В этот день 80% акций фирмы были проданы «GM» (да-да американской компании «Дженерал моторс») К 1931 году фирма стала полностью американской.
И, если кто-то думает, что после прихода к власти нацистов, американцы продали свои активы, то он ошибается. «GM»стала получать свою солидную долю прибыли от военных заказов. Деньги по вполне легальным схемам поступали за океан.
Ряд источников пишут о том, что заводы были «национализированы» нацистами. Отнюдь нет. Все осталось, как и раньше, в обмен на заказы (и прибыль) фирма приняла нацистскую «франшизу»
Для вермахта поставлялись не только автомобили, но и велосипеды (до 1939 года), моторы, комплектующие для бомбардировщиков «Юнкерса» и.т.д. Помимо заводов в Бранденбурге (около 10 тыс. человек), Антверпене (5 тыс. человек) и Рюссельхайме (18,5 тысяч человек), были построены заводы в Риге и Варшаве
Более того, в 1942 году фирма полностью перешла на военные заказы. в 1942 году. Несмотря на то, что дивиденды продолжали поступать в США, «GM» внесла заводы в «потери войны», оценив их в 34980024 доллара.
Дабы афера не всплыла, американская авиация добросовестно разбомбила заводы (но уже в конце 1944 года). Завод в Бранденбурге, действительно, попал в разряд «потерь войны», попав в советскую зону оккупации, равно, как и заводы в Варшаве и Риге. Предприятия в Рюссельхайме и Антверпене попали в западную зону оккупации.
Ну, опять же, как у нас обожают писать: злые русские вывезли все с завода в Бранденбурге, и в результате появился «Москвич-400», но есть нюанс. Завод «Авиа» (Ифа) это тот же завод в Бранденбурге, а насчет 400-го… Господа, с 1939 года выпуск легковых машин на заводах Опеля был прекращен. Так, что, не стоит сгущать краски. Ну, хоть чем-то мы должны были компенсировать свои потери (хотя большую часть потерь не компенсируешь ничем).
Что до завода по ту сторону границы, то, «GM» вернула часть полученной прибыли на восстановление завода (ну, а чо, выгодно же, рабочая сила копеешная, квалифицированная, сырье по демпинговым ценам, выгодно же). Вообще, «план Маршала» с экономической точки зрения – вещь интересная. НО это тема отдельного рассказа.
Вы думаете, история «Опеля» уникальна? Отнюдь нет. Я не стану писать про награждение Г.Форда Железным Крестом (это не корректно, это было до начала войны, в 1938 году). Но участие Форда в немецком автопроме составило 17,5 млн «тогдашних» долларов. В 1940-м году он отказался собирать двигатели для Британии, а вот для немцев – нет. Во Франции, на заводе в Пуасси начали для Германии производить авиадвигатели и автомашины для немцев.
После оккупации Франции производство даже увеличили. Даже филиал в Алжире собирал грузовики и бронеавтомобили для Роммеля. Участие капитала «GM» в немецком автопроме было тоже очень солидным (35 миллионов).
В 1942 году английская авиация разнесла Кёльн. Город был почти уничтожен, но громадные заводы Форда практически не пострадали. Впрочем, небольшой урон американской собственности в городе нанесен был и «Форд» и «Дженерал моторс», действуя совместно, добились от правительства США компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».
Американский исследователь Чарльз Хайэм в своей монографии «Торговля с врагом» рисует широкую панораму закулисных сделок крупного бизнеса США, а также Великобритании с нацистским бизнесом в период второй мировой войны. Советую любознательному читателю почитать это труд, который можно легко найти в Интернете.
Как там принято писать? «Войну развязали Крупп и Сименс». Но есть нюанс. Концерн «AEG» (в который входила компания «Сименс»), как бы так… тоже не очень немецкий.
1929—1930 гг. американский электротехнический и медиаконцерн «Дженерал Электрик» выкупил по курсу в 200 % основные акции «АЕГ» номинальной стоимостью в 30 миллионов имперских марок, что составило 27,5 % от основного капитала, и направил пять человек в наблюдательный совет «АЕГ». Через аффилированные компании было выкуплено еще 25%, таким образом «GE» получила контрольный пакет акций концерна.
Как «GE» и «Крупп», имели патенты на карбид вольфрама. Вступив в ценовой сговор «GE» задрала цену на этот твердый сплав с 92 до 950 долларов за килограмм, продавая Германии тот же сплав по прежней цене.
Корпорация «IBM» поставляла Германии свою продукцию. По заказу фашистской Германии эта фирма поставляла немцам для работы концентрационных лагерей счетно-вычислительные машины, запчасти и бумагу к ним.
