Найти в Дзене

Исчезнувшие поколения детей коренных народов

США украли поколения детей коренных народов, чтобы обосновать Запад. В специальных интернатах держали в заложниках детей племен коренных американцев, вынуждая их отдавать земли. Такое исследование преступлений поработителей индейцев опубликовал Ник Эстес в 2019 году в издании High Country News. Автор отправился в Карлайл, чтобы посетить кладбище и остатки интерната. Ему пришлось пройти проверку на контрольно-пропускном пункте, так как теперь на месте интерната детей индейцев находится военная база. У входа на этот военный объект находится индейское кладбище, где похоронены около 200 детей коренных жителей Америки. Они остались в Карлайле навечно. 13 надгробий не содержат информации об имени и племени захороненных, есть только слово "неизвестный". В 1927 году в процессе обустройства военной базы останки детей индейцев были выкопаны, чтобы обустроить на их месте автостоянку, и перенесены за базу. Однако, в 2001 году американцы перенесли вход в военную базу в эту заднюю часть из соображен

США украли поколения детей коренных народов, чтобы обосновать Запад. В специальных интернатах держали в заложниках детей племен коренных американцев, вынуждая их отдавать земли. Такое исследование преступлений поработителей индейцев опубликовал Ник Эстес в 2019 году в издании High Country News.

Автор отправился в Карлайл, чтобы посетить кладбище и остатки интерната. Ему пришлось пройти проверку на контрольно-пропускном пункте, так как теперь на месте интерната детей индейцев находится военная база. У входа на этот военный объект находится индейское кладбище, где похоронены около 200 детей коренных жителей Америки. Они остались в Карлайле навечно. 13 надгробий не содержат информации об имени и племени захороненных, есть только слово "неизвестный".

В 1927 году в процессе обустройства военной базы останки детей индейцев были выкопаны, чтобы обустроить на их месте автостоянку, и перенесены за базу. Однако, в 2001 году американцы перенесли вход в военную базу в эту заднюю часть из соображений безопасности, прямо к кладбищу погибших детей индейцев.

Автор пишет: изъятие детей - это давняя практика, направленная на то, чтобы забрать Родину и лишить идентичности. А интернат Карлайл, подобно многим другим был способом лишить коренное население языка и культуры.

Карлайл, 1879 г. Первые учащиеся
Карлайл, 1879 г. Первые учащиеся

С 2013 года Национальный конгресс американских индейцев запрашивает федеральные записи о сотнях детей коренных народов, которые исчезли или умерли во время посещения одной из сотен школ-интернатов, находящихся в ведении или финансируемых из федерального бюджета. До сих пор от федеральных чиновников не поступало ответа, запросы почти невозможно выполнить. Северные арапахо вернули себе останки первых детей для перезахоронения только в 2017 году, и другие племена последовали их примеру. Они годами безрезультатно требуют останки своих соплеменников для перезахоронения по традиционному обряду.

В Карлайл были привезены 86 детей лакота, изъятых у родителей, которые отказывались отдавать свою землю белым поработителям. Первое, что сделали с детьми - их остригли, что уже было знаком лишения культурной и отчасти физической идентичности. В культуре племени волосы остригали только в случае великой скорби по умершему родственнику.

В те первые годы умерло учеников-индейцев больше, чем вернулись домой. Но те, что вернулись - не вернулись в полном смысле слова: они были совершенно чужды своей культуре, традициям, семье. Все дети сразу же были переименованы, они могли выбрать любое имя, значения которого они не понимали (кстати, в нашем обществе не только многие дети, но, порой, и взрослые люди не знают, что обозначает их имя. Стоит задуматься). Значение имени для индейца, как для представителя древнего народа, обладающего синкретичным мировоззрением, невозможно переоценить.

