Анастасия Герасимова переехала в Петербург из Марий Эл — поступила в Академию Штиглица на факультет графического дизайна. На третьем курсе во время практики в Карелии она создала альбом с изображениями местных растений. Они стали основой первой коллекции одежды, с которой дизайнер выиграла конкурс «Поколение NEXT».
Призом стала стажировка в московской студии Solstudio Textile Design, где Анастасия удалённо проработала несколько лет. Она разрабатывала дизайны платков для Mary Kay, Музея Фаберже и даже Газпромбанка. «Мои дизайны не раз попадали на стенды тенденций международных выставок моды, текстиля и дизайна», — вспоминает Анастасия.
После успеха на конкурсе она запустила ту коллекцию одежды в продажу, вложив 40 тысяч рублей в пошив первой партии. Проект окупился и приносил доход, но в 2018 году фабрика закрылась. Найти нового подрядчика оказалось сложно, и Анастасия отказалась от создания одежды.
Источники дохода
Уже три года Анастасия живёт в казачьей станице Волгоградской области, но это не мешает ей находить клиентов. Сейчас источников дохода три:
- продажа текстиля, шёлковых платков и жаккардовых тканей с авторскими принтами — от 2 950 рублей за единицу;
- разработка принтов для брендов — от 10 000 рублей за проект;
- онлайн-уроки по ткачеству и рисованию — от 12 000 рублей за курс.
В стоимость платков входят материалы и доставка. «Я редко поднимаю цены на платки, — говорит Анастасия. — Последний раз я была вынуждена это сделать весной, так как производство и логистика стали дороже. Что касается курсов, первый поток стоил 8 000 рублей. Потом я проанализировала рынок, поняла, что подобного обучения в России мало, и подняла цены».
Идея выпускать платки родилась случайно. Анастасия открыла краудфандинговый проект, чтобы собрать деньги на издание книги с принтами. Шёлковые платки она отправляла участникам в обмен на пожертвования. Они так понравились аудитории, что стало ясно — надо продолжать выпуск.
«Я сотрудничаю с двумя производствами. Одно выпускает серийные платки из шёлка Armani. Другое — из смесовых итальянских тканей: они значительно дороже, поэтому такие платки я делаю на заказ. Все мои принты связаны с флорой и фауной. Главная идея в том, что в каждой местности есть что-то удивительное. А вдохновение я черпаю из путешествий и созерцания природы».
Недавно появилось новое направление — жаккардовые ткани для интерьера: принт на них вышивают, а не наносят краской. В планах — поиск производителей мебели и штор и выпуск совместных коллекций.
«Отрадно, что есть большой тренд на локальных дизайнеров и мастеров, — делится Анастасия. — Я сама марийка по национальности и нежно люблю свой край. Размышления по поводу флоры и фауны отдельных регионов как кода локализации — это мой индивидуальный подход, который звучит на протяжении всего творчества. В этом году я вступила в Ассоциацию художников ботанического искусства. Рисую эндемики различных регионов нашей страны и участвую в выставках».
Поиск клиентов
Большую часть дохода приносит сотрудничество с брендами и частными заказчиками. Они находят Анастасию в соцсетях и через знакомых.
«Недавно я с мужем была в Приэльбрусье. Подписчица пригласила в Нальчик, предложила провести экскурсию и обсудить сотрудничество, — рассказывает дизайнер. — Оказалось, у девушки свой бренд, для которого я в итоге разработала несколько дизайнов шёлковых платков по мотивам орнаментов мечетей Грозного».
Алтайский бренд обратился к «Полярной иве» по совету коллег, чтобы разработать принты в стиле росписи алтайских крестьянских домов конца XIX века.
Интересные предложения поступают и во время конкурсов: Анастасия выиграла поездку в Париж, запустила коллаборацию с брендом NÁSTINO, сотрудничает с представительством ЮНЕСКО в Казахстане. Конкурсы она находит в творческих сообществах.
Большинство покупателей — постоянные фолловеры, которые следят за творчеством и жизнью Анастасии. Она также использует холодную рассылку и взаимопиар с блогерами, ведёт базу потенциальных клиентов.
«Я не даю рекламу, но регулярно веду соцсети, поэтому подписчики появляются органически, — объясняет Анастасия. — У меня есть контент-план, куда я иногда посматриваю, но чаще пишу посты интуитивно и спрашиваю мнение аудитории. Недавно мне показалось, что нужно больше полезных постов. Я провела опрос и узнала, что подписчикам интереснее узнавать новости о моей жизни».
Индивидуальные заказы
Анастасия выработала собственные правила для новых проектов. На старте она детально обсуждает все идеи. Если клиент не знает, чего хочет, он заполняет бриф:
- сфера деятельности и специфика компании;
- её миссия и цель;
- целевая аудитория и портрет ключевого потребителя;
- тип продукции, для которой создаётся дизайн;
- маркетинговая цель;
- тип дизайна (коллекция или единичный принт);
- составляющие коллекции;
- тематика.
«Я чётко обозначаю, что на первом этапе эскизирования число правок не ограничено и мы можем долго добиваться нужного визуального результата, — объясняет Анастасия. — А вот на следующем этапе отрисовки бесплатно можно внести только три правки. Также я включаю в стоимость несколько вариантов работы в разном масштабе и цвете».
Анастасия берёт предоплату (30%) и заключает договор на оказание услуг или об отчуждении авторских прав.
Самозанятость и плавающий график
Сначала Анастасия работала как ИП, но два года назад перешла на самозанятость: «Это удобно. Статус позволяет брать коммерческие проекты и работать с маркетплейсами. При этом никаких дополнительных взносов нет: нужно только платить налог с дохода».
Основательница «Полярной ивы» регулярно проходит курсы: недавно училась вести продажи и работать с маркетплейсами, посещала Российскую креативную неделю. «У меня плавающий график, чтобы не только работать, но и учиться, и уделять время дому, семье. И кажется, всё получается».