Найти в Дзене

Определяем готовность руки к обучению в школе. Тест 1

Сегодня разговор пойдет не о том, как развивать ручную умелость, а о том, как родителям можно самостоятельно оценить уровень развития моторных навыков у дошкольника, так необходимых при овладении письмом и оформлении записей в тетрадях по математике.

Специалисты, занимающиеся обследованием психолого-педагогической готовности к регулярному обучению в школе, используют большой арсенал диагностических методик, который позволяет оценить, насколько хорошо развиты графические навыки ребенка. Одно из таких заданий описано кандидатами психологических наук Н.Семаго и М.Семаго в программе «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». Данная информация будет полезна для начинающих педагогов-психологов.

Родителям же предлагаю выполнить следующее:

Предварительная работа: возьмите лист стандартной бумаги и нарисуйте на нем два незаконченных узора простым карандашом. Второй узор должен быть объективно сложнее первого.

Первый вариант
Первый вариант
Второй вариант
Второй вариант

Инструкция для ребенка: Здесь нарисованы два узора. Возьми простой карандаш и продолжи узоры до конца строки. Сначала продолжи первый узор (покажите его), а когда закончишь – продолжи второй узор (покажите второй узор). Когда будешь рисовать, старайся не отрывать карандаш от листа бумаги. Бери карандаш и начинай работать.

Если ребенок задает вопросы, уточняет задание, переспрашивает, что нужно сделать, повторите основную часть инструкции: «Продолжи узоры до конца строки».

Во время выполнения задания: родитель наблюдает за работой и обращает внимание на поведение дошкольника. Сразу ли дошколенок начал рисовать предложенные узоры или потребовалась дополнительная стимуляция: «Начинай работать!», «Не волнуйся!», «У тебя получится!». Отвлекается ли в процессе прорисовывания, не может ли сосредоточиться, крутится ли на стуле, падает ли карандаш из рук, делает ли малыш перерывы в работе – это особенности, мешающие добиться качественного результата.

Есть дети, которые отказываются от подобных заданий или выражают негативное отношение к процессу выполнения. Не надо заставлять дошкольника силой, угрозами, шантажом или наказанием. Вернитесь к нему спустя какое-то время (несколько дней), может быть дошкольник был в тот момент уставшим, плохо себя чувствовал, ему хотелось поиграть или посмотреть мультфильм, а не трудиться над узорами.

Зафиксируйте время работы и сравните его со временем, которое ребенок потратит на подобное задание в следующий раз. В идеале каждый раз время должно уменьшаться, либо оставаться прежним. Обязательно проверяем, правильно держит ребенок карандаш.

Анализируем результат: ребенок справился с заданием, если узоры дорисованы до конца строчек; размер элементов совпадает с предложенным началом (допускается небольшое отклонение); нет ярко выраженного увеличения или уменьшения; строчки ровные, не уходят вверх или вниз более, чем на 1см; соблюдена ритмичность рисунка, нет сбоев в логической последовательности элементов узора; нет дополнительных элементов, придуманных ребенком; нет разрывов между повторяющимися частями; нажим на карандаш умеренный; линии ровные. Помните, что подобный результат будет у дошкольника ближе к 6,5 -7 годам, но предложить подобное задание можно ребенку, достигшему 5 лет, чтобы понять, в каком направлении следует развивать дошкольника в ближайшее время.

По сути, в данном задании скрывается два задания. Во-первых, ему надо уловить логическую последовательность, понять ритмичность элементов, во-вторых, воспроизвести ее и не сбиться, опираясь на графические навыки работы с карандашом.

✅ Для начала понять, почему не получилось. Малыш не может уловить логическую последовательность или трудности с прорисовкой.

✅ Ни в коем случае не ругать ребенка, обратить внимание на то, что получилось.

✅ Если дошкольник не видит логической последовательности, играйте в игры, где требуется осознание ритмичности. Начните с выкладывания узоров на столе с помощью геометрических фигур или счетных палочек. Другими словами, с тех предметов, которые можно ощутить тактильно.