-2

Индеец Ота Кте писал в своей книге "Мой народ сиу", что в тот день он стал «Лютером» на вражеском языке. Когда он был оторван от культуры предков, он чувствовал, что он «больше не индеец», а «подражание белому человеку». За первые три года в Карлайле умерла почти половина детей лакота из его класса. «На кладбище в Карлайле большинство могил — это могилы самых маленьких». Смена одежды, жилища, еды, одиночество и оторванность от любви близких стала губительной для детей, считает Отай Кте-Лютер. Однако, возможно, он чего-то не знает, ведь он сам был тогда всего лишь ребенком. Доказанные данные свидетельствуют о том, что большинство интернируемых скончались от болезни или были отправлены из-за нее домой и там умерли. Антисанитарные условия вызывали вспышки заболеваний, а отсутствие теплой одежды и постельных принадлежностей усугубляло нищенские условия. Многие дети отказывались от еды, чтобы им разрешили покинуть интернат, но это приводило к смертям детей и подростков, о которых даже не сообщали родителям. Многие места захоронений детей остаются неизвестными, а смерти детей коренных народов не были задокументированы, что затрудняет оценку масштаба бедствия.

-3

Изъятие детей из семей коренных жителей и переделывание их на западный манер с целью стирания национальной и культурной идентичности - стратегическое направление в порабощении не только индейцев Америки, но и многих других народов. Кстати, если это делается дистанционно, с помощью интернет-ресурсов или моды, кино, грантов, то эффективность воздействия не уменьшается. В первую очередь это касается духовно-ценностных ориентиров, а не вышиванок и веночков.

Отцы и дети
Отцы и дети

Комиссар по делам индейцев Томас Дж. Морган издал меморандум для школ-интернатов — «Привитие патриотизма в индейских школах», — в котором предписывалось петь «патриотические песни», признавать национальные праздники США, «почитать флаг» и день, посвященный принятию Закона Дауэса. Цель состояла в том, чтобы «впечатлить индейскую молодежь расширенными возможностями и возможностями, предоставляемыми им этим законом, и новыми обязательствами, которые он налагает».

Что же до американских аборигенов, что автор пишет, что останки детей все же удается возвращать на земли предков и перезахоранивать о обряду, однако счет идет на единицы. Традиции многих индейских племен не позволяют тревожить мертвых. Кому-то здесь пришлось "изобретать новые особенные способы", другие не хотят нарушать обычаи. Вместе с тем, военные, никого не спрашивая, переносили останки от 2 до 5 раз, не заботясь об идентификации.

Несмотря на многочисленные петиции, останки многих детей индейцы не смогли получить из-за процедур, связанных с военным министерством. Министерство требует заверенные показания под присягой от живых потомков каждого ребенка. К сожалению, некоторые из этих детей остались сиротами или не имеют живых потомков, а племя, в соответствии с армейскими процедурами, не может выступать от имени своих умерших членов, не может ходатайствовать о возвращении тех, у кого нет живых потомков. Нация не имеет права требовать своих собственных мертвецов.

Ответ на этот вопрос частично связан с историей того, как лакота, в первую очередь, потеряли свой суверенитет, землю и детей.

Ослабленные гражданской войной Соединенные Штаты капитулировали перед племенем лакота после войны Красного Облака (1866-1868 гг.), в результате которой белые поселенцы и военные форты были изгнаны из охотничьих угодий бизонов в районе Паудер-Ривер на территории современных Монтаны и Вайоминга. Это привело к подписанию договора в Форт-Ларами, в соответствии с которым 35 миллионов акров земли были выделены для «постоянного дома» для лакота. В договоре утверждалось, что «ни одному белому человеку или лицам не разрешается селиться или занимать» — значительная победа над вторгшейся нацией. Всего три года спустя Конгресс полностью отменил заключение договоров с коренными народами. (Ничего нового, не правда ли? Зачем русские ведут переговоры?). Начали открываться заведения по переделыванию детей индейцев, типа Карлайла ради целей американского империализма.

Удаляя детей коренных народов сотнями, а затем тысячами из их семей, лишая их идентичности и вербуя, белые поработители рассчитывали сломить сопротивление непримиримых коренных народов. Цель была переформатирована из "хороший индеец - мертвый индеец" в "убить индейца в коренном жителе Америки". И еще один до боли знакомый процесс. Разумеется, церковь активно участвовала в переделке "человеческого материала". "Церковники стремились изменить человека, изменить сердце, изменить дух родственников. Они сосредоточились на крещении детей коренных народов".

