Найти в Дзене
СберБизнес

Как самозанятый дизайнер продаёт авторские платки и ткани по всей стране

Анастасия Герасимова переехала в Петербург из Марий Эл — поступила в Академию Штиглица на факультет графического дизайна. На третьем курсе во время практики в Карелии она создала альбом с изображениями местных растений. Они стали основой первой коллекции одежды, с которой дизайнер выиграла конкурс «Поколение NEXT».

Призом стала стажировка в московской студии Solstudio Textile Design, где Анастасия удалённо проработала несколько лет. Она разрабатывала дизайны платков для Mary Kay, Музея Фаберже и даже Газпромбанка. «Мои дизайны не раз попадали на стенды тенденций международных выставок моды, текстиля и дизайна», — вспоминает Анастасия.

После успеха на конкурсе она запустила ту коллекцию одежды в продажу, вложив 40 тысяч рублей в пошив первой партии. Проект окупился и приносил доход, но в 2018 году фабрика закрылась. Найти нового подрядчика оказалось сложно, и Анастасия отказалась от создания одежды.

Источники дохода

Уже три года Анастасия живёт в казачьей станице Волгоградской области, но это не мешает ей находить клиентов. Сейчас источников дохода три:

  • продажа текстиля, шёлковых платков и жаккардовых тканей с авторскими принтами — от 2 950 рублей за единицу;
  • разработка принтов для брендов — от 10 000 рублей за проект;
  • онлайн-уроки по ткачеству и рисованию — от 12 000 рублей за курс.

В стоимость платков входят материалы и доставка. «Я редко поднимаю цены на платки, — говорит Анастасия. — Последний раз я была вынуждена это сделать весной, так как производство и логистика стали дороже. Что касается курсов, первый поток стоил 8 000 рублей. Потом я проанализировала рынок, поняла, что подобного обучения в России мало, и подняла цены».

Идея выпускать платки родилась случайно. Анастасия открыла краудфандинговый проект, чтобы собрать деньги на издание книги с принтами. Шёлковые платки она отправляла участникам в обмен на пожертвования. Они так понравились аудитории, что стало ясно — надо продолжать выпуск.

«Я сотрудничаю с двумя производствами. Одно выпускает серийные платки из шёлка Armani. Другое — из смесовых итальянских тканей: они значительно дороже, поэтому такие платки я делаю на заказ. Все мои принты связаны с флорой и фауной. Главная идея в том, что в каждой местности есть что-то удивительное. А вдохновение я черпаю из путешествий и созерцания природы».

Недавно появилось новое направление — жаккардовые ткани для интерьера: принт на них вышивают, а не наносят краской. В планах — поиск производителей мебели и штор и выпуск совместных коллекций.

«Отрадно, что есть большой тренд на локальных дизайнеров и мастеров, — делится Анастасия. — Я сама марийка по национальности и нежно люблю свой край. Размышления по поводу флоры и фауны отдельных регионов как кода локализации — это мой индивидуальный подход, который звучит на протяжении всего творчества. В этом году я вступила в Ассоциацию художников ботанического искусства. Рисую эндемики различных регионов нашей страны и участвую в выставках».

Поиск клиентов

Большую часть дохода приносит сотрудничество с брендами и частными заказчиками. Они находят Анастасию в соцсетях и через знакомых.

«Недавно я с мужем была в Приэльбрусье. Подписчица пригласила в Нальчик, предложила провести экскурсию и обсудить сотрудничество, — рассказывает дизайнер. — Оказалось, у девушки свой бренд, для которого я в итоге разработала несколько дизайнов шёлковых платков по мотивам орнаментов мечетей Грозного».

Алтайский бренд обратился к «Полярной иве» по совету коллег, чтобы разработать принты в стиле росписи алтайских крестьянских домов конца XIX века.

Интересные предложения поступают и во время конкурсов: Анастасия выиграла поездку в Париж, запустила коллаборацию с брендом NÁSTINO, сотрудничает с представительством ЮНЕСКО в Казахстане. Конкурсы она находит в творческих сообществах.

Большинство покупателей — постоянные фолловеры, которые следят за творчеством и жизнью Анастасии. Она также использует холодную рассылку и взаимопиар с блогерами, ведёт базу потенциальных клиентов.

«Я не даю рекламу, но регулярно веду соцсети, поэтому подписчики появляются органически, — объясняет Анастасия. — У меня есть контент-план, куда я иногда посматриваю, но чаще пишу посты интуитивно и спрашиваю мнение аудитории. Недавно мне показалось, что нужно больше полезных постов. Я провела опрос и узнала, что подписчикам интереснее узнавать новости о моей жизни».

Индивидуальные заказы

Анастасия выработала собственные правила для новых проектов. На старте она детально обсуждает все идеи. Если клиент не знает, чего хочет, он заполняет бриф:

  • сфера деятельности и специфика компании;
  • её миссия и цель;
  • целевая аудитория и портрет ключевого потребителя;
  • тип продукции, для которой создаётся дизайн;
  • маркетинговая цель;
  • тип дизайна (коллекция или единичный принт);
  • составляющие коллекции;
  • тематика.

«Я чётко обозначаю, что на первом этапе эскизирования число правок не ограничено и мы можем долго добиваться нужного визуального результата, — объясняет Анастасия. — А вот на следующем этапе отрисовки бесплатно можно внести только три правки. Также я включаю в стоимость несколько вариантов работы в разном масштабе и цвете».

Анастасия берёт предоплату (30%) и заключает договор на оказание услуг или об отчуждении авторских прав.

Самозанятость и плавающий график

Сначала Анастасия работала как ИП, но два года назад перешла на самозанятость: «Это удобно. Статус позволяет брать коммерческие проекты и работать с маркетплейсами. При этом никаких дополнительных взносов нет: нужно только платить налог с дохода».

Основательница «Полярной ивы» регулярно проходит курсы: недавно училась вести продажи и работать с маркетплейсами, посещала Российскую креативную неделю. «У меня плавающий график, чтобы не только работать, но и учиться, и уделять время дому, семье. И кажется, всё получается».