Исследователи из Сингапура и Франции обнаружили, что людей, которые быстро отвечают на вопрос, чаще считают экстравертами. При этом на эффект влияет восприятие пассивности и нервозности: проактивность и расслабленность связывают с экстраверсией. Результаты 14 онлайн-экспериментов опубликованы в Journal of Experimental Psychology: General.
Людям свойственно строить предположения относительно характера и личных качеств других, так как это дает им основу для принятия решений. Прошлые исследования показали, что такие предположения влияют, например, на выбор нового сотрудника в компанию или за кого из политиков отдать свой голос. Для оценки человека может хватить одного слова, при этом попытки предугадать его характер не всегда оказываются бессмысленными: ученые выявили, что низкий голос связан с доминантностью и экстраверсией. Однако механизм оценки человека зачастую включает в себя различные компоненты и отследить их влияние достаточно сложно.
Исследователи Деминг Ванг (Deming Wang) из Университета Джеймса Кука в Сингапуре и Игнасио Зиано (Ignazio Ziano) из департамента маркетинга Школы управления Гренобля решили взяться за эту задачу и разобраться с тем, как именно работают механизмы составления впечатления о человеке. Они провели 14 экспериментов, чтобы понять, как время ответа в разговоре влияет на представление о характере человека.
В первом эксперименте авторы попросили 221 участников прочитать небольшой отрывок из собеседования человека противоположного пола на новое место работы. В отрывке было краткое описание героя и его разговор с интервьюерами, при этом было указано, что он либо незамедлительно ответил на вопрос, либо подождал 6 секунд. Затем участники оценивали утверждения относительно черт личности персонажа из отрывка по шкале от 1 (совсем не согласен) до 7 (полностью согласен). Как и ожидалось, испытуемые в группе с незамедлительным ответом героя давали ему более высокие оценки экстравертности (p < 0,001).
Эксперимент на другой выборке в 219 человек показал, что существует и обратная связь: участники ожидали, что экстравертные герои будут отвечать быстрее, чем интровертные (p < 0,001).
Далее авторы повторили первый эксперимент на выборке из 767 человек с аудиозаписью разговора двух пассажиров в аэропорту вместо использования текста. Задержка в ответе в этот раз составляла 0, 1, 2, 3, 4, 5 или 6 секунд. При анализе данных авторы сгруппировали задержку от 0 до 2 в категорию быстрого ответа, а от 3 до 6 — медленного. Как и в первом эксперименте, персонажа, который отвечал сразу оценили как более экстравертного (p = 0,006).
Исследователи провели и кросс-культурную проверку, сравнив результаты студентов из университетов Сингапура (200 участников) и Австралии (134 участника). Студенты из обеих культур оценили героя, который отвечал быстрее, как более экстравертного.
По результатам первых экспериментов авторы решили проверить гипотезу об оценке экстравертности через восприятие нервозности. В новой версии эксперимента участники читали соответствующий текст и, как и раньше, оценивали черты характера героя. В дополнительном задании 228 участников оценить то, как быстро герой текста ответил на вопрос по шкале от 1 (сразу) до 7 (после задержки), а другая выборка в 211 человек получила задание оценить нервозность героя по шкале от 1 (расслабленный) до 7 (очень нервный). Анализ результатов обоих экспериментов показал, что оценка нервозности действительно выступала медиатором восприятия людьми экстраверсивности (b = - 0,69): чем более расслабленным казался участникам герой, тем более высоко оценивали его экстраверсию. Интересно, что эффект больше проявлялся у мужчин, чем у женщин, однако оставался значимым для обоих полов.
Похожие результаты показали и эксперименты с восприятием пассивности. В дополнительных вопросах выборку в 652 человека попросили оценить как быстро герой ответил на вопрос, а другую выборку в 211 человек — оценить нервозность героя. Дисперсионный анализ показал эффект длительности задержки (p < 0,001) и эффект сценария (p < 0,001), а проактивных героев оценивали более экстравертными, чем пассивных (p < 0,001). Восприятие же близости героев, как показал следующий эксперимент с 639 участниками, не влияет на оценку экстраверсии.
Основной эффект также повторился при использовании видеоматериала на выборке из 594 человек, где авторы решили проверить влияние восприятия когнитивной загрузки героя. В дополнительном вопросе участникам нужно было оценить как быстро герой ответил на вопрос и насколько он был занят другой задачей после того как услышал вопрос. Помимо прошлых результатов, дисперсионный анализ выявил эффект когнитивной загрузки (p < 0,001), а анализ модераторов показал, что воспринимаемая когнитивная загрузка героя также связана с оценкой экстравертности.
В завершающем эксперименте с выборкой в 436 человек авторы изучили влияние оценки человека на выбор для него позиции в компании. В этот раз испытуемые выступали в роли нанимателя и по описанию должны были определить берут ли героя на работу и на какую из позиций — работу социального характера (с людьми) или административного (в одиночку). Как и ожидалось, если герой отвечал на вопрос сразу, то его чаще выбирали для позиции социального работника (p = 0,004).
Таким образом, проведя ряд экспериментов, авторы выявили, что людей, которые быстрее отвечают на вопросы, оценивают как более экстравертных, что подтверждают и данные внутреннего метаанализа (d = 0,82). Также, они показали, что воспринимаемая нервозность, пассивность и когнитивная загрузка героя опосредуют этот эффект: участники связывали задержку в ответе с признаком пассивности и напряженности, что вело к предположению об интровертности, а знание о мысленной загруженности героя другой задачей смягчает основной эффект.
Ранее мы рассказывали про то, как сложный характер мешает карьере, а также с чем ученые связывают пессимизм и оптимизм.
Анастасия Ляшенко