Карлайл был создан для интернирования детей лидеров и вождей племен, чтобы держать детей в качестве заложников. Придумано было военными, когда военная победа белых над коренными племенами казалась маловероятной. Тактика перешла к уморению воинствующих лакота голодом путем уничтожения оставшихся стад бизонов, основного источника пищи, что сделало жизнь в резервации не выбором, а необходимостью для выживания. Следующим шагом был подрыв традиционной власти путем превращения систем родства коренных народов в оружие против руководства резервации. Старые кавалерийские казармы Карлайла были превращены в первую школу-интернат для детей индейцев за пределами резервации. Руководит интернатом действующий военный офицер, «потому что дети станут заложниками хорошего поведения своего народа».

Ричард Генри Претт - основатель и первый директор интерната в Карлайл
Ричард Генри Претт - основатель и первый директор интерната в Карлайл

«Белые люди — все лжецы и воры», — сказал Пятнистый Хвост, главный лидер местных племен. Двумя годами ранее Соединенные Штаты забрали священные Блэк-Хиллз за желанное золото в соответствии с политикой, известной как «продай или умри с голоду». Пятнистый Хвост рассматривал школу-интернат как еще одну уловку, чтобы захватить больше земли. Но ему сказали, что Блэк-Хиллз были взяты главным образом потому, что лакота не могли прочитать подписанные ими документы. Убедившись в этой логике, Пятнистый Хвост уступил. Вожди племени решили, что образование необходимо для выживания их народа. Они согласились отправить своих детей. Однако первоначальное недоверие Пятнистого Хвоста оказалось трагически оправданным.

Год спустя, когда вождь Пятнистый Хвост смог посетить Карлайл, он стал свидетелем ужасной сцены: дети носили армейскую форму, маршировали и выполняли учения под флагом военных, которые убили так много его людей. Он видел детей-солдат, а не студентов, и военную базу, а не школу.

Карлайл, 1884 г.
Карлайл, 1884 г.

Собственный сын вождя Пятнистого Хвоста предстал перед военным трибуналом за плохое поведение и на неделю был заключен в караульное помещение, военную тюрьму, изначально построенную для содержания заключенных во время Войны за независимость. Тюрьма была совершенно чужда лакота, а телесные наказания детей были табу. В знак протеста Пятнистый Хвост забрал своих детей из школы. Он хотел взять с собой всех детей лакота, но ему не позволили это сделать. Пятнистому Хвосту было ясно, что Карлайл учил детей не читать и писать.

В результате, вожди племен отписали большинство своих земель из-за голода, угрозы вымирания и - чтобы им разрешили увидеть своих детей (или их могилы), а затем - вернуться домой.

"Успешный" опыт первых интернатов дал старт большой программе по интернированию детей индейцев по всей стране, поэтому тела умерших детей не выдавали родителям и соплеменникам для традиционных захоронений на земле предков.

КАРЛАЙЛ НЕ БЫЛ УНИКАЛЬНЫМ, ни в его существовании, ни в его преступности. Изъятие детей — это глобальная проблема для коренных народов. «Украденные поколения» Австралии, например, были детьми коренных народов «смешанной расы», вырванными из своих семей с целью «вывести цвет» коренных австралийцев. Канадская комиссия по установлению истины и примирению также задокументировала насильственное и травмирующее наследие канадских школ-интернатов и политику выселения детей из числа коренных народов с 1880-х по 1996 год, которая была смоделирована по образцу политики школ-интернатов США. В 2015 году комиссия обнаружила, что не менее 6000 детей коренных народов умерли в канадских школах-интернатах. Всего в Канаде было 150 таких "школ".

Так что, не только в США колонизаторы украли поколение детей коренных народов. Кто следующий?

Иллюстрациями могут служить фото статьи "Исчезающие племена. Родина американских индейцев - территория современной России?"