Принятие в Римской империи Христианства, как официальной религии, в начале 4 века н.э.было логичным шагом, легитимизирующим теологическую монархию: то есть признававшую власть единое царство небесное и имитацию этого царства небесного в образе священной державы и «наместника Христа на земле». Небожественный наместник стал участвовать в божественной власти.
И тут срабатывает мифологическое мышление, характерное для людей как архаических, так и традиционных обществ. Наместник Бога, как образ, говорит о присутствии божественного на земле, среди людей.
И вот законный вопрос, а кто он? Папа или император? Наместник тот, кто легитимизирует императора или же он сам?
Идея власти была разделена так:
- Духовное лицо могло претендовать на титул наместника. Как высший авторитет духовная власть должна была использовать морально-этические механизмы воздействия, обращенные к совести и нравственности людей, рассчитывая на добровольное подчинение. (Папа Римский, Патриарх Московский).
- Светский правитель опирался на другой механизм воздействия: он гарантировал и регулировал земное существование, причем к методам мог относить и принуждение. Но и он претендовал на роль наместника. (Византийский император, Германский император Римской империи, Московский царь).
В 5 веке Папа Геласий попытался придумать идею гармонии 2х властей, где монарх подчинялся папе по духовным вопросам, и наоборот. Но это утопия. Никогда не могло быть так, чтобы интересы и цели двух сил не пересекались. Духовенство получило политический импульс с утверждением христианства в Римской империи, во главе иерархии ставился епископ, Папа.
Борьба пап и императоров в период Григорианских реформ в Католической церкви привела к тому, что по сути поставило Папство выше всех и дало ему политическую автономию:
- Папа был настолько сакрален, что мог единолично низлагать епископов, императоров, распоряжаться знаками императорского достоинства, освобождать граждан от присяги власти.
- В 12 веке Папа Иннокентий III признавал Наместника Христа в понтифике "богочеловеком":
«Христос поставил на свое место на земле своего Наместника – папу, чтобы перед папой (как перед ним самим) склонился всякий род небесный, земной и даже подземный»
То есть папа Римский и бог практически слились в своем понимании. (Папская теократическая монархия). Светская власть же фактически становилась «помазанной» на царство, как когда-то в древности в Ветхом Завете. Этот акт подтверждал избранность правителя, наследование, а также утверждал и сакральный статус ставленника, то есть подтверждала право на обладание божественной благодатью.
В знаменитой книге о "Двух телах короля" Э.Х. Канторович развивает новую теорию.
Первое тело – обычное, мало отличающееся от простых смертных, однако королевской крови присущи совершенно особые свойства, помазание делает тело короля неприкосновенным. Тело государя — это самый сильный из всех символов власти. Именно над этим телом совершается ритуал помазания священным елеем головы, рук, спины, груди. Английские короли после процедуры помазанничества даже обладали даром целительства. Наложение рук монарха могло излечить больных, так в это верили.
Второе тело неподвластно болезням и слабостям, бессмерное. Членами этого политического тела являются подданные, и монарх вместе с ними образует единый корпус: он — голова, они — члены, и у него одного есть власть ими управлять. Вероятно, именно в этой идее и формуле выражается непрерывная сакральность: "Король умер, да здравствует король!" - первое тело которого при погребении не нарушает идею преемственности святости, благодаря второму.
Однако у Римского папы, как Наместника Христа, имелся и другой конкурент – император Германской Римской Империи. Который по сути считал этот статус и его функции полностью своим, что таким образом возвышало его над епископством.
Все это привело к тяжелейшему конфликту. Борьба королей за упрочение своей власти открывала дорогу новому принципу, новой идее: король- источник права, источник порядка и безопасности. С помощью права идет территориальная организация государства: появляются такие институты, как юстиция, армия, финансовая система, исполнительный аппарат.
То есть меняется основание власти – не только ее священная природа, но общественная польза короля обществу – обеспечение охраны и гарантии стабильности общества, методом принуждения и протекции.