Благодаря разработкам IBM, внушительная машина Рейха по учету и уничтожению миллионов людей работала быстро и без сбоев. Это, по сути, была новаторская для того времени (без компьютеров!) статистическая технология.
Крайне сложные машины и перфокарты были единственным способом ведения огромных баз данных в те далекие времена, а компания IBM была лучшей в создании и сопровождении таких баз. Ее базы на основе перфокарт могли вести учет чего угодно: бухгалтерских операций, медицинских карт, евреев и цыган.
Кроме того, счетные машины IBM использовались в Комитете Рейха по статистике. С их помощью фашисты подсчитывали всю статистику Третьего Рейха, включая, например, такой показатель, как количество умерших на квадратный метр.
Расплачивались немцы с американцами золотом, полученным за счет переплавки драгоценностей изъятых у несчастных узников. Причем факт данных шокирующих поставок никогда не был тайной за семью печатями, породив поток судебных исков против «IBM» от жертв Холокоста.
Но лишь в 2001 г. иск по обвинению компании «IBM» в пособничестве геноциду был удовлетворен. Жертвами нацистов было выплачено около 1,5 миллиардов долларов.
Компания ITT Corporation, сотрудничала с немцами до конца войны. Активы этой компании в Германии составили 30 млн. долларов (с коих она регулярно снимала сливки через шведские банки).
Да, понятно, что это было «до того», но, опять же американцы не продали свою долю, а продолжали получать дивиденды, «переформатировав» работу своей компании под нацистскую франшизу. Забавный факт – папа Ялмара Шахта был гражданином США. Полное имя директора Рейхсбанка Ялмар Хорас Грили Шахт. Он же являлся представителем «JP Morgan Chase& Co» (думаю, не нужно объяснять, что это) в Германии.
Впоследствии Ялмар Шахт в беседе с американским доктором Джильбертом во время Нюрнбергского процесса заявит: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе».
Самое интересное, что, виноват во всем Рузвельт. Рузвельт 11 декабря 1941 года с трибуны объявляет войну Германии и Японии, а уже 13 декабря подписывает законодательный акт, разрешающий американскому бизнесу работать с фирмами Германии. Смотрим дальше?
Консолидация «Стального треста» (Vereinigte Stahlwerke) осуществлялась при содействии американского капитала (вложения 100 млн. долларов).
Концерн «IG-farben» (расфшифровывается как Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG — общность интересов промышленности красильных материалов) занимался не только красками (хотя Варшавское предприятие числилось заводом по производству краски, но производило отнюдь не краску).
Если брать в целом, то производство порохов и взрывчатки в Германии развивалось при содействии фирмы Дюпон. Американские вложения в эту отрасль были не столь велики «всего» 30 млн. долларов. Однако, данная компания была очень тесно связана через Дюпонов с американской промышленностью. В США была зарегистрирована компания «American IG» «И. Г. Фарбениндустри» внесла весьма крупный вклад в подготовку к войне: к 1939 году она давала 90 % притока иностранной валюты и 85 % всей военной и промышленной продукции.
В 1927 году началось сотрудничество Jersey Standard («дочка» разделенной Standard Oil, будущая Exxon, часть «империи» Рокфеллера) с германской компанией IG Farben, совместно они проводили исследования в области получения синтетического горючего путём гидрогенизации угля. Эта технология получило весьма ограниченное применение, куда большее значение для американской компании имело получение от германского партнёра прав на патент производства синтетической резины из нефти.
Та же самая компания поставляла немцам дефицитные синтетические каучуки. И опять смешная ситуация: когда на рынке каучуков в США разразился кризис, не хватало американским заводам для производства собственных вооружений, для немецких фирм объёмы находились (потому, как платили лучше).
Standard Oil of California построило в 1936 году нефтеперегонный завод на Канарах, а Jersey Standard Oil построило завод высокооктановго бензина в Гамбурге
Нефть издавна поставлялась по «серым» схемам. «Лидерами» поставок «левой» нефти в Германию через Канарские острова стали «кусочки» бывшей компании «Standard Oil» (те же Рокфеллеры), ставшие потом «Шевроном», «Эксоном», «Амоко», «ВР», «Коноко»и «Сан» Лидировала все та же Jersey Standard (председатель совета директоров Уолтер Тигл). Схема была проста: до Канарских островов везет американский танкер, оттуда в Гамбург немецкий.
В реальности, это верхушка айсберга. Интересна сделка с венгерскими и румынскими активами «дочек» Standard Oil, «работа» через Латинскую Америку, и…
Что-то у меня такое ощущение, что война продолжается…