Используем счетные палочки
Используем счетные палочки

Положите перед ребенком красную, а потом синюю палочку, потом снова красную, а за ней синюю. «Какая палочка будет следующей, продолжай!»

Если справился, усложните задачу: положите две зеленых палочки, а потом желтую, снова две зеленых, а за ними желтую. «Какая палочка будет следующей, продолжай!»

Используем геометрические фигуры
Используем геометрические фигуры

Если справился, берите геометрические фигуры: положите круг, треугольник, снова круг, треугольник. «Какая фигура будет следующей, продолжай!»

Если справился с двумя фигурами, усложняйте: положите два квадрата, круг, снова два квадрата, круг. «Какая фигура будет следующей, продолжай!»

Если справился, усложните: положите большой квадрат, маленький квадрат, треугольник, снова большой квадрат, маленький квадрат, треугольник. «Какая фигура будет следующей, продолжай!»

Идея заключается в следующем: происходит чередование цвета, потом фигур, затем добавляем размер. Вариантов выкладывания множество. Не старайтесь натаскать ребенка, он должен уловить суть игры, ритм при выкладывании. Заучивание последовательности приведет к тому, что каждый новый ритм будет вызывать сложности.

Если ребенок улавливает ритм, логическую последовательность, удерживает их в голове, но не получается с прорисовкой, значит, дело в недостаточно развитых графических навыках.

Начните с анализа того, как часто ребенок берет в руки карандаши, краски, фломастеры и что-то рисует, раскрашивает. Кстати, фломастеры больше всего привлекают дошколят, но меньше всего подходят для развития мелкой моторики. Чередуйте работу фломастерами с карандашами и красками. Карандаш помогает регулировать нажим, а кисточка – ловкость. Разнообразьте досуг ребенка, предложив ему алмазную мозайку, выжигание по дереву, картины по номерам, макраме, плетение браслетов, изготовление бус, оригами, скрапбукинг, аппликации, – это развивает мелкую моторику и опосредованно способствует красивому письму.

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: квадрат, треугольник, квадрат, треугольник и так до конца строки. Возьмите два цветных карандаша и попросите ребенка раскрасить квадраты красным, а треугольники желтым. Фигуры и цвет меняйте каждый раз по своему усмотрению.

Если справился, усложните: нарисуйте желтый круг, синий квадрат, желтый круг, синий квадрат. «Какая фигура будет следующей, дорисуй до конца строки и раскрась!». Предлагайте каждый раз другую комбинацию.

Рисуем геометрические фигуры, а потом раскрашиваем
Рисуем геометрические фигуры, а потом раскрашиваем

Еще одной из причин неуспеха может быть недостаточная сформированность пространственных представлений. Другими словами, ребенок плохо ориентируется в пространстве: право-лево, верх-низ; и на листе бумаги: правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, между, над, под. О том, какие игры помогают справиться с этими трудностями, читайте на моем канале.

Чтобы ребенок научился ориентироваться на листе бумаги, купите тетрадь в крупную клетку и начинайте рисовать узоры в ней.

Нарисуйте по клеточкам квадрат, прямоугольник, квадрат, прямоугольник. «Какая фигура будет следующей, продолжай!»

Если справился, усложните: нарисуйте начало непрерывного узора. «Продолжай дальше!»

Сейчас в продаже можно найти великое множество рабочих тетрадей с заданиями "Скопируй узор по клеточкам», «Дорисуй половинки и раскрась». При покупке таких (типа «готовим руку к письму») обратите внимание на качество бумаги, она должна быть исключительно белой и достаточно плотной, как стандартный лист, предыдущие и последующие листы не должны просвечивать, узоры нарисованы крупно. Переход на школьную клетку на самом последнем этапе.

Данный материал, я уверена, поможет оценить степень готовности руки дошкольника к овладению письмом и определит направление ближайшего развития вашего малыша. Всем удачи!

Обязательно ставьте 👍!

Похожие статьи:

Учим дошкольника ориентироваться в пространстве
Всё о дошколятах и не только10 сентября 2022