В пропаганде менялись только акценты: снижалась роль церкви в коронации, но идея божественного происхождения власти продолжала поддерживаться.
Вот несколько примеров, как апеллировала к мифу и атрибутике Елизавета I:
В 1602 г. в Англии вышла памятная медаль в честь королевы Елизаветы I. Дата ее появления была связана, вероятно, со приближающимся 45-м юбилеем на престоле, а также 15летием победы над Испанской армадой.
На аверсе - поясное изображение королевы в платье с розами и лилиями. Сопровождают ее спипетр и держава. Портрет сопровождает легенда:
CADET. A. LATERE. TUO. M.e. ET. X. М.а. A DEXTRIS.TUIS. ELIZ. REGINA, a.w. (Падут подле тебя тысяча u десять тысяч одесную тебя, о, Елизавета королева).
Это 90 псалом, в котором Давид славит Господа за мужество и стойкость уверовавших в него. Торжество истинной веры над врагами - основной мотив для Елизаветы, говорящий о провале католических инициатив.
На реверсе - фигура Минервы, попирающей змея и улитку, в облаках сияет корона в окружении Солнца и Луны. Легенда гласит: CASTIS. DIADEMA. PERENNE (Непорочным — вечный венец). Для того, чтобы пропаганда, зафиксированная в этом визуальном образе была максимально считываема людьми, требовался очень известный и доступный источник. Конечно, Библия.
90 псалом говорит:
"На аспида и василиска наступишь:
Пропирать будешь льва и дракона" (90:13)
Это символичный образ, который сопровождал Иисуса, побеждающего смерть и грех. Солнце и луна одновременно на небе демонстрируют исключительность момента (в обычной жизни такого не бывает).
По канону в центре должен быть Христос, но тут языческая богиня. Вероятно, потому что как женщина она олицетворяет силу и могущество самой королевы. А может быть авторы имели в виду и саму Англию.
Реформация повлекла за собой радикальное переосмысление образа ренессансного монарха, который стал представляться не только как блистательный и могущественный государь, но, главным образом, как благочестивый правитель, через которого реализуется божественный промысел.
Реформация протестанскими авторами трактовалась как событие исключительной значимости: обретение истинной веры означало прямой путь к спасению.
Другая символика Елизаветы, которая считалась общепризнанной для Иисуса Христа, например, фигурирует вот в этой гравюре (как и во множестве других портретов).
Здесь помимо инсигний власти, Елизавета указывает на открытое Священное писание, а на двух колоннах - символах твердости власти восседают птицы.
Пеликан вошел в сознание людей как птица, которая раздирает свою грудь и кормит птенцов плотью и кровью: символ самопожертвования Иисуса Христа, которое повторяется в таинстве Евхаристии. В алтарной живописи пеликан сопровождал сцены распятия. Такой образ страстей в символике королевы был призван показать ее, как Наместника и проводника воли бога на службе на пользу своего народа.
На второй колоне восседает феникс. Это триумф приверженности истинной вере, как вечной жизни.
Таким образом, меняясь от эпохи к эпохе, от территории к территории, учитывая личность конкретного монарха, идея наместничества в целом была постоянна на протяжении веков.
На уровне социальных факторов, которыми мы определяем власть (монархию) прижились и укоренились в сознании и релевантны до сих пор:
- преемственность (кровь), монархов иногда сакрализировали в момент кризиса королевской крови - особенно при ее насильственном пролитии (не только в Англии, но и в истории России).
- сакральность, обусловленная мифом,
- право и организация (институты и территория),
- атрибутика.
На уровне личного впечатления от правителя должен был создаваться особый, харизматичный образ, который формировал пропаганду образа государя: показание богоизбранности (помазание, благословение), демонстрация могущества (величества и блеска).
Поэтому вопрос, какие из перечисленных факторов социального образа вы можете увидеть в любом из известных вам монархов?
Благодарю за внимание!